«Заявка должна оставлять ощущение, с которым зритель выйдет из кинозала»

— Почему вы стали работать в тандеме?

Татьяна Загдай: «Мы выступаем за серьезный творческий тандем — дружить семьями сценаристов и режиссеров, смотреть вместе кино, выпивать, ходить на семейные праздники. Это такой общетворческий процесс. Я как сценарист могу сказать, что очень сложно режиссеру предложить именно то, что он хочет. И для того, чтобы это предложить, нужно очень хорошо его знать. Нужно понимать, что у него болит, на что он откликнется душевно. И когда эта связь установлена, когда люди действительно находят друг друга, их сотрудничество будет очень плодотворным. Анна Меликян недавно сказала, что «сценариста найти гораздо сложнее, чем мужа». Действительно, активных и вкладывающих в работу много сил, очень мало. Все говорят, а делают единицы».

Режиссер Лика Алексеева и сценарист Татьяна ЗагдайРежиссер Лика Алексеева и сценарист Татьяна Загдай

Лика Алексеева: «Мы всегда выступали за то, чтобы режиссер сам не писал сценарии. При этом я спокойно смотрю на совмещение режиссера с продюсерской частью. К тому моменту, когда режиссер взялся за историю, она уже должна быть крепкой, выдерживающей все драматургические критерии, правила и структуры. Тогда будет легче режиссировать. А если история сырая, то на съемках это порождает нерешаемые проблемы». 

Татьяна Загдай: «Мой муж, когда ему не понравилось кино, и он видит в титрах, что режиссер и сценарист в одном лице, всегда говорит: «Ах, вот в чем дело». Две головы лучше, чем одна. Есть, конечно, много известных примеров, но режиссер имеет большой риск увлечься эстетикой и не доработать драматургию. Мы с Ликой стараемся не выходить на съемки, если в сцене есть какая-то недоработка. Разные стороны режиссера-сценариста борются друг с другом у него внутри, и лучше, если это будет внешняя борьба».

— Чем принципиально отличается сценарий короткометражного фильма от полнометражного?

Татьяна Загдай: «В сценарии короткометражного кино максимум два поворота — один центральный и один в конце, как ирония. Самым простым примером короткометражной истории является анекдот. Но когда история получается, как анекдот, мне кажется, что это плохо. Центром любого сценария должен быть не тот месседж, который вы пытаетесь донести, а ваше сердце то, что у вас болит. Искренность — это самое главное, что должно быть в короткометражном кино».

— Что делать после того, как сценарий написан?

Лика Алексеева: «Важно определить свою роль в проекте. Не всегда вас могут взять срежессировать написанный вами сценарий. Нужно заранее знать, на что ты будешь согласен, а на что нет. Логичнее дать ваш сценарий курировать кому-то или отдать в переработку, но заработать на этом деньги и имя. Как, например, сделал наш коллега, режиссер Михаил Местецкий, который сначала стал очень известным сценаристом. Когда вы определились, на что вы готовы пойти, нужно оценить ваш проект. Какое место он может занять в истории кинематографа? Короткометражный он или полнометражный? Если короткометражный, то это учебная работа или ценная история, которой еще не было? Важно адекватно понимать место и амбиции. Недостаток амбиций и тщеславия может сыграть вам в минус. Другая крайность, когда ради короткометражного фильма люди продают машины, закладывают дома. Деньги, потраченные на короткометражный фильм, никогда не возвращаются.

Режиссер Лика АлексееваРежиссер Лика Алексеева

Можно посмотреть на свою историю и представить, куда бы она могла пойти. Это юмористическая история или какая-то визуальная, переводная или сугубо российская. Первоначальная оценка нужна для того, чтобы понять радиус действия, понимать дистанцию, на какую вы побежите. Режиссер должен осознать, для кого он будет снимать историю, чтобы правильно донести месседж. Когда вы определили это место под солнцем, нужно, взяв свой сценарий, доработать документы до необходимого пакета».

Татьяна Загдай: «Чтобы понять свое место под солнцем, лучше автору выносить свои произведения на обозрение большого количества людей, на питчинг. Чтобы сформировалось определенное понимание, куда двигается человек. Не бойтесь обсуждать». 

— Какие документы нужно подготовить к питчингу?

Татьяна Загдай: «Когда вы подаетесь на конкурсы, на питчинги — во все  буклеты идет заявка на один-полтора листа. У нас нет четких определенных границ относительно формата заявки, поэтому читайте внимательно условия конкурсов и питчингов. Как правило, дальше заявки продюсер не идет. Если в ней нет того, что цепляет, то ваш сценарий никто не будет читать, даже если он для короткометражного фильма. 

Сценарист Татьяна ЗагдайСценарист Татьяна Загдай

Неправильно оформлять заявку в последний момент, потому что именно с ее помощью вы можете зацепить продюсера, а сценарий можно будет еще подправить. В заявке вы должны четко определить героя; ситуацию, в которую он попадает; цель, которую он должен достичь; антагониста или силы, которые ему мешают. Также в заявке, в отличие от логлайна, пишется, чем закончится дело. Заявка очень часто написана не тем языком, которым написан сценарий. В ней не нужно прописывать действие, нужно показать конфликт. 

У меня самой так не всегда получается, потому что это особое искусство — писать красивые, хорошие заявки, которые цепляют. Заявка должна оставлять ощущение, с которым зритель выйдет из кинозала. Мне кажется, что конкурсные отборы проходят заявки, которые эмоционально окрашены. Поэтому не пишите общо, лучше опишите конкретно героя, куда он попадает, с кем сталкивается, какой конфликт возникает. Чтобы зритель знал, за чем он будет следить. Заявке нужно обязательно дать отлежаться, как это обычно бывает с текстом. Лучше пишется заявка того сценария, который уже полностью готов, хотя в основном делают наоборот». 

Лика Алексеева: «Первую заявку, без полноценного сценария, вы можете написать для того, чтобы получить финансирование от фонда или найти продюсера. Потом полностью прорабатывается сценарий, снова возвращаетесь к заявке и еще раз ее переделываете, потому что она будет нужна дальше. Даже если у вас есть полное финансирование, вы потом будете к ней возвращаться, чтобы, например, написать на ее базе аннотацию или отправить какие-то куски разным людям. Заявка вполне перекладывается на устный питчинг в рамках пяти минут. 

Логлайн — это самая главная основа для начала разговора о вашем фильме. А разговоров на всем его цикле жизни будет бесконечное количество. Начиная с того, что вы будете пытаться продать ваш проект оператору, актерам и т.д. Убедить их в том, что это будет интересно. Также нужно осметить бюджет. Это может быть приблизительная «вилка». Смета нужна для того, чтобы понять, куда нужно идти или не нужно (и можно уже начинать съемку)». 
 
— Как защитить свой сценарий от воровства? 

Лика Алексеева: «Я не рекомендую официально регистрировать сценарий в РАО РФ, вам это не дает ничего. Есть эквивалент этого действия — отправить сценарий себе самому с уведомлением и не открывать конверт». 

питчинга «Кинотекст» Питчинг «Кинотекст» 

Татьяна Загдай: «Хорошие мастера говорят: «Сначала напишите то, что у вас захотят своровать». Если вы работающий автор, мне кажется, глупо думать, что вот только я сейчас выйду со своим чудесным произведением и все сразу украдут мою идею. Если вы можете создать одну, то после нее вы будете способны придумать еще не менее десяти гениальных идей. У нас на питчинге «Кинотекст» не было такого, чтобы воровали идеи».

Лика Алексеева: «Публичное выступление, презентация или участие в конкурсе — это уже неформальная регистрация сценария. Но это работает только в случае судебного разбирательства, а до суда у нас не доходит практически ничего, потому что наша судебная система еще только развивается в отношении авторского права. Пять лет назад кража сценариев, тематик, сюжетных линий была просто бичом. Этим промышляли довольно крупные компании. Я за этим слежу, и они находятся у меня в личном черном списке.  Стараюсь, чтобы эти люди не попадали к нам на питчинг. 

Что раньше делали сценаристы — они рассылали огромное число писем со своими заявками и сценариями этим компаниям. Мне кажется, никогда, ни одному сценаристу эти компании на эту веерную рассылку не отвечали. Но потом из всех присланных сценариев брали какие-то фрагменты, героев, ходы и стряпали новый текст. Поэтому я всегда говорю: нельзя так рассылать. Если вы кому-то отправляете свою работу, проведите до этого публичную защиту сценария, поучаствуйте в конкурсе. Кто будет красть ваш сценарий, если все уже знают, что он ваш?» 

Татьяна Загдай: «Нужно также всегда проверять все конкурсы, в которых вам предлагают поучаствовать. Что за компании его организуют, какие продюсеры будут оценивать».

Питчинг «Кинотекст» Питчинг «Кинотекст» 

Лика Алексеева: «Конкурсы прекрасны тем, что у них еще строже требования, чем у питчингов. Там все принимается только в письменном виде, и вы должны сформулировать свои идеи только на бумаге. В этой формализации полностью вычищается ваша голова».

— Должен ли сценарист присутствовать на съемочной площадке?

Татьяна Загдай: «Я очень люблю съемочную площадку. Профессиональный сценарист должен участвовать в съемочном процессе от и до. Когда мы отдаем готовый сценарий, все равно он корректируется в зависимости от локаций и ситуаций. Идеальная жизнь сценариста — быть на кастинге, на отборе локаций и везде совать свой нос. Но реально — идешь туда, куда попросят. По договору, ты обязан по любому вызову творческой группы помогать на площадке, если будут нужны какие-то дополнительные реплики. Или изменить сцену прямо на съемках. Сценарист иногда нужен на озвучке или на монтаже. Профессионал должен быть готов к тому, что работа над историей заканчивается только на премьере фильма». 

— Как можно попасть к вам на питчинг?

Лика Алексеева: «Мы организуем пичинг «Кинотекст» каждый месяц уже пятый год, это единственные регулярные питчинги в Москве и в России, потому что дело это сложное, ресурсоемкое. В нашем сообществе более 1500 человек — это люди, которые активно занимаются кино в той или иной мере. Вход бесплатный. У нас есть несколько форматов. Классический — это довольно свободный сценарный питчинг, когда мы много времени уделяем читке и обратной связи от слушателей. Обычно организаторы питчинов не могут позволить себе такую форму, и защита проходит в «продюсерской» форме, которую мы также организуем».

Питчинг «Кинотекст» Питчинг «Кинотекст» 

Татьяна Загдай: «Нужно понимать, что мы сами создаем себе профессиональную среду. Я могу прийти на «Кинотекст» и понять, что месяц уже ничего не писала вообще. А эти люди пишут сценарии здесь и сейчас, они их озвучили. И ты тоже запускаешься, идешь за ними и понимаешь, что все у тебя получится. Это подпитка энергией. Когда учатся в киношколе, все здорово и замечательно. Когда выходишь из нее, то эта среда пропадает, и ты нуждаешься в поддержке людей, в нахождении с ними в одном пространстве. «Кинотекст» — это та среда, которая позволяет не только общаться, но и находить работу».

Источник: по материалам мастер-класса Лики Алексеевой и Татьяны Загдай в школе DIY-кинематографии MovieBand.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *