На протяжении всей картины зрители остаются в напряжении и даже сочувствуют грустному клоуну-убийце, а зловещая атмосфера держит зрителей у экрана даже при просмотре самых жестоких сцен. В этом огромная заслуга саунд-дизайнеров и композитора. И сейчас мы расскажем почему.
Музыка
Композитором «Джокера» стала исландская виолончелистка Хильдур Гуднадоттир (Hildur Guðnadóttir). В этом году она уже приложила руку к звуковому оформлению самого атмосферного сериала этого года — «Чернобылю». Там Хильдур экспериментировала с фактурами, например, записывая скрип дверей настоящей АЭС в качестве солирующего инструмента.
С «Джокером» все вышло немного проще в плане записи — никуда выезжать не понадобилось, однако работать пришлось «с нуля». Хильдур писала музыку, основываясь только лишь на собственных эмоциях и чувствах после прочтения сценария. Она не видела никаких сцен из фильма. На момент сочинения музыки ничего попросту не было снято.
«Тодд связался со мной примерно за полгода до съемок, — рассказывает Гуднадоттир. — Хотя обычно композиторов нанимают поздно. У меня был довольно сильный эмоциональный отклик на сценарий. Тодд спросил, не хочу ли я написать музыку, основанную на моих чувствах. Режиссер не давал мне никаких инструкций, ему было любопытно узнать, что я чувствовала».
О музыке в фильме «Джокер» (2019)
Танец
Не менее удивительна история с уже знаменитым танцем «Джокера». Дело в том, что его попросту не было в сценарии. Вот как объяснил Тодд Филлипс появление этого танца в фильме:
«Я просто поставил Хоакину композицию, и он начал танцевать под нее. Мы были одни в ванной, 250 человек съемочной группы ждали снаружи, и он просто танцевал. А потом мы посмотрели друг на друга и сказали „Хорошо, эта сцена готова“».
Сцена из фильма «Джокер» (2019)
Саунд-дизайн: объемный звук и детали безумия
«Джокер» изначально задумывался как картина, отличная от типичных фильмов по комиксам. Вот как главный звукорежиссер Алан Мюррей описывал начало работы над звуком:
«У Тодда и Джеффа Грота (редактора) был очень конкретный план. Им не нужен был какой-то излишний звуковой дизайн, потому что это не комикс DC. Это было больше основано на мрачности, ведь Готэм-Сити всегда был городом на грани взрыва».
Отличный прием звукорежиссеры использовали в «живых» сценах шоу Мюррея, когда зрители не понимали, правда ли это или безумная фантазия Артура.
«Вступая в „живую“ часть шоу Мюррея Франклина мы хотели, чтобы зрители чувствовали, будто они в центре студии. Хотя зритель и не знает, реально это или нет. Это часто случается на протяжении всего фильма, — говорит Алан. — Размещая реакцию толпы вокруг окружающего пространства Dolby Atmos, мы можем заставить зрителей почувствовать себя так, как если бы Артур сидел посреди аудитории этой студии. Звук полностью окружает аудиторию, и он следует за углом камеры.
Возвращаясь из студии шоу в спальню, где Артур и его мама смотрели телевизор, мы использовали звуковой дизайн, но всегда следили, чтобы его не было слишком много. В тот момент у нас были еще несколько экстравагантных элементов звукового дизайна, таких как „вуши“, но Тодд был очень осторожен с переходами. Таким образом, мы взяли за основу фактуру Хильдур и подстроили под нее саунд-дизайн».
Финальный трейлер фильма «Джокер» (2019)
Таким образом, самая современная система объемного звука позволила звукорежиссерам создать тот самый безумный Готэм, от которого становится не по себе и даже появляются мурашки. Но не только технические достижения помогли создать нужную атмосферу. Мелкие, но важные творческие находки специалистов сыграли далеко не последнюю роль. Например, помните сцену, где друзья Артура навещают его дома? Обратили ли вы внимание на звук двери?
