01. Уважайте время других людей
На съемках фильма «Код да Винчи» (2006) / Фото: Simon Mein / Columbia Pictures
Бросьте вызов своей истории — представьте, что кто-то просит вас посмотреть то кино, которое вы хотите сделать. Представьте других людей, которых просят потратить время на просмотр вашего фильма. Так вы поймете, что вы и ваши друзья по-настоящему оценили бы в киноверсии вашей идеи. Это и используйте в фильме.
02. Будь открыты инновациям
Мечтайте, пишите, обсуждайте идеи с соавторами, планируйте организацию. Это поможет максимально эффективно использовать ваши ресурсы и заложить основу для работы. Но в то же время оставайтесь открытыми ко всему новому. Творческие и технические сюрпризы открывают новые пути достижения вашей цели.
03. Актерский опыт — хорошая тренировка для режиссера
На съемках фильма «Фрост против Никсона» (2008) / Фото: Universal Pictures
Будучи актером, я думал, что актер — это центр всего, что это ключ к решению сцены. Но актерский опыт — это хорошая подготовка, чтобы стать режиссером. Когда ты оказываешься в режиссерском кресле, отстраняешься от эмоций героя, их проблем и вопросов и начинаешь думать более глобально, начинаешь видеть всю историю. Если у вас нет никакого интереса к актерской игре, но вы хотите быть режиссером, искусство игры все равно нужно изучать. Возможно, стоит взять несколько уроков. Побывав в шкуре актера, вы поймете, как происходит коммуникация внутри истории. А понимать такие вещи режиссеру всегда полезно.
04. Монтаж — это финальная редактура
Съемки — это по-настоящему увлекательный процесс. Но главным образом фильм создается на монтаже. На монтаже происходит финальная редактура. Именно на монтаже действительно понимаешь, во что может вырасти твое кино. Несмотря на режиссерское видение, творческие задачи и тому подобное, в конце концов фильм начинает жить своей жизнью. Наблюдайте, как это происходит и наслаждайтесь неожиданными открытиями.
05. Кинематографу необходима противоречивость
Я считаю, что зрители готовы принимать сложное кино, но авторы зачем-то все сводят к просто героизму. Такое упрощение не работает и никому не интересно. Противоречия в кино необходимы.
06. Аудитория непредсказуема, а ее количество не так важно
Я бы искренне хотел, чтобы у каждого фильма была большая аудитория. Я всегда надеюсь, что фильм откроют, что зритель пойдет на него и даже удивит тебя как автора. Но я и представить не мог, какой глобальный успех ждет «Игры разума». Действительно, мне казалось это невероятным. Не думал я и о том, что «Кокон» ждет большой успех. Для меня это было маленькая и очень личная история о встрече обычных людей с инопланетянами.
Трейлер фильма «Кокон» (1985)
Но, вы знаете, есть и другие примеры. «Черный лебедь» возник словно из ниоткуда. «Король говорит» тоже. Для продюсеров и инвесторов ужасно, но на самом деле это прекрасно, что зритель непредсказуем. Он всегда может тебя удивить. Но нужно быть готовым к тому, что зритель может удивить не обязательно в хорошем смысле. Иногда ты вкладываешь сердце и душу в проект, делаешь то, во что по-настоящему веришь. А зритель смотрит куда-то в другую сторону. Поэтому нужно твердо знать, для чего, зачем ты готов отдать тому или иному делу год своей жизни, а то и больше. Размер аудитории в данном вопросе не может быть решающим фактором.
07. Не важно, какой вы. Важен результат
На съемках фильма «Дилемма» (2011) / Фото: Universal Pictures
Некоторые режиссеры — милашки, некоторые — придурки, некоторые — общительные, а некоторые — не очень. Все это неважно. Мы все разные и ко всем нужен свой подход. Так что же важно? Важно наличие вкуса и способность к суждению. Важно умение понимать потенциал истории. Важно понимание того, сколько деталей вы можете ухватить и передать. Понимание того, как собрать воедино разрозненные части на монтаже. Не имеет значения, как вы попали в кино. Работали ли вы с маленькой группой или с большой. Много ли или мало времени занял ваш проект. Важен результат и то, как он воздействует на других людей.
08. Разбирайте, как сняты другие фильмы
Вне зависимости от жанра, возьмите любой фильм, который вам нравится или его фрагмент. Посмотрите его несколько раз. Потом пересмотрите со звуком и без звука. Когда вы убираете звук, вы убираете часть воздействия сцены. Это дает вам понимание выбора, который сделали авторы. Задавайте себе вопросы. Как сняли этот кадр? Как двигается камера? Какие средства киноязыка используются? На интуитивном уровне мы все понимаем кино, но когда начинаем разбирать киноязык и пытаемся понять, как конкретно это сделано, магия уходит. Зато мы начинаем видеть, как в фильме все сделано, собрано вместе.
09. Раз в полтора года делайте себе вызов
На съемках фильма «Гонка» (2013) / Фото Jaap Buitendijk / Universal Pictures
Я как-то беседовал о карьере с Энди Гриффитом, и он заметил, что если ты хочешь быть честным с самим собой, то ты неизбежно время от времени будешь выводить из себя других людей. А когда мне было шестнадцать, Генри Фонда сказал мне такую вещь: «Если ты любишь кино, становись режиссером, а если любишь играть, сосредоточься на театре». В любом случае в своей работе вы должны совершать что-то рискованное каждые восемнадцать месяцев. Если вы этого не делаете, значит вы не стараетесь и не развиваетесь. И Гриффит, и Фонда говорили одну и ту же вещь — даже в таком массовом и популярном виде искусства, как кино, аудитория легко почувствует, занимаетесь ли вы ремесленничеством или творчеством.
Источник: Fast Company, Film School Rejects, Get Filming.
Обложка: на съемках фильма «Код да Винчи» (2006) / Simon Mein/Columbia Pictures