Основной конкурс
В основной конкурс нынешнего Московского кинофестиваля отобрали три российских картины. Без преувеличения можно сказать, что самая ожидаемая из них — «Мешок без дна». Производство фильма (под названием «Яхонты. Убийство») началось еще в конце 2000-х годов и с тех пор он обрел полумифический ореол. Сказались производственные трудности, а также сложный характер и перфекционизм художника и режиссера Рустама Хамдамова. Фильм основан на знаменитой новелле Рюноскэ Акутагавы «В чаще» (по ее же мотивам снят «Расемон» Акиры Куросавы), но действие перенесено в Российскую империю времен Александра II и в Русь XIII века. По словам Хамдамова, он хотел сделать «псевдорусское кино»: «Я выдумал такой несуществующий треченто-кватроченто мир русских царевичей, царевен, князей». В общем, ждем чего-то действительно уникального.
«Карп отмороженный» (Владимир Котт; Россия)
Трагикомедия Владимира Котта на тему родительской любви. Пожилая мать живет в бараке в глухом рабочем поселке. Узнав о смертельном диагнозе, она ждет приезда из столицы взрослого эгоистичного сына, которого не видела много лет. Причем тут карп в названии? Героиня заводит огромную рыбину, которая меняет ее жизнь. У картины, прежде всего, интересный состав актеров: это Марина Неелова, Евгений Миронов, Алиса Фрейндлих, а также Наталья Суркова, Сергей Пускепалис и Александр Баширов.
«Купи меня» (Вадим Перельман; Россия)
И еще одна отечественная картина в основном конкурсе — социальная драма «Купи меня». В центре сюжета — история студентки филфака, которая вместо запланированного исследования парижских архивов отправляется в модельное агентство в Арабских Эмиратах. Компания на самом деле оказывается чем-то вроде борделя. Фильм сделала команда сериала «Измены»: продюсер Алексей Агеев, сценарист Дарья Грацевич, режиссер Вадим Перельман (в его фильмографии, кстати, два крупных голливудских проекта — «Дом из песка и тумана» и «Мгновения жизни»).
Конкурс документального кино
В документальном конкурсе ММКФ покажут две российских картины. Первая — фильм-портрет великого композитора и большого эксцентрика Олега Каравайчука, ушедшего ровно год назад. Режиссер Юлия Бобкова снимала своего героя в дачном поселке Комарово, где Каравайчук провел всю жизнь и написал большую часть своих музыкальных произведений. Последнее его сочинение, «Вальс Комарово», своего рода прощание и напоминание о вечных ценностях, прозвучит в этом фильме впервые.
«Раскаленный хаос» (Сергей Дебижев; Россия)
Экспериментатор Сергей Дебижев обращается в фильме «Раскаленный хаос» к одной из самых актуальных исторических проблем. Режиссер исследует причины русской революции, произошедшей сто лет назад и буквально перевернувшей не только нашу страну, но и весь мир. Внутренние и внешние обстоятельства произошедшего автор изучает, обращаясь к воспоминаниям и свидетельствам современников трагической эпохи.
Конкурс короткого метра
Как и год назад, в конкурсе короткометражного кино представят еще одну, третью и заключительную, часть нашумевшего киноальманаха «Свидетели». Проект посвящен памяти жертв Холокоста и предлагает взглянуть на трагедию с необычной точки зрения. Если в первой новелле «Туфельки» мы прослеживали горькую судьбу главной героини через ее пару обуви, а в «Бруте» быт концлагеря показывали глазами сторожевой овчарки, то в получасовой «Скрипке» «главным героем» является музыкальный инструмент. По сюжету, в начале XX века он попадает в руки к еврейскому мальчику, а спустя столетие на нем играют на концерте у Стены Плача. Честно говоря, «Брут» в прошлом году вызвал неоднозначную реакцию, но «Туфельки» в 2013 году претендовали на «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный фильм» и по всему миру собрали приличное число наград, поэтому и в отношении «Скрипки» не теряем надежд.
Специальные показы
Одно из самых экранизируемых произведений Федора Достоевского (его ставили, например, Лукино Висконти, Иван Пырьев и Робер Брессон) вновь адаптировали для кино, перенеся действие в Санкт-Петербург наших дней. В кадре режиссера-экспериментатора Татьяны Воронецкой главный герой — робкий и мечтательный фотограф. Вновь он встречает любовь, с которой ему суждено провести лишь несколько ночей. Влюбленную пару сыграли Дмитрий Сергин и Ольга Сташкевич.
