То есть я хочу сразу оговориться, что фильмы, о которых пойдет речь, мне относительно безразличны. Точнее, небезразличен только один, нетрудно догадаться, какой, но разговор не об этом, а о том, имеет ли право человек на публичное высказывание по поводу того или иного произведения искусства ещё до того, как он с ним ознакомится.
Надо попросить священников, чтобы они внесли изменения в список грехов. По-моему, там не хватает предубеждения. Были б у меня такие возможности, я бы разбудил Данте с
просьбой внёсти предубеждение в самый жёсткий круг, поближе к предательству. Потому что с него начинаются все беды. И зависть, и прелюбодеяние, и воровство, и даже «не убий» (понимаю, что я тут понакидал в одну кучу все религии мира, но, надеюсь, так будет нагляднее).
Всем нравится такой Михалков, на заднем плане у которого полка ещё не ломилась от статуэток. И никому не нравится забронзовевший Никита Сергеевич.
Это вовсе не в Доренко, который обращается в эфире: «Миша, что делаешь», – потому что мы все знаем, что Доренко никогда не будет зря называть Пореченкова по имени просто так. Главреду «Говорит Москва» гипотетически может быть позволено употреблять уменьшительно-ласкательные формы, но насколько это идёт другим людям? Сейчас всё чаще публицисты (давайте их называть «знатоками») заходят в кинозал с непонятной мотивацией. Ознакомиться с фильмом? Как оказывается, не факт. Прикоснуться к магии кино? Бросьте. Сделать детальный анализ? Да ну! Они садятся в зал, чтобы уже оттуда строчить в твит-ленту свои переживания, доказывая искромётное чувство юмора и знание предмета. Ну, хорошо. Для твиттера подойдёт, а вот насколько это имеет отношение к журналистике? И я не утрирую. Вы сами найдёте в интернете ссылку на текст статьи известного кинокритика, который, не шучу, вместо того чтобы смотреть на экран, писал в твиттер свои впечатления, одним из которых было: «Пойду покурю, что ли». Перед такой конструктивной идеей писать рецензии остаётся только снять шляпу и отвесить поклон.
Сейчас всё чаще публицисты (давайте их называть «знатоками») заходят в кинозал с непонятной мотивацией. Ознакомиться с фильмом? Как оказывается, не факт. Прикоснуться к магии кино? Бросьте. Сделать детальный анализ? Да ну!
Цитирую: «а над пароходиком летает голубая хрень». Или: «она забрала мужской одеколон, чтобы, наверное, похмелиться в дальнейшем». Очень по делу. Я не претендую, разумеется, даже на то, чтобы зваться рецензентом, но я читал режиссёрскую экспликацию «Солнечного удара», поэтому знаю, какую задачу ставил Михалков перед собой и съёмочной группой. Соответственно, имею представление, что хотелось и что поучилось. «Было» – «стало». Но искать ещё с самого трейлера поводы прицепиться и язвить в стиле «Аншлаг! Аншлаг!» – это как-то не по-человечески.
Самое грустное в «Солнечном ударе» – то, что есть к чему цепляться, и в этом положении даже хороший журналист теряет над собой контроль, и получается басня Крылова. Если не выглядеть моськой, то не лучше ли прицепиться к «голубой хрени» за то, что шарфик летает местами слишком в лоб, кое-где видны просчёты и декораторов, и специалистов по компьютерной графике? Можно ругать цветокоррекцию, но режиссёр изначально решил для себя, что дореволюционная Россия должна иметь лубочный открыточный вид. Захотел – сделал. Красиво это или нет – решать каждому конкретному человеку, а не навязывать своё личное мнение. Если уж дальше копать, то мне всё равно, как Никита Сергеевич выбирал актёров. Хоть по объявлению. Но вот хорошо они играют, плохо ли – вопрос, который, по идее, должен интересовать критика, а не копаться в их происхождении и степени «русскости».
Мне всё равно, как Никита Сергеевич выбирал актёров. Хоть по объявлению. Но вот хорошо они играют, плохо ли – вопрос, который, по идее, должен интересовать критика.
«Тыкать» – это вообще стало нормой. Вот узнал кинообозреватель, что Жору Крыжовникова зовут на самом деле по-другому. И, радостный, пишет не про фильм «Горько! 2», а про то, что он является носителем сакральной тайны имени Андрей. Хотя сам кино не смотрел и не пойдёт, потому что ему рассказали про первую часть, где русские люди представлены в дурном свете. Тот самый момент, когда люди не идут на «Солнечный удар» из-за кажущегося им в трейлере переизбытка патриотичности, но не идут и на «Горько!» из-за того, что, как им кажется, там сплошь поклёп на русских. Откуда только Крыжовников и Бекмамбетов взяли, что на свадьбах и похоронах некоторые представители коренного населения страны и носители национальной идентичности пьют, страшно сказать, водку? Что за… Поэтому в кино не пойду, но напишу, что я по этому поводу думаю.
Тот самый момент, когда люди не идут на «Солнечный удар» из-за кажущегося им в трейлере переизбытка патриотичности, но не идут и на «Горько!» из-за того, что, как им кажется, там сплошь поклёп на русских.
По мне, так научная фантастика – один из самых благодатных жанров во всех видах искусства, и год от года чертовски трудно снять что-то оригинальное на эту тему. Мой друг и коллега долго мне пытался доказать, что Нолан снял несусветную чушь, в конце концов признавшись – всерьёз или нет, – что у него это зависть. А я очень хорошо понимаю завидующих Нолану, Крыжовникову, Кончаловскому, Михалкову и прочим успешным, не обязательно в финансовом отношении, режиссёрам. Но вот другой мой коллега, который не видел «Интерстеллар», но уже мнение имеет, переслал мне текст от одной, по его мнению, уважаемой журналистки насчёт Нолана. Я не знаю эту писательницу, мне всё равно, какой ранг она занимает, но этот текст представляет собой идеальный пример новых кинознатоков. Не буду приводить его полностью, там всё равно на треть ненормативная лексика. Но всё же цитата: «…первое что мне показали это был фильм Интерстеллар [мат]. Интерстеллар Артуа. ЭТО [мат] ЧТО ВООБЩЕ? <…> вообще очень хочется внедрить в сознание Путина мысль что надо запретить американское кино все-таки. Потому что пищевые продукты-то вот ладно, мне на них [мат], я могу спокойно одной гречей питаться…» И так далее.
Нельзя путать блоги и СМИ. Нельзя совмещать в одном тексте гречу и кино. Нельзя думать, что мигалка на машине режиссёра и его творческая деятельность – одно и то же.