«Два приятеля из магазина клоунов приходят к нему в гости. Внезапно дверь Артура издает зловещий скрип. Мы видим уже Джокера с белым лицом и пугающей внешностью. Это переходит во внезапное насилие, которое превалирует в сцене», — вспоминает Мюррей.
Сперва нам кажется, что все хорошо — это обычный визит старых знакомых после трагедии, однако спокойная атмосфера разваливается еще до насильственных действий Артура. Саунд-дизайнеры нам словно намекают этим звуком — ого, сейчас что-то пойдет не так. И это отлично играет в миксе с музыкой Хильдур.
На съемках фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.
Кстати, звукам убийства бывшего начальника Артура Алан выделил особую роль: «Мы хотели добиться ужасного звука удара ножниц в глаза. И также хотели добиться реалистичного звука удара головой о стену. Я на самом деле записал этот звук в своем собственном доме и при этом нанес несколько вмятин на моей стене. Я поместил несколько контактных микрофонов на другую сторону стены, чтобы передать более реверберирующий звук. Также мне помог микрофон Neumann M / S, которым я пользовался последние пять лет. Мне хотелось погрузить аудиторию в этот момент ужаса и жестокости».
Музыка к фильму «Джокер» (2019)
Аутентичность 1980-ых и искусство хаоса
События «Джокера» разворачиваются в начале восьмидесятых. И у нас нет в этом никаких сомнений. Все звуки отлично записаны, обработаны и панорамированы, а восьмицилиндровые двигатели проезжающих мимо автомобилей слышно даже за стенами дома Артура. Кстати, над этим звуковой департамент работал отдельно, чтобы город всегда присутствовал.
«Мы использовали эти „жирные“ звуки двигателя V-8, чтобы стереть грань между убегающими подростками и Артуром, преследующим их, — говорит Алан Мюррей. — Также мы сфокусировались на агрессивных автомобильных звуках и звуках бега, когда они пересекают улицу. Нам было важно передать темный дух Готэма, его разруху».
Фоновые записи толпы также были совсем не библиотечными. «Однажды ночью мы собрали большую группу ADR здесь, в Warner Bros., — продолжает Алан, — чтобы добиться естественной реверберации. Мы записывали на крышах домов, в дверях, окнах, пытаясь получить естественную реверберацию, которую вы услышите в переулке. У нас было много воплей и криков по всей аллее у дома Артура. Тодд хотел добиться максимально реалистичного звука, который можно услышать только в Нью-Йорке».
Трейлер фильма «Джокер» (2019)
Отдельного упоминание заслуживает сцены хаоса в концовке фильма. Хотя словосочетание «организованный хаос» может показаться странным, в действительности она потребовала много усилий: «Мы хотели подчеркнуть, что это город, переживающий большой хаос. Вы слышите сигналы тревоги, разбитие стекла и сирены. И все это звучит вместе с музыкой.
Самым сложным было создание звука сирен, которые будут хорошо звучать с White Room, моим любимым треком. Мы хотели удостовериться, что тембр сирен и музыка работают вместе и не заглушают друг друга.
После аварии мы переходим к субъективному / сюрреалистическому звучанию толпы. В этот момент мы делали менее конкретные звуки, потому что речь идет о замедленном движении. В конце беспорядков, когда Артур встал на крышу машины, можно было записать много людей, которые скандировали бы „Джокер!“
Но в итоге получился скорее рев толпы, чем конкретные фразы, когда Джокер стал Джокером. Этот первобытный крик донесся из Артура и толпы. Это случай, когда можно было пойти одним путем, но мы пошли наоборот. Это действительно эффективно сработало».
Музыка к фильму «Джокер» (2019)
«Джокер» — одна из самых интересных картин с точки зрения звука за последнее время. Сдержанный стиль звукового дизайна и умелое сведение эффектов с музыкой сделало фильм по-настоящему интересным для прослушивания. Здесь нет постоянных взрывов или шумов для достижения вау-эффекта. Каждая деталь старательно проработана звукорежиссерами и следует за историей, иногда даже опережая ее, словно предупреждая о наступающем безумии.
Источник: asoundeffect.com
Обложка: кадр из фильма «Джокер» (2019) / Warner Bros.