«Осколки» (Алиса Хазанова; Россия-США)
А это любопытный российско-американский проект — снятый в Нью-Йорке режиссерский дебют актрисы Алисы Хазановой. По сюжету камерной драмы уставшие друг от друга супруги останавливаются в отеле, где жена встречает «загадочного незнакомца», с которым решает «шагнуть навстречу жизни». Участие в фильме принял десяток американских актеров, а главную роль исполнила сама Хазанова. Сделала картину молодая компания Hype Film, на счету которой уже есть такие громкие проекты, как «Холодный фронт», «Ученик» и «Блокбастер».
Программа «Фильмы, которых здесь не было»
Фильм одного из самых заметных молодых документалистов Дмитрия Кубасова. Тема для российского общества в последнее время излишне больная. Главный герой, открытый гомосексуал, в рамках проекта «Реальность» фиксирует на камеру свою повседневную жизнь: быт, интимные подробности, тяжелые отношения с близкими. Поворотной точкой истории парня становится кинофестиваль «Зеркало», где у него случается курортный роман.
Российские программы
Традиционная программа новейших российских картин откроется лентой Юрия Грымова «Три сестры». Режиссер продолжает адаптировать к современным реалиям русское литературное наследие в рамках своего проекта «Новая классика». Ранее уже был Лев Толстой и «Интимный дневник Анны Карениной», теперь пришла пора Антона Чехова. Текст пьесы не просто воспроизводится в антураже наших дней, но и герои меняются. Теперь это не губернская интеллигенция, а советская, причем постаревшая — возраст главных героинь не 20-25, а 55-60 лет. Изменения, по мнению авторов, должны подчеркнуть преемственность русской культуры и связь поколений. Любопытно, что критики, ранее посмотревшие картину на «Кинотавре», приходят к выводу, что смелый эксперимент Грымова удался. Среди исполнителей ролей в фильме — Александр Балуев, Максим Суханов, Игорь Ясулович, Владимир Носик, Анна Каменкова и Ирина Мазуркевич.
«Рок» (Иван Шахназаров; Россия)
Актер и сын своего отца Иван Шахназаров дебютирует в режиссуре картиной на вечную тему покорения столицы творческой молодежью. «Рок» поначалу был короткометражкой, но постепенно разросся до полного метра, пробившегося в основной конкурс «Кинотавра». Главные герои — троица молодых музыкантов, путешествующих из окраины в Москву. По пути персонажи сильно меняются, пережив опасный, но полезный и незабываемый опыт.
«Язычники» (Валерия Суркова; Россия)
Еще один дебют, на этот раз актрисы и театрального режиссера Валерии Сурковой. Она экранизировала камерную пьесу Анны Яблонской «Язычники» об обычной семье с кучей проблем. Решить свои трудности люди пытаются с помощью религии, чему пробует противостоять дочь-подросток. Как оказывается, слепая религиозность не помогает, но даже мешает человеку услышать ближнего. Роли в фильме исполнили артисты Театра.Doc.
«Потерянное отражение. Исповедь содержанки» (Елена Жигалева; Россия)
Вновь тема противостояния столица-провинция. Эта полуигровая, полудокументальная картина основана на реальных драматических историях женщин, из разных концов страны приехавших в Москву. Главная героиня проходит путь от светлых надежд до потери себя ради материальных благ в статусе «содержанки». Продюсером картины стал Алексей Петрухин, автор «Вия», охотно осваивающий помимо фантастических блокбастеров и формат социальной драмы.
«Турецкое седло» (Юсуп Разыков, Россия)
Режиссер фильмов «Гастарбайтер» и «Стыд» Юсуп Разыков продолжает снимать крепкие авторские драмы со злободневной тематикой. Герой «Турецкого седла» — бывший агент КГБ и ФСБ, специализировавшийся на наружном наблюдении. Выйдя на пенсию, он от безделья и одиночества продолжает заниматься единственным делом, которое умеет — следить за любыми незнакомцами, показавшимися ему интересными. В главной роли — инфернальный Валерий Маслов, ранее известный только второстепенными героями. На недавнем «Кинотавре» фильм удостоился награды за лучшую музыку и получил диплом гильдии киноведов и кинокритиков.
«Z» (Василий Сигарев; Россия)
Фильм, который многие наверняка уже выдели в сети. Тем не менее он достоин того, чтобы оценить его и на большом экране. Хулиган и провокатор Василий Сигарев снял картину в жанре комедийного пост-апокалипсиса с обилием зомби, кровищи, нецензурной лексики, а также с горящей Москвой, музой Яной Трояновой в главной роли и трупом Николая Баскова. Особенно прекрасно, что все это трэш-непотребство — реклама жилищного комплекса. Фильм короткометражный, но ходят слухи, что проект может вырасти и до полного метра, на что мы, признаться, очень надеемся.
39-й ММКФ пройдет с 22 по 29 июня.