— Как возник столь амбициозный проект с пересечением Антарктиды на автомобилях?
Кристина Козлова (режиссер, исполнительный продюсер, руководитель экспедиции): Принцип нашей студии при создании фильмов: «Ты не можешь рассказать о чем-то, пока сам не погрузишься в тему». Причем не просто прилетишь, поснимаешь подводки и красивые тайм-лапсы и уедешь, а именно пока не побываешь в шкуре других людей. Потому что когда ты побывал в шкуре альпиниста, дайвера, полярника, ты начинаешь по-другому видеть и говорить совершенно другими словами. А это в свою очередь дает возможность делать недилетантское кино.
Режиссер и продюсер фильма Кристина Козлова на съемках проекта проект «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
У нас, как правило, все проекты придумывает Валдис Пельш. Года два-три назад у него родилась идея пересечь всю Антарктиду и приурочить это к 200-летию ее открытия.
На съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
Но на чем? В мире много машин, которые могут выдержать антарктические условия, и ежегодно много туристов на них катаются к Южному полюсу. Нам же хотелось сделать что-то уникальное, что-то стоящее, о чем можно было бы создать кино. К счастью, судьба свела нас с Василием Елагиным, создателем вездеходов-амфибий «Емели». И вместе с ним мы замахнулись на первый в истории трансантарктический автономный автомобильный переход. То есть никаких дозаправок в пути, абсолютно все везем с собой: провизию, топливо и даже запчасти на случай поломки. Елагин на «Емелях» таким образом уже исколесил всю Арктику, так что мы понимали: шанс в Антарктиде у нас есть. Но сначала нужно было попасть на материк, а сделать это не просто, а в случае нашей экспедиции — невероятно сложно.
— А в чем здесь были главные сложности?
Кристина Козлова: Нельзя просто так купить билет и приехать туда без разрешения. Это особый регион, и сначала ты должен получить разрешение у страны, потому что она несет ответственность за твою деятельность в Антарктиде. Туда обычно ездят по готовой схеме и по протоптанным маршрутам. А то, на что замахнулись мы, никто и никогда не делал: новый маршрут, автономность, колесный транспорт. Все это вызывало неприкрытый скепсис в инстанциях, которые дают добро на антарктические экспедиции. На организационную разработку и подготовку проекта у нас ушло ровно полтора года.
У нас была гигантская разрешительная кипа документов. Например, в Министерстве транспорта нужно было все объяснить про наши уникальные несерийные машины. В Министерстве экологии нужно было доказать, что ты не будешь мусорить, и что весь мусор и все отходы жизнедеятельности будут вывезены. Антарктида — последний регион на планете, природа которого не изменилась с присутствием человека. И теперь все очень тщательно следят, чтобы так и оставалось.
На съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
Кроме того, нужно было скрупулезно просчитать, что брать с собой. Каждый сэкономленный килограмм груза — дополнительный килограмм топлива. Нельзя было взять лишнего, но и взять мало мы тоже не могли себе позволить. Грамотно подобрать одежду и правильную еду, взять нужные лекарства и витамины — все для того, чтобы легче переносить высоту, сухость воздуха, холод и прочие экстремальные антарктические условия. При выборе одежды мы опирались на свой опыт съемок предыдущих фильмов в Гималаях. Мы четко понимали количество термобелья, пуховых курток, комбинезонов и тд. А что касается всего остального: тут мы консультировались с теми, у кого был опыт полярных экспедиций.
На практике, правда, шишки мы все-равно набили. Например, кофе там очень плохо заваривался, и пить его не хотелось. Полярники убеждали нас, что три главных продукта в Антарктиде — это сало, вобла и сухари. Однако сало у нас тоже не пошло. Зато хорошо пошел шоколад.
На съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
Транспортировка всей экспедиции в Антарктиду — отдельная история. Не существует компании, в которую ты можешь обратиться и тебе все организуют. Нет, все сами. Сначала мы отправили на материк четыре тонны топлива. Через несколько месяцев из Питера в Кейптаун на судне вышли «Емели». Туда мы погрузили все возможное снаряжение и продукты, которые долгое время не портятся. Мы же полетели в Кейптаун со своими личными вещами и уже на месте закупали скоропортящиеся продукты. А оттуда самолет ИЛ-76 доставил всю экспедицию в Антарктиду.
— Как вы готовились к самим съемкам?
Александр Кубасов (оператор): В техническом плане нужно было учитывать, что мы должны быть максимально мобильны и максимально автономны. Потому что могла возникнуть ситуация, когда не будет электричества, хотя в машинах у нас было 220 вольт. Аппаратура должна была быть максимально удобная и компактная, из серии включил и пошел снимать. И, конечно, техника должна была быть морозостойкая — работать предстояло в очевидно холодных условиях.
