12 примеров того, как ограничения способствуют творческой свободе

01. «Племя»

01. «Племя»
Режиссер: Мирослав Слабошпицкий

Страна: Украина

Ограничение: Кино без слов

Бессловесных фильмов в истории кино насчитывается несколько десятков, однако мало где такой подход был столь же оправдан, как в «Племени». Суровая социальная драма украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого стала первой картиной с участием исключительно глухонемых актеров. В фильме присутствуют диалоги, но только на языке жестов, не сопровождаемом субтитрами. Такое ограничение не помешало истории о жизни подростков в интернате быть понятой зрителями всего мира и стать хитом десятков кинофестивалей. 
 

02. «Виктория»

02. «Виктория»
Режиссер: Себастьян Шиппер

Страна: Германия

Ограничение: Один кадр

Появление цифровых камер открыло перед кинематографистами лелеемую еще со времен хичкоковской «Веревки» возможность однокадрового кино. С начала 2000-х годов было сделано несколько опытов в этом формате (самый известный, пожалуй, «Русский ковчег»). К удачам можно отнести прошлогоднюю «Викторию», лихую молодежную драму о клубной вечеринке, переросшей в ограбление банка. Картина снималась на двух десятках локациях в центре Берлина, удалась на третьем дубле и при длительности в 140 минут стала самой продолжительной на данный момент однокадровой лентой. На Берлинском кинофестивале 2015 года работа оператора фильма Стурлы Брандт Гровлена была заслуженно отмечена «Серебряным медведем».

 

03. «Сын Саула»

03. «Сын Саула»
Режиссер: Ласло Немеш

Страна: Венгрия

Ограничение: Только крупные планы

Драма из Венгрии о концлагере Аушвиц, удостоенная в этом году «Оскара» и «Золотого глобуса» как «Лучший фильм на иностранном языке». Авторы намеренно отказались от общих планов, чтобы добиться эффекта пристального «вглядывания» в главного героя, измученного еврейского пленного и члена зондеркоманды. Прием парадоксальным образом работает на воссоздание клаустрофобической атмосферы ада концлагеря — воображение зрителя дорисовывает жуткое пространство, опираясь на акустику кадра и реакции героев. Кстати, в схожей манере выполнен и недавний «Милый Ханс, дорогой Пётр» Александра Миндадзе.

 

04. «Боковой ветер»

04. «Боковой ветер»
Режиссер: Мартти Хельде

Страна: Эстония

Ограничение: Статичные мизансцены 

Драма из Эстонии, посвященная мрачной странице советской истории — депортации 40 тысяч жителей Прибалтики в Сибирь в июне 1941 года. Чтобы передать ужас той катастрофы и создать эффект «застывшего времени», авторы выбрали уникальную технику — почти вся лента состоит из тринадцати так называемых «живых картин», статичных композиций, в пространстве которых панорамирует камера. Решение потребовало титанического труда — на каждую из «картин» требовалось от двух до шести месяцев подготовки и день на съемки.

 

05. «Танжерин»

05. «Танжерин»
Режиссер: Шон Бэйкер

Страна: США

Ограничение: iPhone в качестве камеры

Статус фестивального хита этой трагикомедии о лос-анджелесских трансгендерах был обеспечен уже тем фактом, что фильм стал одним из первых полных метров, снятых на iPhone 5s. Смелое решение позволило значительно удешевить производство, однако никак не упростить (режиссер Шон Бейкер, по слухам, за время работы над проектом проклял все и поклялся никогда впредь не снимать на iPhone). Но несмотря на все технические сложности — фокусировка, стабилизация, цветокоррекция — определенно можно сказать, что формат айфонного изображения удачно совпал со стилистикой cinéma vérité и бунтарским духом истории. 
 

06. «Такси»

06. «Такси»
Режиссер: Джафар Панахи

Страна: Иран

Ограничение: Одно пространство

Иранский режиссер-диссидент Джафар Панахи, пожалуй, самый ограниченный в средствах кинематографист мира. Вопреки запрету властей снимать и писать, он продолжает творить, используя iPhone и обстоятельства, предлагаемые самой жизнью. Его третий фильм, созданный после начала гонений, полностью снят в кабине обычного тегеранского такси, за рулем которого сидит сам режиссер.
 

