Фильм открытия
«То, что во мне» (Гарик Сукачев; Россия)
Открывает «Окно в Европу» в этом году очередная режиссерская работа лидера «Неприкасаемых» и «Бригады С» Гарика Сукачева. Лента на стыке игрового и документального кино посвящена поездке музыканта на мотоцикле по Чуйскому тракту на Алтае. В кадре — классический набор заядлого путешественника: испытания характера, неожиданные встречи и мистические откровения. Для автора это тот опыт, «пережив который, человек уже не может быть прежним».
Конкурс игрового кино
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (Александр Хант; Россия)
«Хармс» (Иван Болотников; Россия-Литва-Македония)
Первая игровая картина, посвященная судьбе эксцентричного советского писателя Даниила Хармса. Причем основана она непосредственно на его дневниковых заметках. Действие происходит в Ленинграде 1930-40-х годов, но в духе Хармса реальные события переплетаются с абсурдистскими фантазиями. Главную роль исполнил польский актер Войцех Урбански, а подлинного безумия картине добавляет присутствие Александра Баширова. Также важно, что режиссер Иван Болотников — ученик Алексея Германа. На недавнем Шанхайском кинофестивале лента удостоилась наград за лучший сценарий и лучшую операторскую работу.
«Добрый вечер» (Федор Константинович; Россия)
«Цензор» (Константин Шелепов; Россия)
Еще один независимый фильм, вытянутый энтузиастами. Критики уже классифицируют это кино не иначе как «хардкор». Действие происходит в скором будущем, где индустрия компьютерных игр делает неразличимыми действительность и виртуальную реальность. Контролировать игры пытается государство, однако, как водится, делает все только хуже, выводя насилие из игровых клубов на улицы. Очень надеемся, что при такой задумке снято это хорошо.
«Ложь или действие» (Алексей Камынин; Россия)
«Лавстори» (Петр Тодоровский; Россия)
Дебютная работа сына Валерия Тодоровского, Петра Тодоровского-младшего. В центре сюжета романтического роуд-муви — история несостоявшегося актера, а ныне водителя. Он пытается вернуть свою первую любовь, которую когда-то бросил, а теперь обнаружил, что она преуспела в жизни. Сами авторы описывают свою работу так: «Погони, стрельба, общение с зомби и говорящей рыбой, секс, выпивка и рок-н-ролл». Участие в этом всем принимали Александр Петров и Вильма Кутавичюте. Также примечательна обширная география съемок — группа работала на маршруте от Москвы до Сочи.
«Анатомия измены» (Николай Дрейден; Россия)
Киноальманах из четырех новелл, объединенных темой измены. Действие разворачивается в разных странах — Финляндия, Австрия, Китай и Дания — а герои по-разному предают близких и самих себя: одни изменяют супругам и возлюбленным, другие — принципам и убеждениям. В числе исполнителей ролей — Евгений Ткачук и Бенуа Мажимель, ранее игравший, например, у Михаэля Ханеке.
Конкурс неигрового кино
«Последний вальс» (Юлия Бобкова; Россия)
Документальный фильм-портрет великого композитора, уникального пианиста и большого эксцентрика Олега Каравайчука, ушедшего ровно год назад. Режиссер Юлия Бобкова снимала своего героя в дачном поселке Комарово, где Каравайчук провел всю жизнь и где написал большую часть музыкальных произведений. Композитор на камеру делится своеобразной философией своей жизни, дает выступления, восхищается Вагнером и проклинает соседей. Также в фильме использованы уникальные архивные кадры, которые вряд ли оставят зрителя равнодушным. Последнее сочинение Каравайчука, «Вальс Комарово», своего рода прощание и напоминание о вечных ценностях, впервые звучит в этом фильме.
«Про рок» (Евгений Григорьев; Россия)
Документальная картина, также связанная с музыкой. Режиссер Евгений Григорьев прослеживает путь трех молодых музыкантов. На пути к своей мечте герои сталкиваются с традиционными трудностями: рутиной, нехваткой денег, переменами в личной жизни и тому подобным. Такие моменты авторы выделяют как развилки, на которых человек должен сделать выбор, определяющий его судьбу.
«Каждая собака» (Виктория Казарина; Россия)
Эта картина раскрывает острую, но малоосвещенную тему бездомных животных. Авторы показывают жизнь одного из муниципальных приютов: 900 собак в тяжелых условиях, выбраться из которых и обрести хозяина имеют шанс лишь единицы. Главная надежда животных — волонтеры, безвозмездно занимающиеся лечением, выгулом и поиском дома.
Программа «Выборгский счет»
«Аритмия» (Борис Хлебников; Россия-Финляндия-Германия)
Это, пожалуй, самая ожидаемая российская премьера осени (прокат запланирован на октябрь). Борис Хлебников после «Озабоченных» для ТНТ вернулся к киноформату с пронзительной драмой «Аритмия». Главный герой — врач провинциального городка, работающий на скорой. Пока он спасает других, собственная жизнь трещит по швам: жена подает на развод, а реформа системы здравоохранения может поставить крест на карьере. Врачам, оказывается, тоже бывает нужна скорая помощь. Главные роли в фильме сыграли любимый исполнитель Хлебникова Александр Яценко и Ирина Горбачева. Первый за свою роль был признан лучшим актером в Карловых Варах и на «Кинотавре». Сочинский фестиваль также отдал этой картине главный приз.
Программа «Копродукция»
«То, что никто не видит» (Станислав Токаловс; Латвия)
Латвийская психологическая драма с элементами фантастики и российскими актерами в главных ролях. Евгений Ткачук (да, опять он) играет пациента, создавшего искусственный интеллект, а Катерина Шпица — ухаживающую за ученым медсестру. Завязка сюжета такова: эксперимент с искусственным разумом выходит из-под контроля, а программа сосредотачивается на своем создателе, из-за чего тот впадает в кому.
«Красный русский» (Чарли Браун; Россия-Бразилия-Португалия)
Фильм-эксперимент, сталкивающий в документально-игровом формате очень разные культуры: бразильско-португальскую и русскую. Поводом для съемок послужило путешествие молодых актрис из Португалии и Бразилии в Санкт-Петербург и Москву для занятий с прославленными российскими театральными педагогами. У проекта очень яркий состав актеров из разных стран, а среди известных личностей можно будет увидеть андерграундного художника и музыканта Николая Копейкина.
Программа «Выборгская премьера»
«Апостасия» (Алексей Мурадов; Россия)
А это, возможно, самая концептуальная картина фестиваля. Действие черно-белой драмы разворачивается в четырех временах — в 1920 году в Гражданскую войну, в 1942 в Великую Отечественную, в 1996 в Первую Чеченскую и в 2015 на востоке Украины. Общее — обстоятельства военного конфликта и герои, которые теряют своих близких. Сценарий написал Дмитрий Ланчихин, автор «Класса коррекции». А режиссер Алексей Мурадов ранее уже неоднократно обращался к теме войны, например, в «Истребителях» и «Власике».