Оператор Александр Кубасов на съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
В творческом плане мы понимали, что у нас будет жанр репортажа, и что мы будем снимать в режиме 24/7, чтобы не упустить никаких важных моментов. Но такой опыт у нас уже был на предыдущих проектах, так что к этому мы были готовы.
Кристина Козлова: Особенность нашего фильма в смешении жанров. Документальная, историческая часть у нас смешана с реалити-частью. С одной стороны, это очень сложно, а с другой — интересно. Подготовиться тут нельзя. Ты можешь только приехать со сценпланом, по которому ты знаешь, какие точки на маршруте ты проедешь. Ты узнаешь информацию по ним и далее понимаешь, на какой станции, какие подводки ты можешь записать с ведущим. Вся остальная реалитийная часть всегда ситуационна, придумывается на месте — случилось это, это и снимаем.
На съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
Александр Кубасов: Еще так как мы понимали, что едем в белую снежную пустыню, основная задача была максимально разнообразить изобразительный ряд. Нужно было показать все, что нас окружает, но показывать все время белое на белом очень тяжело. Мы старались добиться того, чтобы это не было скучно визуально — использовали дрон и самые современные камеры.
— Сложно ли было этого добиться?
Кристина Козлова: Еще на этапе подготовки я понимала, что материала будет не так много за счет однотипности действия, передвижения и рельефа. Поэтому я хотела сделать как можно больше различных эффектных проездов. Снимали мы то, что снимается в любом реалити — все и подряд. Малейшая остановка, узоры на стекле, как едут водители, как трясет машину, как мы брызгаемся термо-жидкостью из-за колоссальной сухости воздуха.
На съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
Конечно, у меня был намечен план, какие пролеты нам нужно снять — красоты и бантики, как я это называю. Сняли — я это из плана вычеркнула, сняли — вычеркнула. Все остальное — ситуационно. Например, машины внепланово остановились, вне зависимости от того, что произошло, мы снимаем. Если какие-то серьезные поломки, я себе делаю пометку, потому что потом предполагаются статичные интервью с водителями-механиками. И так по подобным пометкам постепенно делаешь кино. То есть в итоге сцен-плана ты придерживаешься только в рамках съемок ведущего и самих станций. В остальном ты здесь и сейчас принимаешь решения.
На съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
— Расскажите подробнее о вашем наборе камер и оборудования.
Кристина Козлова: Я всегда держала в голове мысль поработать с Canon, потому что слышала много положительных отзывов про эти камеры. Руководствовались мы тем, что техника должна выдержать морозы, что она должна быть простой и удобной, и что с материалом в итоге можно будет работать. Мы отдавали себе отчет, что по материалу это будет белая картинка, и самым большим моим опасением было, что белый будет гореть. В какие-то дни мы сталкивались с такими погодными условиями, что у тебя все затянуто так, что небо сливается с землей, глазу даже не за что зацепиться. То есть, нам нужны были камеры, которые смогут такие вещи максимально точно передавать.
Режиссер и продюсер фильма Кристина Козлова на съемках проекта проект «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
Александр Кубасов: Изначально я хотел снимать на Canon C300 Mark II, но представители компании нас переубедили, объяснив, что с этим вариантом мобильность будет меньше, так как это скорее кинокамера, а не репортажная. Canon предложили нам новую камеру XF705, которая пишет в кодеке H.265. Этот момент тоже был критичный, потому что мы каждый день сливали материал, а с учетом 4K 265 кодек не так много места занимает. Камера мне понравилась и по картинке, и по удобству работы. Также принципиально было, что она может снимать в логарифмической гамме, потому что у нас были разные камеры, их нужно потом в единую картинку свести. Мы сняли тесты, и монтажеры подтвердили, что камера устраивает. Всего этих камер у нас было две.
Оператор Александр Кубасов на съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
Помимо XF705 мы взяли на подстраховку новую беззеркалку EOS R с объективом 24-105mm под их байонет. Но поскольку с основными камерами ничего не случилось, мы использовали R как фотоаппарат для бэкстейджа. И еще вместо GoPro компактные камеры Canon XC10, которые тоже позволяют снимать 4K в логарифме. Они крепились, например, на лобовое стекло или в какие-то места, куда не подлезешь. Как страховочный вариант у нас был 5D Mark IV, но поскольку ни одна «железка» из строя не вышла, эту камеру мы даже не распаковали.
На съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
На каждую 705 камеру у нас был штатный маленький 30 аккумулятор и дополнительно по три 60. Брали с запасом прочности, потому что никто не знал, как все это себя поведет. Но по большому счету двух аккумуляторов 30 и 60 нам на целый день на каждую камеру хватало. Правда, нужно учитывать, что большую часть времени мы проводили в машинах, то есть имели возможность подзаряжаться.
— Какие вещи нужно учитывать при работе с оборудованием в столь экстремальных погодных условиях?
