Новые технологии врываются во все области человеческой деятельности и зачастую сильно преображают ее. Появившись в киноискусстве, компьютерные разработки изменили лицо кинематографа, подарив невиданную до тех пор свободу творчества, и повлияли и на работу всех отделов за кадром.
Кадр из фильма «Человек-муравей»
Кино — это в том числе производство, поэтому кинохудожнику , помимо кистей и красок, нужно владеть и современными технологиями. В последние годы все большую популярность набирает 3D-печать. С ее помощью кинематографисты творят историю. Историю кино.
Как напечатать грим
Среди персонажей одного из самых кассовых фильмов современности, фантастического боевика «Мстители: Эра Альтрона», появился новый герой — Вижн, наполовину андроид, наполовину бог. Для воплощения этого персонажа на экране потребовались новые технологии, но не совсем компьютерные. Выглядел персонаж весьма необычно — он был весь скрыт под тонной пластического грима.
Такой грим обычно сильно усложняет жизнь актеру — как экранную, так и за кадром. Он требует от актера огромной усидчивости, чтобы долгие часы проводить в кресле гримера. Грим может сковывать и ограничивать движения, а также затруднять игру. Но не в этом случае. Пол Беттани блестяще исполнил эту роль, что отмечало большинство рецензентов.
Силиконовые накладки и грим Вижна из фильма «Мстители: Эра Альтрона»
Силиконовые накладки и грим Вижна из фильма «Мстители: Эра Альтрона»
Силиконовые накладки и грим Вижна из фильма «Мстители: Эра Альтрона»
Силиконовые накладки и грим Вижна из фильма «Мстители: Эра Альтрона»
Грим-накладки для Вижна создавали супервайзеры компании Animated Extra Джереми Вудхед и Ник Уильямс. Эти ветераны индустрии работали над такими фильмами, как «Властелин колец», «Облачный атлас» и «Восхождение Юпитер». На разработку грима для Вижна у них было пять месяцев, что позволило попробовать разные пути его реализации. Среди них были грим-костюм на все тело и лицевые накладки, но в итоге команда остановилась на костюме с мускулатурой и накладках на голове и руках.
«У Пола очень тонкие черты лица, — говорит Вудхед, — любые накладки изменяют их. Поэтому мы выбрали накладки для лба и задней части головы, а также шеи, оставляя лицо свободным. Мы просто разместили там маркеры для последующей компьютерной обработки».
Теперь самое интересное: для создания грима они применили 3D-печать, что упростило дизайн и сделало накладки более ровными и гладкими. Вместо множества слепков Вудхед и Уильмс взяли один, а потом дополнительно полностью сосканировали актера во всех подробностях. Так они получили виртуальную копию Пола Беттани, вокруг которой и построили свои дизайны с помощью программы CAD. Они выбрали эту технологию, потому что им нужно было передать и размножить определенные линии и углы его накладок, которые должны были выглядеть деталями машины: так они выглядели лучше, чем если бы их создали традиционными способами.
Силиконовые накладки и грим Вижна из фильма «Мстители: Эра Альтрона»
«Обычно пластический грим пытаются сделать органическим, живым, — объясняет Уильямс, — но в данном случае нам нужно было имитировать механические детали, так что компьютерные технологии подошли идеально!»
3D-печать из силикона позволила сразу красить накладки изнутри, создавая иллюзию прозрачной органической кожи поверх механических элементов. Также стало возможно собирать большую часть деталей до того, как их придется «приклеивать» к актеру, что сократило время его пребывания в кресле гримера до двух часов ежедневно. Это ускорило съемочный процесс и уменьшило бюджет, который в противном случае ушел бы на простой съемочной группы.
Фантастические костюмы
Но 3D-печать используют не только для создания грима, эта технология сегодня очень популярна среди художников по костюмам. Особенно тех, кто делает фантастическое кино и одевает супергероев.
Сэмми Шелдон и Иво Ковени с элементами костюмов Человека-муравья
Например, костюм Человека-муравья сделан с применением 3D-печати. Дизайнеру костюмов Сэмми Шелдон и руководителю команды дизайнеров Иво Ковени поручили разработать дизайн и сшить полноценный костюм Человека-муравья для Пола Радда и команды его дублеров. Шлем героя состоял из 54 различных деталей, не считая 10 светодиодов, и это еще без учета всяких болтов и гаек. На самом деле для сборки одного шлема требовалось подготовить более 60 самостоятельных деталей. Дизайнеры использовали CAD и 3D-принтер для создания 13 костюмов Человека-муравья. Они сделали 17 шлемов, 17 поясов, 8 пар перчаток, 15 ранцев, 6 пар обуви, 15 респираторов и 14 нагрудников, которые крепились к респираторам. Все это было необходимо для съемок трюков, поэтому и костюмы были разные. Например, для каскадеров определенные детали костюма должны быть мягкими, чтобы избежать травм.
Текстура на костюме Супермена напоминает кольчугу
Текстура на костюме Супермена напоминает кольчугу
Текстура на костюме Супермена напоминает кольчугу
Новые технологии позволили решить проблему трико в фильме «Человек из стали». Трико в супергеройских проектах — сложный элемент, ведь нужно сделать так, чтобы оно смотрелось органично и не смешно. Одевавший Супермена Майкл Уилкинсон экспериментировал с текстурами на 3D-принтере, и в итоге создал органичный инопланетный рисунок, покрывший мускулы и грудь персонажа Генри Кавилла. Сам художник по костюмам называет свое творение «чудом инженерной мысли». Он создал тонкий полупрозрачный слой, похожий на кольчужное плетение, и пустил его поверх латексного костюма. «С помощью новых технологий, — говорит Уилкинсон, — мы создали необычный костюм из нескольких слоев материала, напоминавшего инопланетный живой металл. Нам удалось создать фактурный рисунок, который был бы интересным для камеры».
На других планетах
Кадр из фильма «Чужой: Завет»
Компания FBFX Ltd использует 3D-печать для реализации своих идей. «Киноиндустрия стремительно двигается к цифровому производству, — говорит Грант Пирмейн, управляющий директор FBFX. — К нам приходит все больше 3D-файлов, что позволяет реализовывать идеи быстрее». Например, шлемы для персонажей фильма Ридли Скотта «Прометей» были созданы с помощью этой технологии. Для шлемов делали довольно сложную геометрию, которую непросто воплотить в реальности. Для воссоздания шлема Нуми Рапас потребовалось бы несколько недель, если бы его производили традиционными методами. «Кроме того, актерский состав не всегда доступен для примерки, — объясняет Пирмейн, — но возможность быстро воссоздать объекты во всей полноте их элементов и с нужными размерами очень помогала ускорить работу над фильмом. Мы начинали действовать сразу, как только получали 3D CAD-файлы, распечатывали их на нашем Objet30 3D-принтере. Это позволило создать текстуру ворота и фиксирующие кольца шлема прямо на месте. Ранее подобное производство нужно было бы отдавать на аутсорс, что стоило бы дополнительных расходов и времени».
Кадр из фильма «Марсианин»
Кадр из фильма «Марсианин»
Для «Марсианина» распечатывали не только шлем, но и саму ткань.
Это уже не единичные примеры использования 3D-печати в кино: с ее помощью создают, например, оружие и другой реквизит, правда, опять же, в фантастических проектах.
Реквизит к фильму «Стражи Галактики»
Реквизит к фильму «Стражи Галактики»
Реквизит к фильму «Стражи Галактики»
Реквизит к фильму «Стражи Галактики»
Реквизит к фильму «Стражи Галактики»
В тех же «Стражах Галактики» с помощью принтера создавали прототип сферы, в которой хранился Камень бесконечности. Это позволило художникам проявить свою креативность и «нарисовать» действительно инопланетную текстуру.
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Космические ювелирные украшения и прототипы деталей для текстуры костюма распечатаны на 3D-принтере
Мы не зря упомянули фильм «Восхождение Юпитер». Здесь художник по костюмам Ким Барретт и дизайнер Шэрон Смит с помощью 3D принтера создали космические ювелирные украшения! Получилось довольно необычно.
Но от использования 3D-печати выигрывают не только авторы фильмов. Преданные поклонники любимых персонажей тоже могут приобщиться к технологии. Возможность просто печатать нужные элементы костюмов открывают огромные возможности для фанатов-косплейщиков и даже производителей сувениров, но это уже совсем другая история, мало связанная с кинопроизводством.