«Авиатор»: 408 шотов визуальных эффектов

Интересно, что с точки зрения технологий Мартин Скорсезе предпочитает классические методы создания эффектов, хотя, конечно, не брезгует, где нужно, и цифрой. Над фильмом работал супервайзер спецэффектов и режиссер второй съемочной группы Роберт Легато, в свое время отвечавший за эффекты таких проектов, как «Титаник» (1997), «Аполлон 13» (1995), «Армагеддон» (1998) и других. Не будем более подробно останавливаться на изобретении виртуальной камеры. Подробно об этом мы уже писали ранее.

Трейлер фильма «Авиатор» (2004)

Легато предложил Скорсезе сэкономить на производстве эффектов с помощью очень старого метода — домакеток. Домакетка — это частичный макет, расположенный близко к камере, но структурно дополняющий частичную полноразмерную декорацию, расположенную намного дальше. Она висит над головами людей, играющих на фоне декорации, и создает иллюзию большой постройки. У нее есть несколько плюсов, но и несколько минусов. Из плюсов: освещение декорации и домакетки совпадают в любое время суток (в отличие от дорисовки, например). Из минусов: во время съемки этих кадров камера не может двигаться, потому что иначе единство макета и декорации распадается.

Легато устроился в офисе Sony Pictures Imageworks и начал работать над превизами с VFX-художником Оливером Хотцем. Тогда Легато пользовался технологией, которую SPI применяли для создания «Полярного экспресса» (2004), и здесь тоже есть виртуальная камера, но она расположена внутри компьютера, а управлять ею предстояло с помощью обычной мышки. Вот тут-то и пришла Роберту Легато мысль о том, чтобы вынести виртуальную камеру и дать ее физически в руки оператору.

 

«Ангелы ада»

В начале фильма воспроизведен отрывок из «Ангелов ада» (1930) — его сняли с шестью полноразмерными бипланами, и только один из них мог летать (но на экране он даже не взлетает). Правда, летают в этих кадрах исключительно цифровые самолеты.

Студия New Deal Studios построила самолет Sikorsky S-29 в масштабе 1:4 (вместе с камерой Белла и Хауэлла и миниатюрным ДиКаприо), но в фильме летает его цифровая версия. Модель засканировали в 3D и она послужила прообразом своей 3D-версии. Воздушные бои были превизуализированы по сценам из фильма «Ангелы ада». Позже система моушн-контроля Camera Control перевела данные по камере из превизов в полноразмерную систему для 21-метрового пути операторского крана Milo, который двигался вокруг платформы, расположенной на высоте 2,5 метров, также стоявшей на программируемом гимбале. Так камера могла облетать вокруг Лео, приближаясь и удаляясь от него на 3,6 метра слева и справа. Если сбоку требовалось больше места, платформу тоже можно было немного отодвинуть.

В одной из сцен нужно было быстро пролететь в сантиметрах от лица Леонардо ДиКаприо. Часто такие кадры снимают с замедленной съемкой, чтобы потом скорость приближения казалась быстрее. Но здесь важным было выражение лица Лео, и режиссер не хотел просить его играть медленнее, чем обычно, чтобы потом на проекции со скоростью 24 кадра в секунду все правильно совпало. Поэтому кадры снимали с обычной скоростью.

Кадр из фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosКадр из фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros
 

Мы получили 60% движения от гимбала и 40% — от операторского крана.Съемка велась со скоростью 18 кадров в секунду, что имитировало движение на скорости 50 км в час. Камера проносилась в нескольких сантиметрах от лица Лео

Саймон Уокли, оператор компании Camera Control

Эта сцена также потребовала съемки миниатюры. Уокли написал программу, позволяющую переводить движения камеры из сцены в Maya в реальные размеры миниатюры, которую могли расположить на боку или под углом 45 градусов. Вся перспектива сцены совпадала с той, что была в превизе. На дальних расстояниях самолет становился цифровым. Для этого по сканам артистов в костюмах были созданы цифровые дублеры Лео и его пилота.