07. «Выживший»

07. «Выживший»
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту

Страна: США

Ограничение: Съемки в хронологическом порядке, естественное освещение

Обстоятельства производства самого обсуждаемого фильма начала года, вероятно, всем хорошо известны. Тем не менее, еще раз отметим две особенности картины, продиктованные желанием авторов создать максимально достоверный образ героев и времени действия. Во-первых, картина снималась в хронологическом порядке (то есть сцены делались в той же последовательности, что мы видим на экране), позволившем актерам последовательно пережить эволюцию характеров своих персонажей. Во-вторых, Эммануэль Любецки настоял на использовании исключительно естественного света при большом количестве режимных сцен. Оба фактора и стали причиной производственного ада, в который погрузился проект вместе со своими авторами. Впрочем, успех ленты все оправдал. 
 

08. «Кожа»

08. «Кожа»
Режиссер: Владимир Козлов

Страна: Россия

Ограничение: Только непрофессиональные актеры
 

Традиция работы с непрофессиональными актерами имеет давние корни, но не много можно вспомнить современных режиссеров, которые бы придерживались ее так же последовательно, как Владимир Козлов. Он снимает микробюджетные молодежные драмы в провинции (от Челябинска до Калининграда), принципиально приглашая только исполнителей без опыта и добиваясь с их помощью особой аутентичности и выразительности. В данный момент завершается работа над третьей картиной Козлова «Аномия», а его вторая лента, «Кожа», не так давно демонстрировалась в рамках фестиваля «2morrow/Завтра».
 

09. «Убрать из друзей»

09. «Убрать из друзей»
Режиссер: Лео Габриадзе

Страна: Россия-США

Ограничение: Действие в реальном времени, все происходит на мониторе компьютера
Смелый эксперимент, поддержанный Тимуром Бекмамбетовым. События малобюджетного хоррора о подростках, преследуемых призраком одноклассницы-самоубийцы, разворачиваются на экране ноутбука и укладываются ровно в час двадцать. И история, и форма оказались настолько созвучны современному зрителю, что кино окупилось в мировом прокате более 60-ти раз, а Бекмамбетов пообещал запустить целую серию «десктоп-фильмов».

 

10. «Хардкор»

10. «Хардкор»
Режиссер: Илья Найшуллер

Страна: Россия-США

Ограничение: Только субъективная камера

Еще один древнейший прием, в который технологии вдохнули новую жизнь, — субъективная камера, то есть формат съемки, показывающий все действия от первого лица. С помощью камер GoPro и при поддержке Тимура Бекмамбетова дебютант Илья Найшуллер снял первый в мире полный метр, целиком «увиденный» главным героем. Эффект «втягивания» зрителя в творящуюся на экране кровавую акробатику настолько впечатляющий, что на рынке кинофестиваля в Торонто картину тут же отхватили дистрибьюторы за внушительные $10 млн.

 

11. «Коллектор»

11. «Коллектор»
Режиссер: Алексей Красовский

Страна: Россия

Ограничение: Один актер

Начавшаяся несколько лет назад мода на картины с одним актером дошла и до России. Впрочем, до «Коллектора» еще была мононовелла с Михаилом Ефремовым в «Кошечке», но на полный метр отважились впервые. Солирует в триллере Константин Хабенский, играя профессионального вышибателя долгов, которого решили приструнить его же методами. Недавно, кстати, пришла новость, что «Коллектор» в нашем кино уже не одинок — Алексей Федорченко приступил к съемкам ленты «Война Анны», где задача осложнена еще и тем, что единственную роль исполняет шестилетняя актриса. 

 

12. «Краска сохнет»

12. «Краска сохнет»
Режиссер: Чарли Лайн

Страна: Великобритания

Ограничение: Один план, нет действия

Закончим на умиротворяющей ноте. Молодой британский режиссер Чарли Лайн нашел оригинальный способ борьбы с цензурой. Возмущенный действиями Британского совета по классификации фильмов, который дает разрешения на прокат, а также может вносить правки в картины, Лайн решил экранизировать английскую идиому «Watching paint dry» («Смотреть, как сохнет краска»), означающую долгое и монотонное событие. Режиссер покрасил стену и на протяжении десяти часов снимал с одной точки статичной камерой, как она высыхает. Поскольку «наказание» цензоров планировалось особенно жестокое, ни действия, ни даже изменения планов в фильме не было предусмотрено. После того, как Лайн оплатил соответствующий налог, совет был обязан отсмотреть всю картину, на что ушло два дня. Сам режиссер признается, что целиком свой фильм не видел.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *