01. Работа режиссера — это работа с людьми
95% работы режиссера состоит из общения с командой. Те, кто никогда не занимались режиссурой, воображают, что это подобно чему-то вроде творчества Пикассо, работавшего с чистым холстом. Но это совершенно не так.
Дэнни Бойл на съемках фильма «Стив Джобс»
Режиссура в основном связана с управлением амбициями, чувствами и настроениями других людей, с попытками собрать всех вместе и в определенный момент сделать что-то общее. И режиссер должен быть уверен, что все делают один и тот же фильм. Звучит, конечно, банально, ведь, казалось бы, как, работая вместе, люди могут делать разные фильмы? Но я постоянно вижу картины, в которых чувствуется, что члены команды делали не что-то общее, а каждый что-то своё.
02. Привлекайте талантливых людей
Главная задача режиссера — подобрать талантливых людей и создать правильные условия для их работы.
Кадр из фильма «Стив Джобс»
Например, я очень уважаю своих актеров и жду такого же отношения к ним от остальных. И я не хочу видеть позади камеры людей, листающих газетку, перешептывающихся или занимающихся ещё какой-то ерундой.
03. Учитесь доверять интуиции
В идеале кино надо создавать, разбираясь в нем по ходу работы. Не в смысле безответственности, когда вы понятия не имеете, что делать, а наоборот, когда у вас всё настолько под контролем, что вы можете себе позволить любые маневры. Даже на малобюджетных проектах у вас есть финансовая ответственность. Поэтому у вас должны быть идеи, что делать в случае, если что-то пойдет не так. И будьте готовы вернуться к плану А, даже если вы уже начали работать по плану Б. Это помогает и актерам, и вам смотреть на фильм свежим взглядом.
04. Кино делают моменты
Кино удивительно тем, что вы снимаете его в один день, а оно таким остается навсегда. В этот день актер, например, может поссориться с женой, из-за чего он неизбежно будет играть чуть иначе, чем в другие дни. Он будет немного другим человеком.
Кадр из фильма «Стив Джобс»
Я пришел из театра, где каждое выступление не похоже на другие. И я думал, что кино в этом плане устроено по-другому, но оказалось, что и здесь есть нечто подобное. Фильмы тоже меняются: за счет разной аудитории, разных мест показа, разного настроения, с которым вы их пересматриваете. Если рассуждать логически, то фильм, конечно неизменен, и всё-таки он меняется. Подумайте над этим.
05. Сделав хит, можно поработать на себя
Я был буквально одержим сюжетом «127 часов» ещё до «Миллионера из трущоб». Но всё-таки я не дурак и понимаю, что студия позволила мне сделать этот фильм лишь потому, что «Миллионер» принёс им вагоны денег, и они вроде как были передо мной в долгу.
Кадр из фильма «127 часов»
Конечно, мне не позволили делать всё, что я захочу, но хотя бы дали возможность бесплатно покататься на карусели.
06. Не бойтесь снимать о других культурах
Нельзя просто так взять и запихнуть другую культуру в вашу историю. Но что-то полезное извлечь из другой культуры можно. Если вы с подобающим отношением проникнитесь ею, вы сможете узнать что-то новое о себе и о возможностях кино в других странах.
Кадр из фильма «Миллионер из трущоб»
Именно так мы подошли к работе над «Миллионером из трущоб». Большинство фильмов по-прежнему снимаются в Америке и посвящены американцам. Но мир меняется, и думаю, «Миллионер» служит тому подтверждением.
07. Пользуйтесь своей властью
Как режиссер вы обладаете большой властью, так что распоряжайтесь ею так, чтобы она приносила пользу всем. И помните, что с такой властью вы можете придать фильму любую форму, какую захотите, только для этого нужно знать своё дело, правильно подготовиться и уметь работать с людьми.
08. Забудьте о своем эго
Ваш рабочий процесс — то, как вы относитесь к людям, как вы доверяете им — обязательно отразится на конечном результате. Условия производства так же важны, как и сам продукт. Многие так не считают, а я считаю.
