Фильмы: «Красная палатка» (1969)
Среди первых западных звезд, кому довелось поработать в советском кино, был Шон Коннери. В экзотический СССР его занесло благодаря итальянскому продюсеру Франко Кристальди. Тот искал мировую знаменитость на роль лысоватого полярника Руаля Амундсена в арктической драме Михаила Калатозова «Красная палатка». После отказала Лоуренса Оливье и Джона Уэйна Коннери оказался самой верной кандидатурой. Интересно, что, по словам Владимира Высоцкого, пятикратный (на тот момент) Джеймс Бонд на съемках изрядно скучал – окружающим советским гражданам был невдомек его звездный статус. Помимо Коннери участие в картине приняли австралиец Питер Финч и итальянка Клаудия Кардинале.
Марчелло Мастроянни
Фильмы: «Подсолнухи» (1970), «Очи черные» (1987)
Лицо европейского авторского кинематографа Марчелло Мастроянни в отечественном кино появлялся дважды. Первый раз – вместе с Софи Лорен в советско-итальянской военной драме «Подсолнухи», где сыграл сгинувшего на Восточном фронте солдата. Второй – в удалой клюкве Никиты Михалкова «Очи черные», где предстал в образе итальянского аристократа XIX века, путешествующего по России в поисках любви, духовности и смысла жизни. Между прочим, премия Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль и номинация на «Оскар».
Нинетто Даволи
Фильмы: «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)
Все помнят глуповатого кучерявого кладоискателя Джузеппе из фильма Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Однако не все знают, что этот актер, Нинетто Даволи долгое время являлся альтер-эго великого и ужасного Пьера Паоло Пазолини. Даволи принимал участие в восьми картинах итальянского режиссера, в том числе в таких провокационных, как «Евангелие от Матфея», «Теорема» и «Декамерон», а кроме того, был любовником Пазолини. Неизвестно, была ли в курсе таких дел советская цензура, главное, что отечественный зритель был далек от этих подробностей.
Комаки Курихара
Фильмы: «Москва, любовь моя» (1974), «Мелодии белой ночи» (1976), «Экипаж» (1980), «Шаг» (1988)
Популярная в Японии актриса Комаки Курихара в свое время носила славу «японской звезды советского кино», снискав особую любовь отечественных режиссеров Александра Митты и Сергея Соловьева. Оба обращались к ней для создания трепетных и нежных образов восточных девушек, покоренных Россией и обретающих здесь свою любовь. Подобное отношение не прошло даром – позже Курихара вспоминала работу в советском кино, как одну из самых светлых страниц в своем творчестве.
Элизабет Тейлор
Фильмы: «Синяя птица» (1976)
«Королева Голливуда» Элизабет Тейлор советскому зрителю была знакома не только по «Клеопатре», но и по не слишком удачной экранизации сказки Метерлинка «Синяя птица». Единственная за время «застоя» советско-американская картина была снята совместными усилиями «Ленфильма» и XX Century Fox благодаря краткосрочной политической «разрядке». Из-за тяжелых по голливудским меркам условий работы в СССР создание ленты шло туго. В частности, Тейлор умудрилась подхватить дизентерию. Вместе с ней в картине принимали участие (и тоже по-всякому болели) Джейн Фонда и Ава Гарднер.
Ежи Штур
Фильмы: «Дежа вю» (1989), «Даун Хаус» (2001)
Ежи Штур – самый известный отечественному зрителю поляк в кино. Всенародную любовь в России ему принесли роли в польских комедиях «Секс-миссия» (в советском прокате – «Новые амазонки») и «Кингсайз». А закрепил признание советско-польский фарс «Дежа вю», где Штур играл незадачливого американского гангстера, пропадающего в Одессе 20-х годов. Ну а кому же еще из наших иностранных соседей, как не полякам, высвечивать контрасты и парадоксы советско-российского мышления?
Жанна Моро
Фильмы: «Анна Карамазофф» (1991)
Муза Трюффо, Маля, Антониони, Фассбиндера и многих других великих послужила источником вдохновения и для нашего соотечественника Рустама Хамдамова. В легендарном и почти никем не виденном фильме «Анна Карамазофф» Жанна Моро сыграла главную роль, таинственную женщину, возвращающуюся в свой родной Ленинград из ГУЛАГа. Любопытно, что проект был выбран самой актрисой, которая, однако, осталась крайне недовольна финальной версией фильма – лента оказалась самым оглушительным провалом из всех отечественных картин, когда-либо участвовавших в основном конкурсе Каннского фестиваля.
