1Использование целлулоида
В 1888 году французский изобретатель Эмиль Рейно усовершенствовал свой праксиноскоп (см. фото), перенеся рисунки на 35-миллиметровую целлулоидную ленту и вывел изображение на экран, устроив импровизированный показ для знакомых. Через 4 года, 28 октября 1892-го широкая публика получила возможность увидеть своими глазами «Оптический театр» в парижском музее восковых фигур Гревен. Именно эту дату считают днем рождения мировой анимации.
Праксиноскоп / Фото: Ronald Grant Archive / Mary Evans
Истинное значение целлулоида для воспроизведения простейшей анимации открыл американец Джон Рэндолф Брэй. Это позволило ускорить и удешевить производство. В январе 1914 года он подал патентную заявку на изобретение метода по выведению неподвижных частей изображения (фонов, декораций) на отдельный слой полупрозрачной бумаги, что избавляло от необходимости повторять их в каждом новом кадре. В заявке Брэй описал также возможность использования бумажных вырезок для достижения объемного эффекта. Эта техника позднее получила название «плоской марионетки».
Мультфильм «Полковник Хиза-лгун» (1915)
2Покадровая анимация
Английские режиссеры-изобретатели Джон Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит вошли в историю анимации как создатели первого кукольного (к сожалению, несохранившегося) мультфильма «Цирк лилипутов» (1898).
Значение этой ленты в открытии
Им удалось добиться эффекта покадрового движения. Они слегка корректировали положение объектов съемки (в их случае — деревянных игрушек) при выключенной камере. Такой метод позволил создать иллюзию непрерывного движения. На этом элементарном открытии по сей день строится любая анимация.
Позднее Блэктон и Стюарт сделали анимационную серию «Комические фазы смешных лиц» (1906), в которых продолжили свои эксперименты уже с рисунками.
Мультфильм «Комические фазы смешных лиц» (1906)
3Графическая анимация
Француз Эмиль Коль стал родоначальником графической мультипликации в ее классическом понимании. Именно он первым вдохнул жизнь в рисунки человечков, названных им «фантошами» («Фантасмагория или Кошмар фантоша», 1908). Для оживления Коль использовал покадровую анимацию, то есть рисовал каждую позу вручную, а затем соединял рисунки в единую последовательность действий.
Одним из его важнейших открытий для мировой анимации стало соединение игрового фильма с рисованным («Сияние испанской луны», 1909). Впоследствии этот прием использовался в серии «Алиса в стране чудес» (1922-1927) Диснея, «Новый Гулливер» (1935) Александра Птушко и в современном «Кто подставил кролика Роджера» (1988) Роберта Земекиса.
Мультфильм «Фантасмагория» (1908)
4Ротоскоп
Со временем стало понятно, что в простом оживлении примитивных рисунков не хватает убедительности. Нужен был такой подход, который бы позволял создавать персонажей максимально естественными.
Решение нашел Макс Флейшер в 1914 году. Он начал использовать метод проекции натурного киноизображения на «просвет» (рабочий стол аниматора) и перевод его на лист бумаги. Таким образом ему удалось добиться жизнеподобного движения. Изобретение получило название «ротоскоп». Вместе со своими братьями Джо и Дейвом он снял экспериментальную работу, которая в дальнейшем переросла в знаменитую серию «Из чернильницы».
Мультфильм «Время сна», реж. Дейв Флейшер (1923)
Метод успешно применялся Диснеем для решения облика всех человеческих персонажей, например, Белоснежки и других известных принцесс. В отечественной практике «ротоскоп» получил внутристудийное название «эклер».
В 1950-е годы «эклером» пользовались для создания средствами мультипликации положительного человеческого персонажа («Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.). Важно учитывать, что этой технике аниматоры доверяли лишь наполовину, считая, что точное копирование обедняет анимацию как искусство.
Переведение отснятых на пленку актеров было вспомогательным методом, необходимым для повышения профессионализма художников. Споры по поводу допустимой степени натурализма при использовании ротоскопа ведутся до сих пор, хотя большинство профессионалов пользуется им избирательно в качестве дополнительного приема при решении сложных технических задач.
Кадр из «Белоснежки» (1937) / Фото: Disney
5Абстрактная анимация
Немецкие художники-абстракционисты обратились к анимации как к средству передачи чистых форм. Их бессюжетные короткометражки на первый взгляд кажутся хаотичным набором перемещений геометрических фигур и линий. Однако это не так.
«Диагональная симфония» Викинга Эггелинга (1921) и «Оптическая поэма» (1937) Оскара Фишингера стали визуальными эквивалентами музыки, где с помощью переклички света, теней и цвета подчеркивается ритм как способ выражения эмоции, звука, композиции.
Мультфильм «Оптическая поэма» (1937)
В своих экспериментах они одними из первых применили ряд необычных техник. Например, работы Вальтера Руттманна («Опусы I-IV», 1921-1925) стали первым примером использования техники ожившей живописи.
Он исследовал цветовые акценты, постепенно усложняя структуру движения предметов, вводя два и более элементов в кадр, замедляя, а затем ускоряя ритм. В его анимации оживают простейшие пейзажи (волны, солнце) и передаются ощущения (порывы ветра, дыхание).
Процесс оживления эскизов включал в себя три этапа:
- рисунок маслом по стеклу прямо под камерой и покадровая съемка после каждого мазка;
- комбинирование с перекладкой на втором стеклянном слое;
- тонирование пленки и раскрашивание вручную каждого кадра.
