Фильм открытия
«Тотем волка» (Жан-Жак Анно; Франция, Китай)
Второй год подряд ММКФ приятно удивляет тем, что начинается не голливудским блокбастером. Фильмом открытия в этот раз станет приключенческая драма французского мэтра Жан-Жака Анно, который также приглашен на фестиваль в качестве председателя жюри основного конкурса. Действие ленты разворачивается в Китае на заре эпохи культурной революции. Пекинский студент, работая учителем в глухом селе, заводит дружбу с волчонком, несмотря на то, что местные ведут на хищников ожесточенную охоту. Добавим, что помимо «Тотема волка» на ММКФ пройдет программа «Портрет Жан-Жака Анно», в рамках которой покажут, пожалуй, лучшие фильмы режиссера: «Битву за огонь», «Медведя» и «Любовника».
Основной конкурс
«Дорога» (Рана Салем; Ливан)
ММКФ славится своей любовью к экзотическим кинематографиям. Одним из украшений основного конкурса в этом году организаторы называют эту картину из Ливана. Её герои, супружеская пара — безработная и фермер-видеохудожник, в борьбе с духовным кризисом покидают Бейрут и отправляются в путешествие по провинции. Экзистенциальное роуд-муви в колоритном ливанском преломлении — почему бы и нет?
«Море и летающая рыба» (Мехрдад Гафарзаде; Иран)
Еще один экзотический кинематограф, представленный в конкурсе — иранский. Драма «Море и летающая рыба» затрагивает актуальную для Ирана (да и не только для него) тему работорговли. Глухонемой заключенный жаждет выйти на свободу, чтобы найти сестру, проданную отцом за долги.
Конкурс документального кино
«Ночной кошмар» (Родни Ашер; США)
Славу документалисту Родни Ашеру пару лет назад принесла созданная с помощью краудфандинга «Комната 237», по полочкам разбиравшая скрытые смыслы кубриковского «Сияния». В новой ленте режиссер обращается не к экранным страхам, а к реальным. На примере нескольких человек он исследует природу ночных кошмаров, от которых сам страдал на протяжении многих лет.
«Экстаз Вилко Джонсона» (Джулиен Темпл; Великобритания)
Духоподъемная картина, раскрывающая тайну, мучающую человечество испокон веков — как победить смерть. Главный герой — британский рок-музыкант и основатель группы Dr. Feelgood Вилко Джонсон. Узнав несколько лет назад о том, что у него тяжелая форма рака, а жить ему осталось всего несколько месяцев, Джонсон вместо лечения отправился в турне и записал новый альбом. В итоге вопреки прогнозам болезнь отступила, а музыкант и сегодня продолжает заниматься любимым делом. Режиссер картины Джулиен Темпл уже не раз обращался к историям английских рокеров, в том числе в его фильмографии знаменитая лента о хулиганствах Sex Pistols «Большое надувательство рок-н-ролла».
«Юный патриот» (Ду Хайбинь; Китай-Франция)
Актуальнейшая для российской современности картина из братского Китая — о крушении романтизма молодого поколения при столкновении с реальностью. Главный герой — образцовый патриот. Он любит носить военную форму и шагать парадами, заучивает труды Мао и разговаривает лозунгами. Но соответствуют ли его высокие стремления действительности?
Программа «8 ½ фильмов»
«Такси» (Джафар Панахи; Иран)
Еще одно гиперактуальное кино. По совместительству, пожалуй, лучший мотиватор для тех, кто хочет снимать, но останавливается перед отсутствием денег, оборудования или единомышленников. Иранский диссидент Джафар Панахи вопреки запрету выезжать из страны, снимать, писать и разве что не дышать, продолжает творить. Используя iPhone и обстоятельства, предлагаемые самой жизнью, он снял полуигровую, полудокументальную картину в кабине обычного тегеранского такси. Усилия и находчивость режиссера на последнем Берлинском кинофестивале были оценены «Золотым медведем».
«Реальность» (Квентин Дюпье; Франция-Бельгия-США)
Комедия, снятая экстравагантным мастером жанра Квентином Дюпье, некогда дебютировавшим абсурдистской «Шиной». Речь в новой работе идет о скромном операторе, которому выпадает шанс поставить давно задуманный хоррор. Но при одном условии — за 48 часов он должен найти самый безупречный крик ужаса в истории. Так начинается сумасшествие главного героя. Рефлексирующие кинематографисты, кино для вас.
«13 минут» (Оливер Хиршбигель; Германия)
Оливер Хиршбигель, памятный «Бункером» о последних днях Адольфа Гитлера, вновь обращается к страницам из жизни фюрера. Историческая драма посвящена антифашисту Иоганну Георгу Эльзеру, простому плотнику, который в 1939 году в одиночку совершил неудавшееся покушение на Гитлера.
Программа «Свободная мысль»
«Citizenfour: Правда Сноудена» (Лора Пойтрас; США-Германия)
Картина, удостоенная десятка наград, в том числе «Оскара» этого года в номинации «Лучший документальный фильм». Больше похожая на конспирологический триллер, чем на документальное исследование, лента приоткрывает завесу тайны над вопросом слежки спецслужб за частной жизнью людей всего мира. В основе — материалы, предоставленные Эдвардом Сноуденом авторам, а также интервью с бывшим сотрудником ЦРУ.
«Взгляд тишины» (Джошуа Оппенхеймер; Дания-Индонезия-Норвегия-Великобритания)
Джошуа Оппенхаймер продолжает исследовать тему политических репрессий в Индонезии середины 60-х, поднятую ранее в шокирующем документальном хите «Акт убийства». На сей раз в центре внимания находится окулист, в детстве чудом уцелевший в резне. Камера следит за тем, как герой, объезжая страну, расспрашивает своих пациентов об их опыте переживания геноцида — кто-то оказывается жертвой, а кто-то палачом. Фильм стал единственной документальной лентой, которая боролась за «Золотого льва» на прошлогоднем Венецианском кинофестивале.
Программа «Тропическая эйфория»
«Рыцарь кубков» (Теренс Малик; США)
Терренс Малик упрямо продолжает постигать таинства бытия. В очередном опусе голливудский сценарист в исполнении Кристиана Бэйла мечется между плотскими утехами и духовным просветлением. По форме все как обычно: панорамирующий стедикам Эммануэля Любецки, патетичный закадр, многозначительные взгляды, предрассветные прогулки по пляжу босиком и крупные звезды, вроде Кейт Бланшет, Натали Портман и Антонио Бендераса на подтанцовке. Смотреть стоит уже хотя бы ради того, чтобы потом окунуться в холивар, на тему что это: философское и художественное откровение или гимн банальности и дурновкусия.
Программа «Фильмы, которых здесь не было»
«Пазолини» (Абель Феррара; Италия-Франция-Бельгия)
Один из самых скандальных режиссеров современности Абель Феррара снял фильм об одном из самых скандальных режиссеров прошлого — Пьере Паоло Пазолини. Образ великого итальянца вполне предсказуемо Феррара исследует, обращаясь к обстоятельствам последних дней его жизни, а также загадочной гибели. Играет Пазолини до удивительного похожий на него Уиллем Дефо. Картина участвовала в основном конкурсе последнего Венецианского кинофестиваля.
«Эйзенштейн в Гуанахуато» (Питер Гринуэй; Нидерланды-Мексика-Финляндия-Бельгия-Франция)
И еще один байопик о режиссере. Долгожданная фантазия авангардиста Питера Гринуэйя о том, как в начале 30-х годов Сергей Михайлович Эйзенштейн путешествовал по Латинской Америке. История создания так и не осуществившегося революционного полотна «Да здравствует Мексика!» переплетается с мотивом любовного гомосексуального увлечения. Учитывая, что у Гринуэйя большие планы на дальнейшую работу в России, даже не знаем, как его тут теперь будут встречать.
«Люцифер» (Густ Ван Ден Берге; Бельгия-Мексика)
Философская трагикомедия о приключениях Люцифера в глухой мексиканской деревушке, отдаленно напоминающей рай. Помимо занятной истории в основе, картина примечательная визуальным рядом — с помощью самостоятельно разработанной системы под названием «тондоскоп» режиссер заключает изображение в круг. По опыту тех, кто уже посмотрел ленту, прием наделяет визуальный ряд не только дополнительным объемом, но и «чистой магией».
37-й ММКФ пройдет с 19 по 26 июня. Более подробно с программой и расписанием можно ознакомиться здесь.