1Игольчатый экран из макарон
Игольчатый экран — не новая, но редкая анимационная техника из-за своей трудоемкости. Впервые ее применил Александр Алексеев в фильме «Ночь на Лысой горе» (1933). Рисунок создается из тонких металлических стержней, которые расположены на плоскости с сотнями отверстий.
Последователей у Алексеева было не так много. Игольчатым экраном с начала 1970-х пользуется канадский мультипликатор Жак Друэн, однако его техника не сильно отличается от изобретения Алексеева.
Игольчатый экран в анимации Жака Друэна
Более необычную версию игольчатого экрана создал корейский режиссер Чжин Ман Ким. Его «иголки» не такие острые, как у Алексеева, потому что вместо металлических стержней он использует лапшу. Тонкие макароны настолько плотно прилегают друг к другу, что создается впечатление абсолютно ровной поверхности, на которой проступает изображение. Поскольку действующие герои мультфильма Чжин Ман Кима — рыбы, цветовая гамма и фактура убедительно имитируют речной песок.
Игольчатый экран в анимации Чжин Ман Кима
2Сыпучая анимация: чай, кофе и специи вместо песка
Изобретательницей метода сыпучей (порошковой) анимации считается канадка Кэролайн Лиф, которая использовала речной песок для создания всех своих мультфильмов.
Вторая песочная анимация Кэролайн Лиф — «Сова, которая женилась на утке»
Позднее эту технику аниматоры стали практиковать с любыми сыпучими материалами. Их выкладывают на стекле, подсвеченном снизу, создавая фигуры и покадровую съемку. Впрочем, фоновая поверхность не обязательно должна быть стеклянной.
Наталья Мирзоян вместо песка использовала различные сорта чая для трогательной истории про муравья, всю жизнь строившего Тадж-Махал («Чинти», 2011).
Мультфильм «Чинти» (2011)
А для иллюстрации истории об очень эмоциональном человеке режиссер-аниматор Наталья Антипова выбрала различные специи («Вспыльчивый человек», 2004).
Мультфильм «Вспыльчивый человек» (2004)
Иногда технику даже используют в качестве терапии. Например, в мультфильме Елизаветы Скворцовой «Эвенкийская колыбельная» (2013) из цикла «Колыбельные мира», сделанного из кофе, плавные трансформации мелких частиц носят медитативный характер.
Мультфильм «Эвенкийская колыбельная» (2013)
3Жидкая анимация: вода, кисель и кровь
Для создания мультфильма в классической технике рисованной анимации не обязательно нужны кисти и краски, которые смешиваются с водой. В качестве материалов можно использовать различные жидкости, например, воду, чтобы рисовать на стенах зданий. Такое нестандартное решение нашли Жюльен Тель и Рено Перрин, авторы экспериментальной короткометражки «Море писем» (2013).
Мультфильм «Море писем» (2013)
Другой эксперимент поставила польский режиссер Анита Накви, нарисовав из разноцветных киселей фильм «Простейшие» (2013).
Мультфильм «Простейшие» (2013)
Иногда аниматоры используют совсем неожиданные материалы. Канадский режиссер Теодор Ушев снял революционный (и в сюжетном, и в техническом плане) мультфильм, нарисованный кровью («Манифест крови», 2014).
Мультфильм «Манифест крови» (2014)
4Световая анимация или фризлайт
Интересного эффекта можно добиться, если вместо привычных инструментов использовать свет. Технология называется «фризлайт» и применяется в фотографии, рекламе и различных экспериментальных работах.
На длинной выдержке (от нескольких секунд до нескольких минут) художники фиксируют световые следы, которые накладываются друг на друга в мультиэкспозиционном изображении. Некоторые используют свет не просто ради красоты и яркости изображения, а находят ему сюжетное обоснование, как это сделано в коротком фильме What Light (Through Yonder Window Breaks) Сары Уикенс.
Фильм What Light (Through Yonder Window Breaks) (2009)
5Анимация из фильмов
Необычную, и вероятно не имеющую аналогов по объему, работу проделал австрийский режиссер Верджил Видрич. Он создал фильм-подарок всем поклонникам мирового кино: распечатав более 60 тысяч кадров из киношедевров, он сложил из них предметы, окружающие героев.
В основе его технологии — перекладка. В данном случае — фигурки из бумаги решены в технике плоской марионетки. Однако материал, послуживший источником вдохновения, придает старой технологии совершенно иное звучание.
Фильм режиссера Верджила Видрича
Обложка: кадр из мультфильма «Чинти» (2011) / студия «Петербург»