Малкольм МакДауэлл
Фильмы: «Цареубийца» (1991)
Более удачную кандидатуру, чем Малкольм МакДауэлл на двоякую роль в полуисторическом, полумистическом «Цареубийце» Карена Шахназарова, пожалуй, трудно представить. Звезда самых гротескных фильмов Стэнли Кубрика и Линдсея Андерсона успешно справился с ролью убийцы царской семьи и одновременно пациента психиатрической клиники. Кроме того, актер мужественно выдержал почти год жизни в России, потребовавшийся для проведения съемок.
Том Халс
Фильмы: «Ближний круг» (1991)
Уроженец Детройта Том Халс, памятный многим по эксцентричной роли Моцарта в «Амадее» Милоша Формана, в «Ближнем круге» Андрея Кончаловского перевоплотился в самого натурального русского Ивана. Актер сыграл реального существовавшего киномеханика Сталина, блаженного лопуха, который благодаря слепой преданности вождю разрушил судьбы своих близких. Более точно американцы не играли русских никогда. Да и русские, возможно, тоже.
Вилле Хаапасало
Фильмы: «Особенности национальной охоты»(1995), «Особенности национальной рыбалки» (1998), «Кукушка» (2002), «Любовь в большом городе» (2009)
Если Ежи Штур для нас главный кинополяк, то Вилле Хаапасало – не просто главный экранный финн, а почти национальный герой. Такой статус актер приобрел после фильмов Александра Рогожкина, где, по сути, сыграл самого себя – молодого финна, очумевающего от особенностей национального досуга в России. И хотя в дальнейшем у Хаапасало были попытки, причем успешные, вырваться за рамки сложившегося образа, к примеру, в «Кукушке», от амплуа «горячего финского парня» уже не избавиться.
Джулия Ормонд
Фильмы: «Сибирский цирюльник» (1998)
Спустя десять лет после «Очи черные» с Мастроянни Никита Михалков снял на схожий сюжет еще одну, более масштабную вампуку о прелестях старорежимной России. На роль иностранца, диву дающегося широте русской души, была выбрана Джулия Ормонд, до этого игравшая у Питера Гринуэйя, Синди Поллака и Биллу Аугуста. Несмотря на экстремальную обстановку «лихих» 90-х, актриса признавалась, что ей «так понравилось работать с Никитой, что это превысило все неудобства».
Каролина Грушка
Фильмы: «Русский бунт» (1999), «В августе 44-го» (2001), «Кислород» (2008), «Танец Дели» (2012)
Польская актриса Каролина Грушка заявила о себе нашему зрителю, снявшись в одной из главных ролей в масштабном «Русском бунте» Александра Прошкина. Затем последовал боевик «В августе 44-го» и другие подобные предложения. Однако после работы у Дэвида Линча во «Внутренней империи», Грушка переориентировалась на более авторское кино. Наиболее яркие роли актрисы – в экспериментальных фильмах Ивана Вырыпаева, ее супруга.
Жерар Депардье
Фильмы: «Зависть богов» (2000), «Распутин» (2013), «Sex, кофе и сигареты» (2014), «Виктор» (2014)
Любовью к нашему кино и, видимо, к России в целом Жерар Депардье проникся после эпизодической роли в незамеченной мелодраме Владимира Меньшова «Зависть богов». Спустя десять лет актер вновь проникся русских духом, сыграв одну из ролей его мечты – Распутина в одноименной российско-французской картине. Ну а после получения гражданства РФ сам бог велел становиться конкурентом Безрукова. В ближайшее время на экраны должны выйти как минимум три российских ленты с участием Депардье.
Томас Кречманн
Фильмы: «Сталинград» (2013)
Если не брать в расчет Тиля Швайгера, отвергнувшего предложение Федора Бондарчука, то более удачного кандидата на роль главного антагониста в «Сталинграде», конечно, не найти. Имея богатый – около десятка ролей, в том числе, в «Пианисте» – опыт перевоплощения в нацистских офицеров, актер не ограничился плоским «образом врага», но создал многомерного трагического героя. В итоге, и это трудно не признать, Кречманн на голову переиграл своих российских коллег.
Джейсон Флеминг
Фильмы: «Вий» (2014)
Звезда фильмов Гая Ричи Джейсон Флеминг, отобранный на главную роль в «Вие» после переговоров с Тимом Ротом, Брюсом Уиллисом, Бредом Питтом и десятком других звезд мировой величины, оказался в итоге главным достоинством картины. Во всяком случае, образ европейского рационализма и просвещенности, противостоящих варварству и темноте славянских варваров получился вполне точным и при этом не лишенным иронии.