Александр Кубасов: У нас уже есть опыт съемок в экстремальных условиях, так что я знаю несколько основных вещей. Самое главное — чтобы камеры не переходили через ноль, а аккумуляторы надо хранить в теплом месте. Мы глушили на ночь машины, и в салоне была минусовая температура, поэтому каждый день мы консервировали аппаратуру — заворачивали в спальник и клали на моторный отсек, чтобы она к утру оставалась в плюсовой температуре. Вроде как это помогло, во всяком случае, никаких отказов у нас ни разу не было. Единственное исключение случилось, когда мы спустились в кернохранилище на станции «Восток». Мы почему-то забыли, что из -65° заносим оборудование в тепло, так что все моментально покрылось инеем, хоть и продолжало работать. Нам просто пришлось подождать часа полтора, пока температура выровняется. Но я тем не менее удивился, что при -65° ни одна камера не отказала.
Кристина Козлова: Насколько я понимаю, даже сами представители Canon не совсем понимали, как себя камера будет вести на таких морозах. Зато теперь мы можем сказать: «Отлично». Настолько, что последнее, о чем мы думали — это: «А сработает ли техника?». Причем надо понимать, что постоянная наша сопровождающая температура была -30°, -35°. И это при сухости, когда совершенно по-другому мороз переносится. Но мы еще снимали и при -50°, и при -60°. И камеры выдержали. Конечно, мы перестраховались, и у нас все было в дублях, но до дублей руки не дошли.
Оператор Александр Кубасов на съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
— Как вы передавали материал Первому канал?
Александр Кубасов: Через день мы должны были выдавать ролики для новостей Первого канала. Режиссер отсматривала и подбирала материал, чтобы все исходники не лить, так как интернет, хоть у нас и был, но спутниковый, очень медленный и очень дорогой. На крыше у нас стояло две антенны, объединенные в один транспондер. На момент включения появлялся интернет с небольшой скоростью порядка 15-20 Кбит. Я зажимал материал до эфирного варианта в разрешении 720, чтобы это очень много не весило. Так что раз в два дня мы передавали порядка 300-400 Мбайт материала, который отправлялся примерно за два часа. В Москве его уже монтажеры собирали.
На съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
— Какое ваше общее впечатление от XF705? Какие вы бы выделили плюсы и минусы этой камеры?
Александр Кубасов: Основной плюс XF705 — материал в 4K весит в два раза меньше, чем у всех других камер. Это преимущество кодека — получаются абсолютно честные 4K без потери качества. В условиях, когда негде разжиться жесткими дисками, это очень большое подспорье. Также у камеры очень хороший динамический диапазон. Снимать белое на белом всегда тяжело, но тут камеры тянули без вопросов. Очень понравилось наличие встроенных ND-фильтров, потому что в условиях, когда ты все время в перчатках, тащить еще с собой компендиум с фильтрами проблематично. Это удобные камеры в плане работы с руки — они не очень тяжелые. Даже в перчатках их удобно держать в руке. Я никогда раньше не пользовался автофокусом, но тут прямо проникся — когда снимаешь что-то сложное по движению объекта в кадре, достаточно ткнуть в монитор, и камера честно отслеживает, автофокус цепкий. Понравился яркий экран — даже на ярком слепящем солнце на нем все прекрасно видно.
Оператор Александр Кубасов на съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
Есть несколько вопросов по эргономике. К некоторым кнопочкам в перчатках дотянуться практически невозможно, но это особенности условий. Операторы редко работают в перчатках. Очень неудобное расположение кнопок ND-фильтров. Они находятся близко к кольцу диафрагмы, и когда ты в перчатках пытаешься крутить диафрагму, очень часто получается, что задеваешь ND-фильтр. Разумеется, когда у тебя внезапно в кадре переключается ND-фильтр, это не очень хорошо.
И мне на всех моноблочных камерах Canon не нравится прецизионный фокус. Ты быстро крутанул фокус, и он у тебя убежал в бесконечность. Но привыкнуть к этому можно.
На съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / Фото: «РД Студия»
— Какой объем материала у вас в итоге набрался и что из него сейчас получается?
Кристина Козлова: Всего мы насчитали шестьдесят часов отснятого материала. И это притом, что нам, как я это называю, «нечего было снимать». Сейчас у нас уже есть некое понимание, как это будет выстраиваться, так что постепенно начинаем как пазл выстраивать все это в фильм. Ограничений по хронометражу мы себе не ставим. Мы всегда по этому поводу говорим фразу: «По итогам отснятого материала». На данный момент у нас вырисовываются три серии. Но это три серии на основе всего того, что хочет рассказать автор. Это означает, что после монтажа вполне могут быть две серии. Нам бы не хотелось специально затягивать.. Важно, чтобы и в кадре и за кадром была информация, которую будет интересно узнавать. Планируем сделать фильм к осени. Но поскольку вся наша команда состоит из перфекционистов, мы не сдадим фильм, пока все не будем удовлетворены результатом.
Обложка: на съемках проекта «Антарктида. 200 лет открытий» / «РД Студия»