4К-телевидение: популярные направления
За прошедший год 4K-устройства подешевели, и их проникновение увеличилось. Как отметил в своем докладе «Рынок UHD ТВ: Эволюция потребительских товаров и использование контента» главный аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей, цена панелей одной и той же диагонали каждый год падает (вместе со стоимостью их изготовления), при этом средняя диагональ телевизоров, которые удается продать, увеличивается на 1 дюйм ежегодно.
Аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей / Фото: Евгений Пахоль
Россию все же нельзя назвать лидером с точки зрения проникновения 4К-оборудования. По словам Грея, сегодня есть три основных рынка сверхвысокой четкости — это Северная Америка, Западная Европа и Китай.
Телеконтент в 4K в России по-прежнему предоставляют единичные вещатели. Один из них — это «Наша Сибирь 4К», специализирующаяся на «медитативности» природных красот Сибири. В процессе перехода из Full HD в 4K на канал пришла новая команда операторов, знакомая со спецификой съемки контента в формате 4K. Параллельно были профинансированы двадцать независимых съемочных экспедиций.
Ради большей динамики в изображение при съемках теперь используются дроны и другие технические приспособления. Вышедший в эфир в мае 2018 года телеканал «Наша Сибирь 4К» стал, по мнению руководителя телеканала Катерины Кропотовой, одним из кейсов премиального продукта, рассчитанного на эксклюзивного зрителя.
Руководитель телеканала «Наша Сибирь 4К» Катерина Кропотова / Фото: Евгений Пахоль
Кроме видов природы, спросом среди потребителей телеконтента в 4K как в России, так и в мире, пользуется мир моды и дизайна, экстремальный спорт, компьютерные игры и клубная культура. В рамках доклада «Fashion TV 4K Channel и OTT & VOD проекты» по маркетингу и развитию телеканала «Fashion TV 4К» Мария Лисовска рассказала, что с 2015 года все съемки на «Fashion TV» проходят в формате 4К.
Мария Лисовска, телеканал «Fashion TV 4К» / Фото: Евгений Пахоль
Идея съемки показов мод и соответствующего бекстейджа в 4К возникла по запросу самих модельеров, которым захотелось «показать товар лицом» максимально наглядно. Развитие OTT и VOD проектов Fashion TV делает 4K-контент телеканала доступным для массового пользователя. Он распространяется и бесплатно, и по платной подписке на экранах смартфонов и планшетов в любой точке мира. Контент телеканала доступен на Smart TV.
Мария Лисовска, телеканал «Fashion TV 4К» / Фото: Евгений Пахоль
В выступлении «Особенности отбора 4K-контента» основатель и руководитель телеканала Clubbing TV Стефан Швейцер рассказал, что, поскольку целевая аудитория его канала это миллениалы, то есть активные современные люди, которым близки экстремальный спорт, компьютерные игры и клубная жизнь, при создании телеканала он стремился объединить эти составляющие в единое целое.
Руководитель телеканала Clubbing TV Стефан Швейцер / Фото: Евгений Пахоль
В процессе развития телеканала, Clubbing TV сталкивался с различными техническими вызовами. Например, при съемке в 4K популярного ныне жанра летсплеев необходимо было показать не только монитор компьютера, но и самого игрока, который подчас находился в десятке тысяч километров от офиса телекомпании. При этом качество изображения должно было быть равноценным. В итоге съемка обеих частей происходила в 4К 50 fps, что накладывало дополнительную нагрузку на съемочный бюджет.
На конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Фото: Евгений Пахоль
Следуя за трендами, Clubbing TV недавно запустил новый проект — C4K360, линейный 4K-телеканал, дающий доступ к видео в формате виртуальной реальности. Следующим шагом в развитии Clubbing TV Швейцер назвал переход к трансляции контента телеканала в формате 4K HDR.
Экосистема 4K
Развитие 4К-телевидения формирует экосистемы брендов, занятых высокими технологиями. В докладе «Экосистема 4K: текущее развитие и ее влияние на другие рынки» руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков дал подробный обзор идеальной экосистемы 4K ближайшего будущего — от оборудования для производства контента сверхвысокого разрешения до устройств для просмотра видео и инфраструктурных решений, используемых операторами и провайдерами.
Руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков / Фото: Евгений Пахоль
По его мнению, экосистема 4K должна включать на самом базовом уровне единый цифровой профиль абонента, позволяющий пользователю один раз зарегистрироваться в системе и после этого постоянно быть к ней подключенным. Во-вторых, к экосистеме должны быть подключены облачные цифровые сервисы, дающие пользователю возможность моментально оплачивать услуги. После создания экосистем 4K компании смогут расти и постоянно обновляться, предлагая пользователям новое оборудование и не упуская при этом абонентов. Таким образом развитие 4K-телевидения приведет к изменению не только телекультуры, но и инфраструктуры самих брендов.
На конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Фото: Евгений Пахоль
Ведущий менеджер компании Huawei Александр Черняев рассказал , как видеоконтент может способствовать росту выручки операторов в условиях, когда модели медиапотребления кардинально меняются, и призвал операторов сконцентрироваться на конечном потребителе. В качестве базового сервиса операторов должно выступать телевидение в формате 4K, но необходимо предоставлять и более прорывные по современным меркам услуги. Как пример Черняев привел популярную идею свиданий, происходящих в виртуальной реальности.
Ведущий менеджер компании Huawei Александр Черняев / Фото: Евгений Пахоль
Дистрибуция 4K-контента
В связи с увеличением количества телеканалов, вещающих в 4K, встает вопрос о качественной дистрибуции 4K-контента. В докладе «Особенности дистрибуции 4K-телеканалов. Опыт медиалогистики» директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин сообщил, что, в отличие от HD и SD-контента, доставляемого по спутнику, большая часть видео для 4K-телеканалов приходит к российскому потребителю по оптоволоконным сетям. Причина этого кроется в том, что материал, снятый в 4K, «тяжелее» контента в HD (тем более — в SD), и это делает спутниковую доставку материала дороже доставки «по земле».
Директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин / Фото: Евгений Пахоль
Однако доставка контента по оптоволоконным сетям действенна только в крупнейших российских городах, соответственно часть аудитории телеканалов может быть потеряна. Кроме того, при адаптации 4K контента, поступающего к потребителю по оптоволоконным сетям, может ощущаться нехватка вычислительных мощностей: сервер, легко справляющийся с транскодированием нескольких HD-телеканалов, не может справиться с транскодированием UHD-канала. Для решения проблемы медиадистрибьюторам потребуются дополнительные мощности.
Обложка: на конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Евгений Пахоль