Мультфильм «Опус II» (1921)
Опыты этих пионеров позволили добиться впечатляющих результатов следующим поколениям абстрактных аниматоров: Лен Лаю («Калейдоскоп», «Ящик с красками», 1935-1937); Стэну Брекиджу («Свет мотылька», 1963); Джону Уитни («Арабеска», 1975); Адриану Локману («Штрихкод», 2002, «Поток», 2019); Михаэлю Дюдок де Виту («Аромат чая», 2005); Нану Вангу «Поэзия пыли», 2014) и другим.
Мультфильм «Штрихкод» (2002)
6Образцовая студия и потоковое производство анимации
Имя Уолта Диснея не нуждается в особом представлении, а перечисление его заслуг перед анимацией может занять не одну страницу: использование звука («Пароходик Вилли», 1928), цвета («Цветы и деревья», 1932), съемка полнометражного мультфильма («Белоснежка и семь гномов», 1937), ксерография («101 далматинец», 1961) и достижение небывалого уровня профессионализма в ритме, проработке облика персонажей и детализации фонов.
Справедливо заметить, что Дисней не был новатором в области многих технических решений. К примеру, первым полнометражным анимационным фильмов считается El Apostol аргентинского режиссера Квирини Кристиани. А многие из важных визуальных находок были предложены его коллегой — аниматором Абом Айверксом, создавшим Кролика Освальда и Микки Мауса.
Мультфильм «Цветы и деревья» (1932)
Однако главным достижением Уолтера является создание образцовой студии и выведение анимации на коммерческий уровень. Дисней сумел объединить разрозненное производство мультфильмов в единую систему и добиться безоговорочного признания мультипликации широкой аудиторией.
Для развития анимации важными стали и его нововведения в области организации труда: разделение аниматоров по специализациям (гэги, сюжет, эмоции, характерные черты персонажей и т.д.); проведение обучающих семинаров и мастер-классов для работников студии.
Создание мультфильма «Белоснежка» (1937)
Система потокового производства, построенная Диснеем, явилась образцом для создания российской студии «Союзмультфильм».
Disney по сей день является брендом и эталоном качества, хотя в разные годы с ним успешно конкурировали многие анимационные студии.
7Бескамерная анимация
Продолжатель традиций абстрактной анимации канадец Норман Макларен в 1930-х годах начал экспериментировать со съемкой анимационных фильмов без использования камеры. Сначала он просто смывал эмульсии с бракованной кинокопии и на прозрачной целлулоидной ленте рисовал изображение, не придерживаясь при этом покадрового разделения. Для передачи пространства он использовал эффекты пикселизации и наложения.
Позднее, бескамерным методом он создал ряд фильмов, работая под руководством документалиста Джона Грирсона в Канадском Национальном управлении кинематографией. Также Норману принадлежит идея метода «фундус», позволяющая менять форму и цветовую гамму рисунков. Для этого он сконструировал специальный стол с тремя сменными плоскостями. Макларену удалось придти и к ряду революционных заключений в синхронизации анимации с музыкой.
Мультфильм «Мерцающая пустота» (1955)
8Тотальная анимация
В истории анимации Александр Алексеев упоминается прежде всего как изобретатель игольчатого экрана. Это необычное сооружение, представляющее собой плоскость с сотнями дырочек, через которые проходят металлические стержни разных конфигураций. Причудливый рисунок света и тени создает на этом «полотне» эффект ожившей гравюры.
Мультфильм «Ночь на лысой горе» (1933)
Но не менее важным стало другое его открытие. В 1951 году вместе со своей женой Клер Паркер они разработали трудоемкую технику «тотальной анимации» — покадрового оживления не только движущихся, но и неподвижных предметов, то есть элементов фона.
Тотализация до сих пор считается одной из самых сложных анимационных техник. Как правило, к ней прибегают для создания отдельных эпизодов длиной до нескольких секунд, хотя есть мультфильмы, полностью сделанные в тотальной анимации, например, «Завтрак на траве» (1987) эстонского режиссера Прийта Пярна.
Мультфильм «Завтрак на траве» (1987)
С развитием компьютерных технологий оцифровка заднего плана стала менее энергозатратной, но все же применяется реже стандартного подхода со статичным фоном.
9Компьютерная анимация
В 1962 году американский ученый Айвен Сазерленд разработал систему Sketchpad, которая позволяет управлять изображением на экране компьютера. За нее он получил премию Алана Тьюринга.
Уже в 1963 году студия Disney применила систему Audio Anomatronics, которая привела в движение компьютерные модели животного и человека. Цифровые технологии постепенно стали захватывать мир анимации.
Но первым, кто применил компьютерную графику в творческих целях, стал венгерский аниматор Петер Фёльдеш, показавший в 1971 на фестивале в Аннеси свой мультфильм «Метаданные».
Мультфильм «Метаданные» (1971)
103D-анимация
Первой экспериментальной работой в технике 3D-анимации считается короткометражка «Компьютерная анимация руки» (1971). Ее создали два студента: Эдвин Кэтмулл (ставший позже президентом Disney и Pixar) и Фред Парк, будущий ученый в области компьютерной инженерии.
Компьютерная анимация руки (1971)
Эстафету объемной анимации подхватил Джордж Лукас, применив 3D в «Звездных войнах» (1977) и студия Disney в фильме «Черная дыра» (1979), а первым мультфильмом, выполненным в новой технологии стала полнометражная «История игрушек» (1995) Джона Лассетера.
Мультфильм «История игрушек» (1995)
Обложка: Уолт Дисней / DISNEY / Ronald Grant Archive