7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

01. «Нет» (Пабло Ларраин, 2012)

Формат: 1.40:1

01. «Нет» (Пабло Ларраин, 2012)

Эта чилийская картина посвящена переломным для истории страны событиям 1988 года, когда референдум о продлении полномочий Аугусто Пиночета стал началом конца правления диктатора. Не последнюю роль для такого неожиданного поворота сыграло телевидение. Чтобы подчеркнуть его значение и придать фильму эффект документализма, режиссер Пабло Ларраин не только использовал хронику и реальные ролики того времени, но и обратился к редкому формату изображения. Фильм снимался на телевизионные камеры с соотношением сторон 1.40:1, с которым часто работали на телевидении в 80-е годы. Хотя, по мнению критиков, как раз этот эксперимент и не позволил фильму завоевать «Оскар» («Нет» уступил «Любви» Михаэля Ханеке). Сегодня же многие отмечают, что именно игра с форматом придает картине особую свежесть и энергетику. 

 

02. «Омерзительная восьмерка» (Квентин Тарантино, 2015)

Формат изображения: 2.76:1

«Омерзительная восьмерка» (Квентин Тарантино, 2015)

Квентин Тарантино — настоящий киноманьяк. В своем увлечении кинематографом он не только сохраняет верность исключительно пленочным носителям, но и экспериментирует с давно забытыми находками. Для «Омерзительной восьмерки» режиссер специально воскресил пленочный формат Ultra Panavision 70, на который до него сняли всего 10 фильмов в 50-60-х годах. Он же позволил добиться максимальной существующей ширины экрана 2.76:1. Камерной по сути истории это решение придало вселенский масштаб. 

 

03. «Божественные» (Уда Беньямина, 2016)

Форматы: 2.35:1 и 9:16

«Божественные» (Уда Беньямина, 2016)

Как известно, самый страшный грех для любого человека, берущего в руки камеру, — это вертикальное видео. Авторы французской молодежной драмы «Божественные» решили творчески обыграть распространенную ошибку. Большая часть фильма снята в распространенном широкоэкранном формате 2.35:1, но несколько сцен решены в формате 9:16, чтобы более реалистично воспроизвести любительскую съемку на телефон.  

 

04. «Мамочка» (Ксавье Долан, 2014)

Формат изображения: 1:1 и 1.85:1

«Мамочка» (Ксавье Долан, 2014)

Канадский экспериментатор Ксавье Долан любит провоцировать и удивлять. Пожалуй, лучше всего ему это удалось сделать в «Мамочке», снятой преимущественно в квадратном формате. Режиссер таким образом решил несколько задач. Во-первых, усилил замкнутую, тесную атмосферу, в которой существуют герои. А во-вторых, сделал современное изображение, напоминающее зрителю о Vine и Instagram. Собственно, во время проката картина и позиционировалась как «первый instagram-фильм». 

 

05. «Хауха» («Страна благоденствия») (Лисандро Алонсо, 2014)

Формат изображения: 4:3

«Хауха» («Страна благоденствия») (Лисандро Алонсо, 2014)

Мастер медленного кино из Аргентины Лисандро Алонсо удивил по-своему. В фильме «Хауха» он использовал вполне привычный формат 4:3 (или 1.33:1), но скруглил края кадра, как это делалось на старой фотографии и в фильмах немой эпохи. Это помогло придать изображению особый дух ретро. Действие разворачивается где-то на диких просторах Аргентины 1880-х годов, так что решение очень даже подходящее.  

 

06. «Люцифер» (Густ Ван ден Берге, 2014)

Формат изображения: Круглый

«Люцифер» (Густ Ван ден Берге, 2014)

Пожалуй, наиболее радикальный эксперимент с форматом изображения на сегодняшний день провел бельгийский режиссер Густ Ван ден Берге. Его фильм «Люцифер», трагикомичная история приключений падшего ангела в захолустной мексиканской деревушке, снят в круглом формате. Добиться круглого изображения удалось при помощи специально разработанной системы оптики и зеркал, которую режиссер назвал «тондоскопом». Название, как и сама изобразительная концепция, восходит к стандартам живописи Возрождения, где часто использовалось «тондо», круглая форма картины. Для Ван ден Берге круг также символизирует особую трагическую замкнутость мира, в котором мы находим его персонажей. Те, кто видел фильм, также отмечают, что круг наделяет визуальный ряд дополнительным объемом и даже «чистой магией».

 

07. «Я не мадам Бовари» (Фэн Сяоган, 2016)

Формат изображения: Круглый, 1:1, 1.85:1, 2.39:1 

«Я не мадам Бовари» (Фэн Сяоган, 2016)

Эта китайская картина использует целый ряд форматов, причем помимо привычных 1.85:1 и 2.39:1 тут есть «дерзкие» 1:1 и круг. В центре сюжета — история сельской женщины, обманутой мужем и чиновниками. Героиню уговаривают на фиктивный развод ради новой квартиры, однако, разумеется, женщина остается и без супруга, и без жилплощади. Смелое изменение форматов, которое используют авторы, отражает внутреннюю эволюцию героини — круг подчеркивает узость ее взглядов, а переход на «прямоугольник» — расширение поисков. Кроме того, круг отсылает к традициям китайской миниатюрной живописи и вообще позволяет создавать удивительные по красоте кадры. Кстати, на недавнем кинофестивале «Зеркало» именно этот фильм удостоился главной награды.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *