Дизайн декораций
Тим Бертон задумал сохранить эстетику комикса DC, атмосферу мрачного гротеска, поэтому предпочел полностью искусственные декорации съемке в реальном Нью-Йорке. Он выбрал Лондон и студию Pinewood, где есть довольно большой съемочный двор с уже размеченной улицей.
На съемках фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
Антон Ферст был выбран художником-постановщиком картины — его Бертон пытался заполучить еще на «Битлджус». «Дизайн имеет для меня огромное значение, — говорит Бертон. — И с этой точки зрения у меня очень мало любимых фильмов. Но дизайн Антона для картины „В компании волков“ мне очень понравился!»
Ферсту было интересно работать с Бертоном. «Мы быстро поймали общую волну, — говорит он. — Я приносил Тиму несколько вариантов, и он неизменно выбирал тот, который нравился мне больше всех».
Антон Ферст во время подготовки к съемкам фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
В полном размере строились только первые 15 метров города, все остальные виды Готэма были решены с помощью спецэффектов. Художнику выпала непростая задача — построить не исторический или футуристический Нью-Йорк, а стилизовать его под город из комикса. Например, как бы выглядел город, если бы им правила коррупция и криминал. Улицы без света, над которыми высятся небоскребы, и мосты и полный беспорядок в строительстве.
На съемках фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
С одной стороны — это должно быть нагромождение стилей и полная эклектика, если не хаос, а с другой — разные стили должны были сливаться в один, чтобы создавать свою эстетику. Здесь и современный брутализм, и готика, и итальянский футуризм.
Городская мэрия построена в фашистском стиле, а музей Флугельхейма — в стиле современного японского архитектора Шина Такамацу. Поскольку большая часть действия фильма разворачивается ночью, Ферст отказался от тонких орнаментов и декоративных элементов в пользу более крупных силуэтов и масс — ведь в темноте орнаменты все равно не было бы видно.
Дорисовка Жан Пьера Тревора для фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
Главным зданием фильма был собор, ставший сценой для финального противостояния Бэтмена и Джокера. «Итак, наш город был создан широкими мазками и крупными прямолинейными структурами, — говорит Ферст. — Но с собором я хотел избегать прямых линий совсем. Меня всегда зачаровывала архитектура Энтони Гауди — его строения похожи на готические, но они не готические. Их сложно отнести к какому-то конкретному времени, именно поэтому я и взял за основу его творчество. Еще мне очень нравился дом в „Психо“ Хичкока. Поэтому на крышу собора я поставил верхушку этого дома. В результате у нас получилось очень эксцентричное здание, берущее корни в готике».
Это была самая большая уличная декорация в Европе со времен «Клеопатры», и построить ее предстояло в рекордно короткие сроки. Декорации Готэма заняли весь съемочный двор студии Pinewood и большинство из ее 18 павильонов. Фундаменты для 15-метровых строений должны были быть весьма основательными. 250 рабочих строили их 5 месяцев. Одновременно создавались декорации в павильонах. В самом большом располагалась пещера, которую правда очень активно дорисовывали — на стекле, проецируя в пустые места отснятый ранее материал с актерами — на этапе постпродакшна.
Оружие и гаджеты
Бэтмен — супергерой без сверхспособностей. Он побеждает исключительно с помощью своих технических приспособлений: бэтмобиль, самолет-крыло и пояс с гаджетами. Дизайн устройств был сделан Антоном Ферстом, а их техническое оснащение — супервайзером спецэффектов на площадке Джоном Эвансом.
Главной сложностью был бэтмобиль. «Бэтмобиль был главной головной болью, — делится Бертон. — Поначалу, что бы мы с Антоном не делали, выглядело это как машина с плавниками, которая может быстро превратиться в посмешище. Зрители просто не представляют, как сложно сделать новый вид автомобиля». Ферст создал автомобиль как доспех — продолжение самого Бэтмена. «Я никогда не думал о Бэтмобиле, чисто как о средстве передвижения, — говорит Ферст. — Я думал о нем, как о части костюма. Для меня бэтмобиль — это произведение экспрессионизма, и выглядеть он должен, как рыцарский доспех».
Так художник взял за основу гоночные машины 1940-х, Corvette Stingray 1950-х и, использовав их компоненты, добавил устройству ракетные двигатели. Поскольку автомобиль в фильме это больше, чем просто реквизит, он должен реально работать. Ферст советовался с Эвансом, как это сделать. «Дженерал моторс делают новый автомобиль десять лет, — делится Ферст. — А нам нужно было сделать его за пять месяцев!»
Сжатые сроки заставили Эванса начать строить автомобиль еще до того, как Ферст закончил его дизайн. Но у супервайзера спецэффектов было общее понимание, каким он в итоге будет. Было построено две версии: просто для съемок и для исполнения трюков. Их сделали на основе шасси Chevrolet Impala V-8 1974. После того, как, в конце концов, был сделан концепт-макет бэтмобиля, Эдди Батлер воссоздал его в полную величину: 8 метров в длину и почти 2,7 метра в ширину. Этот концепт и отдали компании, которая строила гоночные автомобили для гонки Le Mans. Корпус автомобиля был сделан из кевлара — того же материала, из которого делаются корпуса гоночных машин. Два пулемета на корпусе стреляли холостыми. Пламя из двигателей тоже было настоящим, а по кругу были расположены огнетушители с углекислым газом.
Кадр из фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
Единственными нефункционирующими элементами бэтмобиля были щиты, которые раскрывались и закрывались по команде хозяина. Этот эффект создавали с помощью анимации.
Эванс также отвечал за пиротехнику и работу на тросах. Но здесь она была довольно простой, ведь Бэтмен по сюжету не летает сам, он пользуется тросами, и их не нужно прятать — огромное облегчение для спецэффектников!
Миниатюрный город
Вся макетная съемка (а также дорисовки и оптические эффекты) для фильма была сделана командой легендарного британского супервайзера миниатюр Дерека Меддингса, работавшего, например, на серии фильмов про Джеймса Бонда и про Супермена.
Дерек Меддингс (справа) и Пол Уилсон во время подготовки к съемкам фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
«Я очень переживал насчет макетов. Ведь если модели зданий будут выглядеть иначе, и не совпадать по эстетике с идеей Ферста и с тем, что мы сделали в полном размере, у нас будут нестыковки по эстетике».
Тим Бертон
Дерек Меддингс был настоящим профессионалом, когда дело касалось невидимых монтажных склеек между живой съемкой и миниатюрами. Он был уверен в том, что все смонтируется правильно. «Пол Уилсон — наш оператор макетной съемки, — рассказывает он. — Работает с нами уже 14 лет. Все, что ему надо — это посмотреть на расположение источников света во время съемки полноразмерных сцен. Он точно воспроизводит это освещение в нужном масштабе, используя крошечные осветительные приборы».
Первая сцена фильма — это комбинация миниатюр и живописного задника. На полотне длиной 18 метров было нарисовано ночное небо. На переднем плане — макет моста длиной 6 метров. Световые элементы изображали ночное оформление транспортных средств. Миниатюрный буксир «плыл» по реке из черного пластика. Для оживления реки был положен еще один — двигающийся — слой черного пластика. В кадр также был добавлен дым. Этот кадр появляется в фильме трижды, в другие разы он становится фоном для летящего в сторону города вертолета и бэт-крыла. Макеты того и другого были сняты на хромакее и вставлены в кадры с городом оптическим способом.
Остальные миниатюры были построены под руководством супервайзера Марка Меддингса. Среди его миниатюр — химзавод, который по ходу фильма взрывается. Здесь у Тима Бертона было четкое представление, в каких местах и как он должен разваливаться. Поэтому для этих кадров была построена модель высотой в 180 см, которую распилили в нужных местах по требуемой траектории и потом собрали обратно как пазл.
