2015 год в зарубежном кино: провалы, взлеты и запреты

Агенты А.Н.К.Л

— шпионская ретро комедия Гая Ричи, основанная на одноименном телесериале, выходившем с 1964 по 1968 годы

Агенты А.Н.К.Л

Один из лучших фильмов уходящего года, провалившийся в прокате. Поклонники эстетики и юмора британского режиссера-постмодерниста оценили филигранность стилизации и мощный комедийный заряд «Дядек». Любители ретро отметили скрупулезный труд художников по воссозданию атмосферы 60-х. Основной же аудитории кинотеатров не хватило забористого экшна, что и стало причиной кассовой неудачи. Тем не менее, приключения црушника Наполеона Соло и кгбшника Ильи Курякина, исполненные записными красавцами Генри Кавиллом и Арми Хаммером на неожиданно высоком актерском уровне, обзавелись немалой фанатской базой. Поэтому надежда на продолжение «Агентов А.Н.К.Л» всё же имеется.

Безумный Макс: Дорога ярости

— лучший фильм года по версии Квентина Тарантино, возродивший культовую франшизу 80-х
 

Безумный Макс: Дорога ярости

Тридцать лет прошло с выхода последней части оригинальной трилогии, и в мае 2015-го обновленный «рыцарь дорог» вернулся на экраны. Причем с таким техническим размахом и такой философской глубиной, что вся мировая критика забилась в экстазе. Фильм смог угодить всем – от фанатов клипов Sepultura и любителей динамичных гонок по пустыням, в изображении которых Миллеру нет равных, до женской аудитории, разглядевшей в «Дороге ярости» явный феминистический посыл. Именно сильные героини под руководством несгибаемой Фуриозы правят бал в этой высокоскоростной антиутопии, тогда как заглавный персонаж, собственно Макс, сместился на второй план. К слову, как и «А.Н.К.Л», «Безумный Макс» не поставил ошеломительных кассовых рекордов, зато стал самым скачиваемым фильмом лета. Еще один повод задуматься о том, что показатели кинотеатрального проката – в наши дни единицы довольно условные. Теперь с нетерпением ждем новую часть – «Безумный Макс: Пустошь».    
 

Возвращение Вачовски

— игра слов, образованная из названия космической кинооперы «Восхождение Юпитер» и имен ее создателей Энди и Ланы Вачовски

Возвращение Вачовски

«В» значит Вачовски, свидетельствует уходящий год. Зимой на экранах появилось масштабное фантастическое полотно, в котором творческий дуэт иронически обыграл все основные черты своего стиля, а летом стартовал первый телевизионный проект тандема – сериал «Восьмое чувство». Если футуристическая история Золушки (к слову, традиционная интерпретация классического сюжета Перро в этому году вышла из-под пера Кеннета Браны) имела в основном негативную критику и плохую кассу, то сложносочиненная многосерийная конструкция, исследующая разноообразие ментальных связей, получила весьма положительные оценки. Впрочем, Вачовски, со времен «Облачного атласа» занимающихся чистым самовыражением, различные рейтинги и цифры вряд ли волнуют.

Головоломка

— анимационный фильм Питера Доктера и Рональдо Дель Кармена, ставший самым кассовым релизом Disney/Pixar в истории российского проката

Головоломка

Сборы мультфильма, стартовавшего в России 18 июня, составили более миллиарда рублей. В мире «Головоломка» заработала более 851 миллиона долларов. Секрет успеха заключается в том, что лента оказалась привлекательной как для юных зрителей, так и для взрослой аудитории. Причем для второй едва ли не больше – в силу своей интеллектуальности. Детальная проработка персонажей, воплощающих различные человеческие эмоции, и сценарные ходы, способные растрогать даже самого хладнокровного зрителя, сделали свое дело. Авторам удалось визуализировать такую эфемерную и вневозрастную субстанцию, как чувства, совершив тем самым очередной прорыв в области 3D-анимации.
 

Длинный кадр

— без преувеличения самый трендовый прием 2015 года
 

Бёрдмен

Фаворит оскаровской гонки, «Бёрдмэн», задал моду на однокадровое кино и отдельные сцены, решенные с применением длинных планов. Теперь, где бы ни промелькнул давно известный прием – в жанровом кино или авангардном, разворачиваются жаркие споры: есть монтаж или авторам удалось обойтись без склеек, имеет место имитация или операторский подвиг, обосновано использование длинных кадров содержанием или это просто дань моде. Одним словом, однокадровая съемка переживает ренессанс, давая прикурить клиповому мышлению. Базен бы порадовался.
 

Желтый

— цвет, который в этом году ассоциировался, прежде всего, со спин-оффом «Гадкого Я», а не с конфетой M&M’s

Миньоны

Предыстория приспешников злодея Грю стала самым кассовым анимационным релизом уходящего года. «Миньоны» заработали в мире более миллиарда долларов, а в российском прокате – порядка двух миллиардов рублей. Таким образом, мультфильм стал третьим в списке самых прибыльных анимационных проектов в истории кино, уступив «Холодному сердцу» и «Истории игрушек 3», а на наших просторах занял второе место в рейтинге наиболее кассовых релизов современного кинопроката. Полная банана для Universal!
 

Звездные войны: Пробуждение силы

— главное событие киногода
 

Звездные войны: Пробуждение силы

В какие только рейтинги ни попадают сейчас воскрешенные Дж. Дж. Абрамсом «Звездные войны» (вплоть до списка самых обсуждаемых в Facebook фильмов). Какие только кассовые рекорды они ни бьют, но подводить объективные итоги можно будет лишь по завершению проката, который стартовал всего неделю назад. Пока статистика (седьмой эпизод уже заработал в совокупности более полумиллиарда долларов) и отзывы зрителей свидетельствуют о том, что создатели новой истории феноменальной киновселенной не прогадали, решив обойтись минимумом технологий и сохранить в картине олдскульное очарование. Ну и еще о том, что «Миру Юрского периода» недолго осталось числиться самым кассовым фильмом последнего времени.  
 

Кейн/Кейтель

— ветераны Голливуда, впервые сыгравшие вместе в фильме «Молодость» Паоло Соррентино
 

Молодость

Можно сколько угодно восхищаться простотой и универсальностью идей, заложенных в первом англоязычном фильме последователя Феллини, равно как и упрекать их в банальности, а режиссера – в эпигонстве. Новоявленный актерский дуэт Майкла Кейна и Харви Кейтеля все равно останется безупречным. Первому удалось переиграть Швейцарские Альпы, второму – не потеряться на фоне «всепоглощающего» партнера. Поэтому если «Молодость» и не откровение, то уж точно – актерский мастер-класс. Уникальный, неповторимый и случившийся именно благодаря Соррентино.    
 

Любовь

— фильм Гаспара Ноэ, не получивший прокатного удостоверения в России
 

Любовь

Сначала соотечественники взахлеб обсуждали, каким отступлением от «линии партии» может стать кинотеатральный релиз порно-мелодрамы записного провокатора Гаспара Ноэ. Когда в выдаче прокатного удостоверения дистрибьютору Premium Film отказали, все согласились, что этого и следовало ожидать от Минкультуры в условиях «несуществующей» цензуры. В итоге, многочисленные толки сделали «Любовь» кинособытием тех же масштабов, что и сверхкрупный план мужского органа на широком экране в 3D. К сожалению, в указанном формате эту немаловажную часть картины Ноэ российский зритель так и не увидел. Зато ото всех услышал про него, что доказывает – лучшего пиара, чем запрет, человечество пока не придумало.

Марвел

— Marvel Studios, американская киностудия, занимающаяся созданием и распространением фильмов по комиксам Marvel, ранее входившая в Marvel Films
 

Человек-муравей

У Marvel Studios год богат как на кинособытия, так и на структурные изменения. В сентябре компания вышла из-под крыла Marvel Films и окончательно примкнула к Disney. Что касается фильмов, здесь у «Марвел» тоже всё на букву на «М»: главные герои уходящего года – мстители и муравьи. Вышедшая весной «Эра Альтрона» ожидаемо «порвала кассу», собрав в мире более 1,4 миллиарда долларов. Летний «Человек-муравей» принес создателям чуть больше полумиллиарда и дал все основания полагать, что новый герой полюбился зрителю (пусть пока не столь горячо как «Мстители») и в будущем может улучшить свои кассовые показатели. Удастся ли ему это, узнаем лишь в 2018 году, когда на экранах появится вторая серия франшизы – «Человек-муравей и Оса».
 

Назад в будущее 2

— вторая часть культовой фантастической комедии Роберта Земекиса, вышедшая на экраны в далеком 1989-м, но активно обсуждаемая в 2015-м
 

Назад в будущее 2

21 октября 2015 года – день, которого ждали киноманы по всему миру, наконец, настал и послужил поводом для множества публикаций, фотожаб и рекламного креатива, не имеющего прямого отношения к кинематографу. Основная тема – сравнение того, каким Земекис показал будущее, с тем, каким оно оказалось в реальности. Основной вывод: «Нас обманули, всё не так». Тем не менее, многое из того, что увидели Марти и Док в будущем, все же имеет отдаленные аналоги в нашем настоящем.
 

Пятьдесят оттенков серого

— экранизация одноименного эротического романа Э.Л. Джеймс
 

Пятьдесят оттенков серого

Спорить о художественных достоинствах данной картины, в общем-то, бессмысленно. Думается, что более адекватной интерпретации ее литературного первоисточника быть и не могло. Закономерно, что книжный бестселлер стал блокбастером, собрав в мире невиданные для фильма с прокатным рейтингом R полмиллиарда долларов. Стоит отдельно похвалить дистрибьюторов, выпустивших картину в канун Дня Святого Валентина, сделав «пытку оттенками» обязательной и для спутников целевой аудитории ванильной лав-стори с легкими элементами садомазохизма. Последние также сделали свое дело – с момента выхода фильма продажи БДСМ-атрибутики повысились в ряде регионов России на 20 процентов.  

Редмэйн

— актер Эдди Редмэйн, для которого уходящий год стал прорывным
 

Эдди Редмэйн

Восхождение Редмэйна началось с февральского релиза космооперы Вачовски, в которой британец удивительно правдоподобно сыграл инопланетного ящерообразного тирана. Вскоре последовала оскаровская церемония, где актер заслуженно получил статуэтку за убедительнейшее перевоплощение в Стивена Хокинга. Ну, а под занавес года в Венеции показали «Девушку из Дании», не вызвавшую экстаза у критиков, отметивших, впрочем, органичность и безупречность работы Редмэйна в роли первого человека, сменившего пол. Два года подряд награждать «Оскаром» одну и ту же персону не принято, но, кто знает, может быть, британский актер – исключение.
 

Скотт

— американский кинорежиссер Ридли Скотт, у которого в этом году вышло сразу два больших фильма
 

Ридли Скотт

Начав киногод провальным (но личным и важным для самого мастера) «Исходом», оскароносный режиссер реабилитировался осенним «Марсианином». Для сравнения: замахнувшись на Библию, Скотт заработал 268 миллионов долларов; экранизировав научно-фантастический бестселлер – почти полмиллиарда. «Марсианин» стал самым кассовым проектом в обширной фильмографии голливудского мэтра, что непрозрачно намекает, в какой области автор «Бегущего по лезвию» и «Чужого» выглядит более убедительно.
 

Такси

— иранский фильм, получивший «Золотого медведя» Берлинале-2015
 

Такси

В отличие от осмеянного в Каннах скандального фильма Ноэ, берлинский фаворит от иранского режиссера Джафара Панахи в российский прокат все-таки вышел. Правда, всего на 22 копиях. Тем не менее, картина остается обязательной к просмотру. Главным образом потому, что сами обстоятельства ее создания доказывают – свободу художника нельзя ограничить ни запретами властей, ни отсутствием денег и технических средств. Одним словом, смотри и учись!

Хоррор

— как выяснилось в уходящем году, самый прибыльный жанр в Голливуде
 

Хоррор

Согласно исследованию портала Moviepilot, фильмы ужасов лучше всех окупают в прокате затраты на их производство. Такая способность хорроров привлекает не только независимых авторов, но и крупные студии. Доказательство – «Багровый пик» от Legendary Pictures и недавний «Виктор Франкенштейн» производства 20th Century Fox. Правда, масштабные и дорогие ленты Дель Торо и МакГигана ни хорошей кассы, ни впечатляющей окупаемости не продемонстрировали. Чего не скажешь о, пожалуй, самом обсуждаемом среди киноманов хоррор-релизе 2015-го «It follows» («Оно» в российском прокате). Картина со скромным бюджетом в два миллиона долларов заработала у себя на родине почти 15 миллионов.  

Четвертые «Голодные игры»

— продолжение популярной молодежной франшизы, фильм «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II»
 

Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II

Последняя часть эпопеи, сделавшей жанр антиутопии одним из самых популярных в молодежном кино, несколько недель подряд удерживала лидерство в североамериканском прокате. Мировые сборы второй «Сойки-пересмешницы» перевалили за 600 миллионов долларов, но это самый низкий совокупный показатель за всю историю франшизы. Похоже, тинэйджеры не оценили глубокомысленности и серьезности финала любимого киноаттракциона.

Шпионская тема

— самая распространенная тема в большом американском кино 2015 года
 

Миссия невыполнима

Про секретных агентов в этом году снимали много, масштабно и в самых разных жанрах.

Шпиономания началась с гомерически смешного, пародийного и неполиткорректного фильма Мэттью Вона «Kingsman: Секретная служба» (производство 20th Century). Далее Fox продолжил детективно-комедийную линию дерзкой абсурдистской картиной «Шпион». В июле на экраны вышел более серьезный и реалистичный образец жанра – пятая часть серии «Миссия невыполнима», «Племя изгоев». Затем последовала упомянутая комедия Гая Ричи. Ну, а под конец года зрители, получили очередную часть франшизы, из которой, собственно, растут ноги всех пародий и интерпретаций. И тут-то выяснилось, что бондиана уже не работает. «007: Спектр» обернулся полным разочарованием, доказав, что Бонд стал пародией на самого себя и проигрывает своим собственным последователям по многим показателям.      

Юрский мир

— самый кассовый фильм уходящего года «Мир Юрского периода»
 

Мир Юрского периода

Для кого-то четвертый фильм культовой серии «Парк Юрского периода» стал откровением, для кого-то разочарованием, но посмотрели его, видимо, абсолютно все. По крайней мере, на это указывают кассовые сборы картины Колина Треворроу. В мире «Мир» заработал более 1,6 миллиарда долларов, угодив таким образом на третью строчку рейтинга самых успешных лент в истории кино. Первые две – занимают «Аватар» и «Титаник» Джеймса Кэмерона, чьи сборы перевалили за 2 миллиарда.
 

Я вернусь

— культовая фраза Т-800, ставшая вновь актуальной в 2015 году, благодаря выходу фильма «Терминатор: Генезис», первой серии реанимированной трилогии о Терминаторе
 

Терминатор: Генезис

Не к ночи упомянутый Джеймс Кэмерон вспоминается снова, особенно в контексте того, что режиссеру пятой части культовой франшизы Алану Тейлору до него, конечно, далеко. Тем не менее, кино получилось бодрое с размашистым экшеном и ностальгическим юмором. Опять же Арнольд Шварценеггер вернулся в образе очаровательной машины для убийства модели Т-800. И, говорят, еще не раз вернется. Более оптимистичного завершения итогового обзора и представить нельзя.  

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *