15 режиссерских советов Михаэля Ханеке

 

1Смешное и страшное — это, зачастую, одно и то же

Кадр из фильма «Пианистка» (2001) / Фото: Canal+
Кадр из фильма «Пианистка» (2001) / Фото: Canal+

В «Пианистке» много сцен, которые кажутся зрителю ужасными и пугающими и одновременно забавными. Существует два типа смеха. Смех, связанный с радостью узнавания, когда ты видишь что-то знакомое тебе и смеешься в итоге над собой. И смех истерический. С его помощью мы справляемся с ситуациями, которые нас расстраивают. Такой смех — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.
 

2Шокируйте зрителя визуальными средствами

Благодаря телевидению мы привыкли, что сцена дает мгновенную информацию. Зритель смотрит и думает: «Я увидел, я понял, давайте дальше». Из-за этого добиться, чтобы зритель прочувствовал ситуацию, почти невозможно. Но если вы все-таки хотите воздействовать на аудиторию, старайтесь играть с привычками смотрения.
 

3Зритель необходим. Но не ценой ваших принципов

На съемках фильма «Пианистка» (2001) / Фото: Canal+
На съемках фильма «Пианистка» (2001) / Фото: Canal+

Если режиссер заявляет, что ему безразлично, сколько человек посмотрело его фильм, я сразу понимаю, что он лукавит. Это или лжец, или лицемер. Иначе зачем бы он вообще стал снимать этот фильм? Онанизм какой-то получается. Я убежден, что любой автор ищет аудиторию. Это уравнение из двух частей: один творит, другой воспринимает. Разве живописцы пишут для того, чтобы никому не показывать свои картины? Однако если в погоне за более широким зрителем вы предадите свои принципы, это будет так же фатально. 
 

4Любой фильм насилует зрителя

Я считаю, что цель драмы — не позволить вам вернуться домой спокойным. Это цель искусства со времен греческой трагедии. Любой фильм — манипулятивен, насилует зрителя. Поэтому главный вопрос, который должен задать себе режиссер: «Зачем я насилую зрителя?». Я делаю это, чтобы пробудить в зрителе рефлексию, чтобы сделать его интеллектуально независимым. Я верю в силу интеллекта. Лучшие фильмы должны работать как трамплины. Они должны давать зрителю возможность взлететь, но сам вопрос — взлетать или не взлетать — остается за зрителем. 
 

5Лучший способ научиться писать хорошие сценарии — анализировать плохие 

Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2017) / Фото: Les Films du Losange
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2017) / Фото: Les Films du Losange

Когда вы читаете хороший сценарий, вы оказываетесь слишком увлечены, чтобы разобрать, как он устроен. Поэтому плохой сценарий проще анализировать, проще понять, почему что-то в нем не работает. А это и есть обучение.
 

6Учиться режиссуре лучше всего с небольшой группой актеров. Причем средних актеров

Работа с актерами — самый сложный, самый страшный и самый важный навык режиссера. На австрийском телевидении в свое время было мало актеров, и они были далеко не великими. Это подтолкнуло к поиску путей работы с ними, к поиску способов добиться от них наилучшего исполнения. 
 

7Режиссер — самая переоцененная фигура в киноиндустрии

На съемках фильма «Хэппи-энд» (2017) / Фото: Sony Pictures Classics
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2017) / Фото: Sony Pictures Classics

Если у вас есть хороший сценарий и хорошие актеры, надо быть очень плохим режиссером, чтобы снять плохой фильм. Все начинается со сценария. Если вы режиссер и сами не пишете сценарии, но ставите хорошие чужие сценарии, ваша работа вовсе не такая сложная, как принято считать.
 

8День на площадке — день работы над раскадровкой

Производство любого фильма начинается с раскадровки. В начале карьеры раскадровки лишний раз страхуют от ошибок. Потом это становится привычкой. Над раскадровками нужно проводить столько же времени, сколько планируется потратить на съемки. То есть, если съемки будут длиться восемь недель, то и над раскадровками надо просидеть тоже восемь недель. 
 

9Главный орган режиссера — уши

Кадр из фильма «Белая лента» (2009) / Фото:  Les Films du Losange
Кадр из фильма «Белая лента» (2009) / Фото: Les Films du Losange

Уши важнее глаз. Во всяком случае, для кинематографиста. Потому что кино — это ритм. Чувство ритма диктует работу с актерами. Во время проб не обязательно смотреть на актера, достаточно вслушиваться в его интонацию.
 

10Репетиции — лучший способ загубить исполнение

Репетиции дают актерам ложное чувство защищенности, уверенности, что их исполнение удачное. Кроме того, во время репетиций у актера формируется личное мнение о характере героя, и в итоге он играет это мнение, а не характер. Особенно это касается сцен, в которых герой лжет. Из-за этого зритель сразу понимает, что герой лжет. Какой смысл?
 

11Саундтрек или внутрикадровая музыка

Кадр из фильма «Любовь» (2002) / Фото: Darius Khondji / Sony Pictures Classics
Кадр из фильма «Любовь» (2012) / Фото: Darius Khondji / Sony Pictures Classics

Внутрикадровая музыка делает кино более реалистичным, ведь жизнь в действительности не сопровождается саундтреком. Если снимать жанровое кино, вроде вестерна, то саундтрек нужен, но музыка должна находиться в гармонии с атмосферой и жанром фильма. 
 

12Саунд-дизайн — один из самых важных и самых приятных этапов создания фильма

Работа над саунд-дизайном может занимать в среднем два месяца. Это завершающий этап, когда сделано все остальное, когда кино смонтировано и точно понятно, что за история получилась. После этого можно посвятить себя тонкостям звука. Они могут добавить истории новое измерение и даже изменить актерское исполнение. 
 

13Зритель может не видеть, но он чувствует

На съемках фильма «Любовь» (2002) / Фото: Sony Pictures Classics
На съемках фильма «Любовь» (2012) / Фото: Sony Pictures Classics

Лучше снимать в павильоне, чем в локациях. Потому что тщательный препродакшн позволяет точно понять, что именно необходимо для данной истории. Хаос жизни лучше воссоздается в павильоне. Но при этом все должно быть абсолютно убедительно, максимально близко к реальной жизни. Потому что зритель может не увидеть подмены, но он обязательно почувствует ее. 
 

14Две самые сложные вещи для актера

Открывать двери так, чтобы это казалось естественным. И короткие реплики, вроде «Да» или «Нет». 
 

15Задача наставников в кино — помочь ученику найти собственное творческое «Я»

На съемках фильма «Скрытое» (2002) / Фото: Canal+
На съемках фильма «Скрытое» (2002) / Фото: Canal+

И это самая трудная из всех задач. Художник должен обрести внутреннюю силу, чтобы создать что-то действительно уникальное. Мы всегда оглядываемся на других авторов, но пытаться имитировать их — значит заведомо обрекать себя на провал, вне зависимости от наличия таланта. Найти собственное творческое «Я» — самая важная и самая сложная задача, и наставник должен помочь справиться с ней. 

Источник: Film School Reject, Mentorless.
 


Обложка: на съемках фильма «Хэппи-энд» (2017) / Sony Pictures Classics

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *