Пресловутый кризис
При всей сложности экономической ситуации в стране в целом, ответить на вопрос о кризисе в российском кино однозначно сложно. Пока одни продюсеры говорят о пересмотрах бюджетов и необходимости минимизации затрат, жалуются на резко подорожавшее оборудование и снижение инвестиционной привлекательности, другие относятся к проблемам философски, вспоминая, что кризисное состояние для нашего кинематографа перманентно, индустрия толком не сложилась, а полноценным бизнесом кино является лишь для единиц. Нет общего мнения и о стратегии в нестабильных экономических условиях: одни делают ставку на высокобюджетные фильмы-события, другие — на картины, которые не требуют больших вложений. На практике некоторые компании вынуждены закрывать проекты, как «СТВ», терпят убытки и становятся банкротами – тут вспомним «Телешоу» Алексея Учителя. Другие, например, «Марс Медиа» и Russian Film Group наоборот запускают одну картину за другой. Есть, впрочем, и плюсы – кризис стимулирует к более требовательному отбору проектов и тщательному планированию производства. Ну и экономическая модель становится прозрачнее. Иными словами, нестабильное положение может благотворно отразиться на качестве создаваемых фильмов. Увы, зритель, во всяком случае пока, с этим не согласен.
По итогам первого полугодия сборы российских картин снизились на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а окупиться удалось лишь четырем фильмам, тогда как год назад было вдвое больше. Данных по 2015-му в целом пока нет, но, как известно, за вторую половину года хитов было мало. Количество российских картин в широком прокате резко выросло (126 релизов против 84 в 2014 году), однако и сборы, и доля упали. Если год назад наше кино в сумме собрало $219 млн, то в этом – $116 млн (данные приведены ресурсом Kinodata на 13 декабря). Доля же упала с 17,6% до 14,9%.
Волна хорроров
Влияние кризиса просматривается и в смене ведущего жанрового тренда. На начало 2000-х пришлась популярность ромкома. В 2013 году «Горько!» вдохнуло новую жизнь в «народную» комедию. Теперь ожидается прилив волны русского хоррора, вестниками которой стали «Убрать из друзей» и «Пиковая дама». Приведем лишь несколько проектов, которые зальют экраны кровью в будущем году: вторая «Пиковая дама», полнометражная «Битва экстрасенсов», «Маршрут построен», «Алтайский тупик», «Вурдалаки», «Диггеры», «Ховрино», «Озеро» и Dislike. Более того, глава «Вольги» Сергей Ершов и сооснователь «ФМП Групп» Владислав Северцев объявили о создании кинокомпании «10/09», которая будет специализироваться исключительно на производстве «ужасов».
Причины бума разнообразны: от производственных (хорроры обходятся относительно недорого, не требуют участия звезд, открыты для молодых и креативных) до социальных (стрессовое состояние общества пробуждает интерес зрителя к историям, в которых всё ещё хуже, чем в жизни — именно так было в США в период Великой депрессии). Подробно перспективы отечественного хоррора обсуждались в рамках Moscow Business Square.
Конец социальной темы в кино
Тема, ставшая предметом холивара между критиками и кинематографистами. Первые заметили подозрительное совпадение — в момент нарастания социальных проблем, всякий намек на них стал выветриваться с экрана. Кинематографисты на такие претензии закономерно обиделись. Но действительно, после волны социального кино рубежа 2000-10-х число картин, говорящих о злободневном, устремилось к нулю. Кроме «Левиафана», отчасти «Училки», да разбитной «Страны 03», пожалуй, ничего за год и не было. Авторы, от которых можно было ожидать острого высказывания (не говоря уже о протесте), похоже, выросли из этих штанишек, уйдя в жанр, романтику, патриотизм, метафизику, вечные вопросы или те же хорроры. Молодежь же предпочитает не играть с огнем. Вся надежда — на документалистов.
Волна патриотизма
Пытаясь ответить на патриотический заказ, кинематографисты обращаются к славным страницам отечественной истории. Основными темами становятся война, космос, исторические мифы и жизнь замечательных людей. В год 70-летия Победы на экраны вышло пять военных картин (в том числе «Батальонъ», который о Первой мировой, но тоже в русле тренда). В ближайшие годы количество фильмов о войне, судя по всему, будет оставаться на том же уровне. Помимо них патриотическим воспитанием займутся два триллера о покорении космических далей — «Время первых» и «Салют-7», два спортивных байопика о Льве Яшине, два боевика о полулегендарном Евпатии Коловрате, два о князе Владимире и один ответ вселенной Marvel «Защитники».
Остается, правда, без ответа вопрос, насколько нужно зрителю большое патриотическое кино. Для примера – из юбилейных военных картин окупилась лишь «Битва за Севастополь». Приключенческий долгострой «Территория», обошедшийся авторам в $18 млн, собрал в прокате только $1,5 млн. ФСБ-триллер Владимира Бортко «Душа шпиона» заработал $20 тысяч при бюджете в $10 млн. А космическая драма Юрия Кары «Главный», бюджет которой не разглашается, принесла и вовсе $2,2 тысчи. Между тем, всё это проекты, получившие солидную государственную поддержку, в том числе и на безвозвратной основе.