Пиротехнические заряды были заложены в стратегически важных местах, чтобы модель взорвалась нужным образом. Кроме того, эти кадры должны были дополнять живую съемку, поэтому Дерек Меддингс участвовал в съемке полноразмерной пиротехники. Живая съемка соединялась с миниатюрной методом сплит-скрина, поэтому вся пиротехника, огонь и даже дым должны были остаться ниже линии соединения двух изображений. После съемки этот материал вывели на видео, и команда Меддингса точно подогнала свои кадры к съемочному материалу. Миниатюрный взрыв снимали со скоростью 120 кадров в секунду.
Дерек Меддингс и химзавод на съемках фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
Для съемки общего плана улицы Готэма и полетов Бэтмена между небоскребами была построена огромная модель главной улицы города. Модель в масштабе 1:30 позволяла купить готовые модели автомобилей для создания автодвижения на дороге. Для экономии было создано только две стороны всех зданий. Для разных кадров их могли поворачивать другими сторонами и комбинировать. Весь миниатюрный городской пейзаж состоял из 14 небоскребов высотой от 6 до 9 метров, а длина улицы составляла 12 метров.
Однако, улицы города получились такими узкими (Антон Ферст специально создавал ощущение клаустрофобии), что обычный операторский кран с системой моушн контроля туда не помещался. Поэтому для съемки кадров с точки зрения летящего Бэтмена была создана уменьшенная версия этой системы с камерой Митчелла и объективом 16 мм, который позволял снимать с увеличенной глубиной резкости. Система висела на потолке и управлялась с помощью гидравлики. Съемка велась со скоростью 3 кадра в секунду в два прохода. Во второй раз модель была украшена дополнительными огнями, а улица внизу протерта маслом для получения отражений, совпадающих с теми, что были получены во время живой съемки (для красоты и отражений на полу павильона всегда была вода).
Кадр из фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
Для сцены падения летательного аппарата Бэтмена требовалось сделать миниатюру в большем масштабе. Часть зданий и даже сам собор были построены в масштабе 1:12. Основная группа уже сняла упавший аппарат, поэтому макетная версия самолета-крыла должна была упасть абсолютно так же. Модель «летела» на тросах под пристальным вниманием шести камер. В первый дубль макет упал почти как надо — на ступеньки собора, но не попал на нужную точку. Во второй раз все получилось отлично, но нужно было показать больше полета. Поэтому модель склеили еще раз и снимали дальше. К счастью из-за быстрого движения аппарата и атмосферных эффектов в кадре никто не заметил, что модель не целая.
Для разных кадров было сделано еще две версии летательного аппарата в разных масштабах. На крупном плане мы видим модель трехметрового размера с радиоуправляемой куклой Бэтмена внутри и работающими аксессуарами в виде орудий и других движущихся элементов. На общих планах при виде с улицы снимали уже 15-сантиметровую модель крыла.
Сцена из фильма «Бэтмен» (1989)
Для фильма было построено несколько моделей собора высотой до 9 метров. Но для финальной сцены в колокольне потребовалась версия в два раза больше. Эта модель была создана в виде трех секций, и снимали ее на боку по частям. Вики, Бэтмен и Джокер в этих кадрах — тоже куклы.
Была также создана и отдельная модель башни — для съемки интерьера и падения колокола — высотой 12 метров. Но даже этого было мало. Для визуального увеличения ее высоты лестницу башни сфотографировали, уменьшили и наклеили на пол модели. Так стало казаться, что она бесконечная. Конечно, в момент с пролетом колокола на этом моменте пришлось сделать монтажную склейку. Эта модель была построена из балсы (мягкого дерева), чтобы она легко ломалась при падении медного колокола.
Крупные планы актеров в вертолете снимали на полноразмерной декорации, а летящий вертолет — это модель с куклами внутри (и снаружи, в зависимости от кадра).
Всего работа с эффектами заняла девять месяцев, включая препродакшн.
Обложка: кадр из фильма «Бэтмен» (1989) / Warner Bros.