01. Стэнли Кубрик
02. Питер Джексон
03. Ларс фон Триер
Великий и ужасный Ларс фон Триер выступал в качестве одного из операторов в целом ряде своих картин, например, «Танцующая в темноте», «Догвилль» и «Мандерлей». В «Идиотах», реализуя «партизанские» принципы «Догмы», он и вовсе отказался от услуг оператора-постановщика, полностью взяв эту задачу на себя. Он снимал видеокамерой Sony DCR-VX1000 исключительно с рук, без фильтров, при естественном освещении на натуре и с максимальным приближением к героям. Полученное «грязное», трясущееся изображение вошло в арт-хаусный тренд на последующий десяток лет, но, пожалуй, только в «Идиотах» удалось добиться абсолютной гармонии «безвкусной» формы и безумного содержания.
04. Кристофер Нолан
Как и Питер Джексон, Кристофер Нолан снимал самостоятельно во многом потому, что приходилось минимизировать затраты. Благо, необходимый опыт уже был благодаря короткометражкам. Нолан снимал на 16-мм черно-белую пленку ручной камерой, обходясь в основном естественным освещением и вдохновляясь классикой нуара. Тем не менее, совмещать профессии и дальше кинематографист не собирался, а уже в «Помни» судьба подарила ему Уолли Пфистера, постоянного оператора вплоть до недавних пор.
05. Даг Лайман
Даг Лайман признается, что как оператор умеет работать только в одной визуальной стилистике, зато в ней он не видит себе равных. В характерном ярком, динамичном изобразительном решении режиссер представлял себе «Тусовщиков», «Экстази», «Идентификацию Борна» и «Игру без правил», а потому снимал их самостоятельно. Также совмещение функций, по словам Лаймана, помогает более скрупулезно контролировать съемочный процесс.
06. Тони Кэй
Тони Кэя можно отнести к числу актерских режиссеров, для которых важнее всего работа с артистом и глубина проживания исполнителем своей роли. Визуальная стилистика, которая абсолютно разная, например, в «Американской истории X» и «Учителе на замену», отходит на второй план. Для Кэя возможность самому находиться за камерой только помогает теснее взаимодействовать с актером.
07. Стивен Содерберг
Стивен Содерберг — человек-оркестр, способный выдавать по два фильма в год, выполняя при этом функции режиссера, сценариста, монтажера и продюсера. Начиная с «Траффика», он ещё и выступает в качестве оператора почти во всех своих проектах, скрываясь в титрах под отцовским именем Питер Эндрюс. По словам кинематографиста, выполнение функций оператора помогает ему более тщательно контролировать съемочный процесс и лучше работать с артистами. Благодаря любви Содерберга к экспериментам визуальная стилистика его картин сильно разнится. Но некоторые техники он использует постоянно — это съемка с рук или с плеча, трансфокация и ракурсы. Содерберг, кстати, является одним из самых больших сторонников цифровых камер, по его опыту, значительно упрощающих производственный процесс.
08. Роберт Родригес
Ещё один мастер на все руки — Роберт Родригес (он, кстати, перещеголял даже Содерберга, поскольку иногда выступает в своих проектах ещё и художником, и супервайзером визуальных эффектов, и звукорежиссером, и даже композитором). Кинематографист придерживается философии, согласно которой нужно идти в ногу со временем, постоянно осваивая и используя технические новшества, например, цифровые камеры. Но если хочешь делать это творчески, значит, надо самому. По этой причине Родригес самостоятельно снимал дебютного «Музыканта», «Планету страха», оба «Города грехов», некоторых «Детей шпионов», то есть свои самые новаторские картины. Они же в фильмографии режиссера получились и самыми визуально изощренными, близкими к эстетике комикса.
09. Дэвид Линч
Работая над своим magnum opus «Внутренняя империя», Дэвид Линч сам взял в руки камеру — цифровую Sony DSR-PD150, давшую, по словам режиссера, «невероятную свободу». Она позволила значительно облегчить производственный процесс и обойтись без большой съемочной группы, которая бы нарушала интимную атмосферу на площадке. Благодаря технике «Внутренняя империя» выделяется экстремальной близостью к актеру, богатой хореографией движения камеры и «грязным» изображением, идеально соответствующим сюрреальному содержанию. Линч после этого опыта неоднократно клялся никогда впредь не возвращаться к пленке, но, как известно, в новом «Твин Пиксе» свое слово нарушил.
10. Квентин Тарантино
Свой самый разудалый фильм, «Доказательство смерти», Квентин Тарантино снимал сам просто потому, что вряд ли кто-то еще смог бы так любовно воссоздать визуальную стилистику грошового B-movie. Изображение в фильме нарочито стилизованное, грубое и неряшливое. В картине много оригинально снятых сцен (например, семи-минутный однокадровый разговор в кафе), но особого внимания заслуживает финальная, решенная рваным монтажом погоня. Любопытно, что «Доказательство смерти» осталось единственным операторским опытом в карьере Тарантино, и при этом сам автор называет картину своей самой большой неудачей.
11. Шейн Каррут
Один из наиболее интересных режиссеров современного независимого кино в США Шейн Каррут тоже в своих проектах предстает во всех амплуа. Его последний фильм «Примесь» особенно примечателен визуальным решением: тонкой работой со светом, зеркальными композициями, изящной хореографией камеры и другими элементами, вкупе составляющими узнаваемый стиль. Картину не зря называют одним из наиболее ярких за последние годы воплощений понятия «авторское кино».
12. Шон Бэйкер
Хит прошлого «Сандэнса» и недавнего «2morrow» «Танжерин» создавался двумя операторами, что как бы намекает: съемки на iPhone — это совсем не просто. Уже на препродакшне возникла сложность убедить хоть кого-то из профессионалов ввязаться в авантюру с телефоном. В итоге Бэйкеру пришлось самостоятельно проводить тесты, искать приложения, анаморфотные адаптеры для объектива и другую технику. А из-за многокамерного метода съемок и ограниченного бюджета Бэйкер выступил и на площадке одним из операторов.