Миграция из кино в сериалы
Переход на телевидение режиссеров, чье имя привычно ассоциируется с авторским кино, наметился ещё пару лет назад, однако именно в этом году он начал давать плоды. До экранов дошла «Родина» Павла Лунгина («Россия-1»), «Метод» Юрия Быкова (Первый канал), «Измены» Вадима Перельмана и «Озабоченные» Бориса Хлебникова (оба — ТНТ). Причем ТНТ в будущем году расширит линейку авторских сериалов: ожидаются рэп-мюзикл Валерии Германики «Бонус», трагикомедия Алексея Чупова и Натальи Меркуловой «Не телки», ситком Игоря Волошина «Ольга», алкодрама Григория Константинопольского «Пьяная фирма», комедия об инвалидах «Света с того света» Максима Пежемского и второй сезон «Закона каменных джунглей», который делают Александр Расторгуев и Павел Костомаров. Кроме того, Карен Шахназаров готовит телеверсию «Анны Карениной»; Наталья Мещанинова сняла больничную драму «Красные браслеты»; «Марс Медиа» привлекла Николая Хомерики к детективу «Тайна города ЭН»; Арсений Гончуков пошел ещё дальше, начав эксперимент в формате интернет-сериала «Район тьмы». Наконец, о возможности поработать на ниве сериалов высказывался Андрей Звягинцев. Волнующий вопрос: повысит ли тенденция качество сериальной продукции и не снизит ли уровень режиссеров?
От арт-хауса к блокбастерам
И ещё один вектор движения режиссеров авторского кино — блокбастеры. Вероятно, устав от рамок независимых малобюджетных картин, мастера арт-хауса всё чаще берутся за масштабные жанровые проекты. Среди наиболее ярких примеров — фильм-катастрофа «Ледокол» Николая Хомерики, исторический экшн «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, космоопера «Время первых» Юрия Быкова, «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» Игоря Волошина. Надеемся на лучшее, вспоминая о том, что аналогичная практика в Голливуде частенько дает интересные результаты. Впрочем, как и разочарования.
Мимо мировых фестивалей и премий
В плане мировых кинонаград год начался позитивно — «Левиафан» Андрея Звягинцева удостоился «Золотого глобуса» (первый со времен «Войны и мира» для российского кино) и номинации на «Оскар». Увы, с главными мировыми кинофестивалями у нас не задалось. В основных конкурсах мы были лишь в Берлине («Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего), Шанхае («Солнечный удар» Никиты Михалкова), Локарно («Брат Дэян» Бакура Бакурадзе) и условно в Венеции – условно, поскольку «Франкофония» Александра Сокурова создавалась без участия российской стороны. Как итог – кроме наград за операторскую работу на Берлинале для «Под электрическими облаками» и в Шанхае «Солнечному удару» похвастаться нечем.
Впрочем, не всё так грустно. В неосновных программах наших картин было немало, в том же Берлине, в Роттердаме или в Торонто. Кстати, на последнем «Хардкор» Ильи Найшуллера, первый в мире фильм, полностью снятый субъективной камерой, удостоился главной награды секции Midnight Madness.
Сближение с Китаем
Поворот страны на Восток потихоньку начинает отражаться и в кино. Совместных российско-китайских проектов пока не так много, но они есть. Лидируют всё те же Russian Film Group и «Марс Медиа». Первые недавно сняли на Дальнем Востоке триллер «Подо льдом» и доделывают сиквел «Вия», который называется характерно — «Путешествие в Китай». Вторые готовят 16-серийную военную драму «Ясное небо» о борьбе СССР и Китая с милитаристской Японией. Как ожидается, в следующем году копродукций с КНР станет больше.
Борьба с Голливудом
На фоне сближения с Китаем не утихают попытки дать отпор Голливуду. В прошлом году в качестве основного метода борьбы рассматривалась идея введения квот, которая так до сих пор и не реализовалась. В этом году инициативы стали разнообразнее. К предложениям квотирования добавилась идея введения НДС на зарубежные фильмы (пока вроде бы отказались), практика переноса дат голливудских релизов, особенно если иностранные фильмы «похожи на наши» и выходят в праздники, а также буквальный запрет проката. Помогло ли всё это отечественному кино? Нет, о чем и говорят приведенные выше цифры.
Что готовит Год кино
2016 год вызывает одновременно опасения и интерес. С одной стороны, очевидно, что общий кризис будет усугубляться. С другой — в рамках Года кино уже начали приниматься меры, которые, хочется верить, действительно способны помочь нашему кинематографу. Во-первых, финансирование отрасли увеличится с 6,12 млрд до 7,6 млрд рублей. Во-вторых, приоритетным направлением станут дебютные проекты. В-третьих, будут выделены дополнительные средства на развитие киносети в провинции. Кроме того, обсуждается идея введения механизма возврата части средств в случае съемки национальных фильмов в отдельных регионах, а также иностранных фильмов в России. Мера, распространенная за рубежом, позволит как сэкономить нашим кинопроизводителям, так и повысить привлекательность и популярность России в мире.
На этой жизнеутверждающей ноте с наступающим Годом кино!