Майкл Фассбендер и Дэнни Бойл на съемках фильма «Стив Джобс»
Я не терплю, когда кто-то дурно относится к другому, когда кричат, оскорбляют людей и так далее. Удивительно, что иногда люди ждут именно такого обращения с ними, потому что когда-то у них уже был плохой опыт. Но это не про меня. Имейте ввиду, качество вашего фильма напрямую определяется тем, делали вы его с достоинством или нет.
09. Тестовые просмотры должны работать на вас
Тестовые просмотры невыносимы. Показывать фильм кому-то впервые — дело нервное, но важное, дающее возможность многому научиться. Не столько за счет опросов и обсуждений, сколько за счет нахождения среди зрителей, которые ничего не знают ни о фильме, ни об истории. Так что не упускайте этот опыт.
10. Приходите на площадку с альбомом
На площадке у меня всегда с собой томик фотографий и разных изображений, которые как бы иллюстрируют фильм. Это не раскадровки, а просто вещи, которые могут стать источником вдохновения для сцен, визуальных образов, идей, характеров, костюмов или даже реквизита. Такие изображения я беру отовсюду: у великих фотографов, из рекламы в журналах. Я собираю их в одну книжку, которая всегда при мне, и когда надо показываю актерам и команде.
11. Даже идеальные рецепты работают не всегда
Как режиссер ты должен нащупать пульс фильма через актеров, что во многом определяется их талантом и харизмой. Харизма — это такая неопределимая вещь, которую нельзя воссоздать, скажем, химическим образом, подобно таблетке.
Дэнни Бойл и Аарон Соркин на съемках фильма «Стив Джобс»
В кино — и это часто приводит к настоящим трагедиям и страданиям — ты можешь следовать идеально выверенной формуле, которая всё равно не будет работать. Мы все являемся жертвами реальности, но в то же время из неё и черпается вдохновение. Если вы следуете интуиции и способны совершить прыжок веры, этим как минимум стоит гордиться.
12. Черпайте вдохновение там, где находите его
Промотируя «Миллионера из трущоб», мы пересеклись с Дарреном Аронофски, который вёл промо-кампанию «Рестлера».
Дэнни Бойл на съемках фильма «Миллионер из трущоб»
Я посмотрел картину, и она оказалось действительно интересной. Даррен просто следует за своим актером, и это замечательно. Я сразу подумал: «Хочу сделать фильм по такому же методу. Интересно, получится ли у меня».
13. «Двигайте коляску»
Я уверен, что нужно всегда стараться зайти настолько далеко, насколько это возможно. Я называю это «двигать коляску». Ну, знаете, как люди, которые прогуливаются с колясками с детьми. Вот с этой коляской вы должны подойти к краю обрыва — люди отправляются в кино именно для того, чтобы понаблюдать за этим. Так что это ваша обязанность как режиссера. Потом вы можете пожалеть о том, что зашли не слишком далеко, но не наоборот.
Дэнни Бойл на съемках фильма «127 часов»
Если вы всё сделаете правильно, вы будете приятно удивлены тем, как далеко зритель готов пойти вместе с вами. И ведь они уже проделали немалый путь — дошли до кинотеатра.
14. Выкладывайтесь на все сто
Всегда работайте на максимуме возможностей. Даже если ваше имя будет указано лишь где-нибудь в конце титров. Сконцентрируйтесь на том, чтобы подталкивать себя к работе. Я обычно не пишу, но сценарий всегда служит мне толчком к работе. Точно так же я отталкиваюсь от актеров.
15. Найдите свой стиль
Урок, который я выучил на «Менее привычной жизни», касается смены стиля. Не уверен, что этим стоит заниматься. Мы изменили стиль, сделав его скорее в духе Фрэнка Капры. А когда вы пытаетесь работать в чужом стиле, это ни к чему хорошему не приводит. После этого я взял за правило: не подделываться под чужой стиль.
Не пытайтесь работать в духе братьев Коэн, в духе Капры, в духе Тарковского. Вы просто создадите себе лишние проблемы. Найдите свой стиль и следуйте ему.
Источник: MovieMaker Magazine