5 режиссерских советов от Дэвида Линча

1Черпайте идеи из собственной жизни

Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: Showtime
Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: Showtime

Еще Андрей Тарковский советовал начинающим не отделять собственную жизнь от своих фильмов. Он считает, что режиссер — это тот же художник и ему необходимо быть преданным своим работам, не эксплуатируя их, а наоборот — жертвуя собой. Нужно быть готовым полностью отдаться своим картинам, чтобы ты принадлежал им, а не наоборот.

Я также придерживаюсь этой позиции и считаю влияние прошлого на свое творчество наиболее важным. Иногда прошлое может вытащить идеи из небытия и окрасить их. Даже новые идеи окрашены прошлым.

Смотря мои фильмы можно подумать, что все эти символы — плод удивительной фантазии. Это не так. Дело в том, что я действительно встречался с такими сюрреалистическими образами в реальности: окровавленная женщина, встретившаяся моему брату и испугавшая его; ночь в морге; ветхий подвал-лаборатория, заполненная сгнившими фруктами, и трагедия на лужайке, о деталях которой мне трудно рассказывать даже спустя много лет.

А когда моя семья переехала в Александрию, штат Вирджиния, Дональд Линч — мой отец — ходил на работу пешком в форме лесного управления и ковбойской шляпе, словно шериф Труман из «Твин Пикса».

 

2Не бойтесь ошибиться и не сдавайтесь

Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: Showtime
Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: Showtime

Сейчас меня воспринимают как художника из мира кино, а не только как кинорежиссера. Однако так было не всегда. Когда я съехался с Джеком Фиском, то был разочарован в своих собственных картинах. Речь идет именно о живописи, ведь я начинал как художник-живописец. Тогда я осознал, что мои рисунки — отстой. Но я понимал, что мне нужно было прорваться, нужно было найти свое видение. А единственный способ это сделать — продолжать рисовать.

История моего усердного труда на этом, конечно, не заканчивается. Одна из определяющих историй в моей карьере — получение гранта. После окончания картины 1968 года «Алфавит», в моей жизни настали трудные времена. Я работал в столовой мастерской по дереву пять дней в неделю, и мне казалось, что меня покидает прелесть свободы.

Когда моей дочери Дженнифер уже было три месяца, я устроился на работу печатником. Сам факт такой работы сам по себе уже убивает счастье и наполняет унынием и страхом. У меня не было времени ни на что, даже на живопись. Единственным выходом из рутины стало получение гранта в институте киноискусства для независимых кинорежиссеров, куда я подал заявку. Когда объявили победителей первой группы, я понял, что мне не победить, ведь многие мои конкуренты уже имели некоторое признание и биографию.

Неудача — это большая печаль и ужас. Но у вас нет выбора — идти можно только вперед. Вы не можете ничего потерять, вы можете только обрести.

Можно, конечно, сдаться и вернуться в суровую реальность, однако я продолжал работать и рисовать по субботам. Я не сдавался. Через некоторое время раздался звонок, где меня поздравили с получением гранта американского института киноискусства. Через некоторое время я снял картину «Голова-ластик», фильм, который принес мне мировую славу как кинорежиссеру. Этот звонок полностью изменил мою жизнь. Даже не знаю, что бы случилось, если не этот грант.

 

3Ловите идеи даже во время съемок

Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: Showtime
Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: Showtime 

Убийца Боб из «Твин Пикса», который пугал ваших родителей по телевизору, появился в легендарном сериале…случайно. В какой-то момент я представил декоратора Фрэнка Силву в кадре. По счастливой случайности, он оказался еще и актером. Когда Фрэнк спросил, что ему делать, я ответил: «Не знаю. Но ты будешь в кадре». Мы сняли сцену с Фрэнком, выглядывающем из-под кровати, однако ни у кого не было идей, что бы это значило. Даже у меня.

Далее случилось удивительное совпадение. Когда мы снимали персонажа мать Лоры Палмер Сару — в кадре был брак — в зеркале было чье-то отражение. Оператор уже хотел было переснять эту сцену, однако отражение было именно Фрэнка Силвы. Так сложился пазл. Так был рожден Боб.

 

4Звуковое оформление фильма так же важно, как и видео

Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: Showtime
Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: Showtime

Одно из важных особенностей моего режиссерского стиля — звуковое оформление. Очень важно подобрать для картины правильную музыку. Она должна быть обручена с музыкой и формировать союз. Но это не может быть любая музыка. Из огромного количества подойдет лишь 10 или даже меньше треков.

Важно также найти своего композитора, с которым режиссеру было бы комфортно работать. Сотрудничество с Анджело Бадаламенти волшебно: я говорю ему слова, а он их играет. Если мне не нравится, то я подбираю другие слова.

Также я внимательно отношусь к саунд-дизайну. Алан Сплет, работавший на многих моих проектах, ловил нужную атмосферу, всячески экспериментируя и записывая звуки самыми разными способами. Например, в фильме «Голова-ластик» он опускал микрофон в бутылку, которая была в ванной. Это звук был трансцендентальным, как я и хотел.

 

5Имейте собственный голос

На съемках сериала «Твин Пикс» / Фото: Suzanne Tenner / Showtime
На съемках сериала «Твин Пикс» / Фото: Suzanne Tenner / Showtime

Моя позиция проста и понятна — у режиссера должна быть полная творческая свобода и право утверждения окончательного монтажа. Если у вас этого нет, то это не ваш фильм. Это шутка или даже смертный приговор.

Будьте верны себе. Имейте свой собственный голос и будьте ему верны. Никогда не отказывайтесь от хорошей идеи, но никогда не принимайте плохую.
 


Обложка: режиссер Дэвид Линч / Фото: Hubert Boesl / dpa / TASS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *