1. Запуск фильма может занять время. Но оно того стоит
На то, чтобы запустить фильм «Куб» в производство у режиссера Винченцо Натали ушло около пяти лет. Убедить продюсеров поддержать проект удалось только с помощью короткометражки «Застрявшие в лифте». Фильм содержал схожую концепцию, — несколько человек пытаются выбраться из замкнутого пространства, — и должен был дать представление потенциальным инвесторам о будущей полнометражной картине. Так и получилось. «Застрявших в лифте» ждал успех, и режиссер получил финансирование в $350 тысяч. Скромно, но все же.
Интересно, что Натали разочаровали съемки «Куба» и он, в общем-то, считал картину провалом. Каково же было его удивление, когда фильм не просто выиграл ряд наград престижных кинофестивалей, в том числе в Торонто, и попал в широкий прокат, но и обзавелся фанатской базой, а со временем и вовсе получил культовый статус. Не будем забывать и о влиянии картины. Не исключено, что если бы не ее «безбюджетный» формат, другие кинематографисты не отважились бы на съемки «Ведьмы из Блэр». А мотив комнаты-ловушки совершенно явно вдохновил Джеймса Вана на «Пилу».
2. Длительная подготовка — качественная подготовка
Натали долго не мог приступить к съемкам, но это время он благоразумно потратил на подготовку. Во-первых, вместе с соавторами он тщательно продумал сценарий от действия до диалогов. Натали считал важной каждую деталь, потому даже привлек к работе профессионального математика Дэвида Правика, рассчитавшего устройство куба. Во-вторых, картина была полностью раскадрована, а на съемках Натали строго следовал заранее заготовленному плану. Тщательность подготовки при этом развязывала руки, например, помогая справляться с форс-мажорами. По словам Натали, если по какой-то технической причине группа не могла приступить в данный момент к съемкам той или иной сцены, режиссер просто переходил к следующей, не тратя время на решение проблемы. Как итог, весь фильм удалось снять за двадцать дней.
3. Кино можно снять в одной декорации
Пожалуй, самое известное, но при этом и самое невероятное обстоятельство создания «Куба» связано с тем, что весь фильм сняли в одной декорации. Хорошо, если быть точнее, в полутора декорациях. Поскольку бюджет был более чем скромным, авторы смогли позволить себе выстроить только одну целую комнату, а также часть соседней комнаты, для сквозных кадров, в которых требовалось показать сразу два помещения. Более того, рабочей из шести «дверей» комнаты была только одна. Длина, ширина и высота декорации были одинаковые и составляли чуть больше четырех метров. Такой размер показался авторам универсальным: он позволял ощутить давление пространства и одновременно оставлял возможность для действия. Однако с учетом того, что помимо актеров в это пространство необходимо было поместить еще и группу с техникой, помещение было специально сконструировано так, чтобы у него можно было убирать стены.
Но невозможно же полтора часа показывать только одну декорацию, необходимо какое-то разнообразие, тем более, что зрителя нужно убедить в том, что в фильме не одна комната, а более 17,5 тысяч. Решение нашлось простое и эффектное — разные комнаты имеют разный цвет. Добиться этого удалось сменой цветных панелей из плексигласа у декорации. Всего авторы использовали пять цветов (хотели шесть по числу героев, но вновь не позволил бюджет): синий, красный, желтый, зеленый и белый.
И еще одна деталь по поводу декорации, а именно многочисленных геометрических рисунков на ней. Практического значения они имеют, однако выполняют две важных художественных функции. Во-первых, делают пространство чуть более разнообразным. А во-вторых, создают ощущение некого сложного механизма.
4. Кино можно снимать по хронологии
Кадр из фильма «Куб»
Как известно, кино почти невозможно снимать по хронологии из соображений бюджета и логистики. Исключения крайне редки, и условно к их числу можно отнести «Куб». Здесь как раз таки экономически целесообразней было снимать в порядке действия, но с небольшой поправкой. Дело в том, что процесс замены цветовых панелей требовал времени, и чтобы его не тратить, было решено снимать по отдельности все сцены в комнатах определенного цвета. А чтобы актерам было проще переживать эволюцию своих героев, снимали по хронологии действия каждой комнаты. Первыми отсняли сцены в красной комнате, поскольку в ней были самые сложные и напряженные диалоговые фрагменты.
5. Мешающие обстоятельства можно использовать в свою пользу
Съемки фильма проходили на складе в промышленном районе Торонто. Только здесь авторам удалось найти свободное помещение, в котором можно было возвести декорацию. Минус состоял в том, что никакой звукоизоляции на складе не было, а рядом пролегали железнодорожные пути. От проходящих рядом поездов было не только шумно, они еще и сотрясали декорацию. Авторы устали с этим бороться и в итоге даже решили использовать эффект тряски в картине — он появляется в конце фильма в «мостовой» комнате.
6. Герои должны меняться. Вплоть до противоположности
Любой фильм делают герои. Это Натали хорошо усвоил и преуспел, как минимум, в двух важных вещах. Во-первых, он наделил персонажей такими чертами, что конфликты между ними кажутся естественными проявлениями их характеров. Во-вторых, его герои на протяжении всего экранного времени развиваются, причем некоторые в непредсказуемом направлении, становясь буквально своей противоположностью. Например, если Квентин в начале воспринимается как протагонист, ближе к финалу это ярко выраженный злодей. А мизантропичный антагонист Уорт наоборот в конце совершает самопожертвование.
7. Непредсказуемость — залог успеха
Сцена из фильма «Куб»
8. Чем больше загадок, тем лучше
Еще одна важная драматургическая особенность «Куба» — авторы подают зрителю информацию об экранной вселенной очень дозировано. Мы так и не получаем ответы на многие волнующие вопросы. Кто спроектировал куб? Для чего? Почему в него попали именно эти люди? Наконец, что находится за пределами куба? Например, согласно изначальной задумке герои должны были найти остатки некой инопланетной еды. Однако Натали отказался от этой идеи, так как она бы давала прямой намек на создателей куба. Интересно также, что для финала отсняли сцену, показывающую куб со стороны, но на монтажном столе именно от нее Натали избавился в первую очередь. И правильно сделал. Ощущение загадки, недосказанности рождает интригу и заставляет зрителя возвращаться к картине вновь и вновь в поисках ответов. Более того, зритель становится своего рода соавтором — вскоре после выхода фильм оброс огромным количеством фанатских теорий, да и продолжения снимались без участия Натали людьми, которые находились под впечатлением от его первоначальной задумки.