Кадр из фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosКадр из фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Сцена премьеры «Ангелов ада» была воспроизведена по хронике события. Художник-постановщик Данте Ферретти построил часть Голливудского бульвара и фасады китайского кинотеатра Сида Громана на локации в Монреале. Кинематографисты использовали 300 человек массовки и применили старый трюк: расположив массовку группами в разных местах декорации, сняли несколько разных проездов одной и той же сцены. После чего на композе эти части были соединены в одну сцену. В дополнение к этой сцене также использовали отснятый материал с миниатюрами New Deal Studios, чтобы «достроить» частичную декорацию до полной.

Миниатюра занимала площадь 21 метр в длину и 3 метра в ширину. Механизированные прожекторы обеспечивали движущиеся лучи, более сотни миниатюрных автомобилей и также меняли свою локацию для разных проездов камеры. На самом деле «проездов» — условных, потому что камера в этом кадре статична. Пролетающие над головами зрителей бипланы — цифровые.

На съемках фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

На съемках фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

На съемках фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

На съемках фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

На съемках фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

На съемках фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

На съемках фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

На съемках фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Снять эту сцену на реальной локации не могли, не только потому, что перекрывать для съемок Голливудский бульвар — та еще морока, а потому, что он в 1930 году выглядел иначе. На фото с премьеры «Ангелов ада» на заднем плане виднелся несуществующий сегодня отель. Его и воспроизвели в миниатюре. Мэттпейнтер Роберт Стромберг дорисовал нужные участки сцены, а композер Пол Граф сложил ее воедино.

 

Самолет H-1 Racer

Во время своего романа с Кэтрин Хэпберн Хьюз доводит до совершенства свой скоростной самолет H-1 Racer. Этот самолет вдохновил авиатора Джима Райта, владельца компании Wright Tool Company в Орегоне, построить рабочую копию самолета для себя. Кинематографисты планировали снять этот самолет в фильме. Но, к сожалению, Райт разбился на нем в парке Йеллоустон незадолго до начала съемок. И команде Мартина Скорсезе пришлось срочно искать замену.

Единственная копия самолета H-1 находится в Смитсоновском музее. Однако кинематографисты нашли его бутафорскую копию, сделанную для фильма «Ракетчик» (1991). В него поставили мотор от электромобиля, и самолет вполне мог ехать по взлетно-посадочной полосе. Что касается полетов, то те деньги, которые должны были пойти на аренду реального самолета, Легато пустил на постройку его миниатюрной копии. За полтора месяца компания Aero Telemetry Corporation построила модель самолета в масштабе 1:2 с размахом крыльев почти 5 метров.

Радиоуправляемая модель была создана из оргстекла и оформлена командой New Deal Studios. Ее покрыли алюминиевой фольгой, а вместо мотора использовали двигатель военного дрона. Модель снимали с вертолета. Она развивала скорость до 280 километров в час и испытывала перегрузки до 10 G на выходе из поворотов.

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosВо время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Кстати, Джим Райт погиб из-за проблем с пропеллером, у Говарда Хьюза была та же проблема, и ровно такая же проблема была у съемочной модели самолета.

Для отдельных сцен полета, которые нельзя было снять в реале, команда Café FX построила цифровую копию самолета. «Мы всегда планировали использовать компьютерную графику для определенных кадров, — говорит Легато. — Такую блестящую модель практически невозможно снять в павильоне, ведь она будет отражать всю среду вокруг».

После преодоления порога скорости в 566 км в час Хьюз теряет давление масла и падает на свекольное поле. Отдел физических эффектов имитировал падение с бутафорским самолетом, управляемым ДиКаприо.

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosВо время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

На поле проложили рельсы, на которых и располагался самолет. Его крылья, покрытые гальванизированным металлом, были укорочены. А специально установленный у земли резак резал свекольные побеги во время движения и подбрасывал их вверх. Конструкция развивала скорость до 46 км в час. Сидящий в ней Леонардо ДиКаприо сам отыгрывал свою роль.

 

Крушение XF-11

Тем временем Говард Хьюз получил контракт на разработку футуристического самолета XF-11 с кабиной, подвешенной между двумя моторами. В первый раз его видно в ангаре во время создания. На съемочной площадке в Монреале была сделана полноразмерная бутафорская копия самолета. Ее построили для сцен крушения в финале. Однако, в сцене в ангаре снимать ее было нельзя — было видно, что это бутафория. Поэтому ее воспроизвели и правильно осветили в LightWave.
 

Дизайн и создание радиоуправляемых самолетов для фильма «Авиатор»

7 июля 1947 года Говард Хьюз вывел самолет из ангара для тестового полета, окончившегося страшным крушением, которое чуть не убило Хьюза.

В кадрах взлета мы видим модель самолета в масштабе 1:4, сделанную в студии New Deal Studios. Длина самолета составляла 4,8 метра, а размах крыльев — 7,6 метра.

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosВо время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

«Изначально мы планировали построить модель в масштабе 1:24 для полетов, в масштабе 1:6 для крушения, отдельные части в масштабе 1:3 для крупных планов деталей крушения, и радиоуправляемую версию в масштабе 1:5, — рассказывает супервайзер студии New Deal Studios Мэттью Грацнер. — Но в итоге мы построили одну модель в масштабе 1:4. Она была огромной, но чем меньше модель, тем сложнее ее снимать, тем более — на ярком солнце и вместе с другими очень узнаваемыми объектами. Мы не хотели, чтобы было видно, что это модель. Роберт снимал модель так, как снимал бы настоящий полноразмерный самолет. Макет был большим и тяжелым, но отработал все свои сцены на отлично».

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosВо время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Модель была построена так, что ее можно было разбирать на части для сцены крушения. И еще все было сделано в двух экземплярах. Сцена, в которой Хьюз выводит самолет из ангара, и журналисты рассматривают его — это классическая сцена с домакеткой. Оператор лежал на земле, фокусируясь на колесе модели самолета, также захватывая журналистов и автомобили, припаркованные позади. Машины были полноразмерными, но находились в 180 метрах от камеры, длиннофокусный объектив сокращал это расстояние.

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosВо время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Для съемки сцены крушения студия New Deal Studios построила макет всего квартала из нескольких домов площадью 36,5 на 15 метров в масштабе 1:4. Весь макет располагался на платформе и был установлен так, чтобы «вписываться» в задний план правильно. Все здания были построены из легко ломающихся материалов и подрезаны в нужных местах. Во дворах были воссозданы бассейны и деревья с листвой. Внутри домиков находилась соответствующая размеру мебель.

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Риг, поддерживающий самолет весом в пол тонны, располагался на рельсах длиной 30 метров. Несколько камер снимали происходящее с разных ракурсов. Скорость модели во время крушения составляла 6 метров в секунду. Роберт Легато выстроил хореографию крушения и ракурсы камеры, и снял всю сцену так, как снял бы ее в реале.

Крушение самолета было отснято на несколько камер, снимающих со скоростью от 48 до 60 кадров в секунду. Но после съемки с помощью компьютера были удалены поддерживающие самолет риги. Роберт Стромберг дорисовал задний план пейзажа, убрав из кадра все здания, построенные после 1950 года.

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosВо время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Виды из кабины падающего самолета были сняты камерой Spydercam (камера на тросе).

Дополнительно были отсняты отдельные элементы сцены крушения. Кадры внутри здания, когда самолет прорезает стену крылом, были комбинацией полноразмерных эффектов, воссозданных в павильоне, и отдельно отснятой домохозяйки, оборачивающейся в ужасе. Кадры, в которых самолет теряет шасси, застрявшее в черепице, были отсняты отдельно на частичных макетах большего масштаба.

Кадр из фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosКадр из фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Кадры с огнем в сцене после падения были сняты на локации в Палос Вердес с использованием того самого полноразмерного бутафорского самолета, к которому пиротехники подвели трубки с бензоилпероксидом для управляемого горения. Сцена с Хьюзом внутри горящей кабины снималась с дублером Лео ДиКаприо. А чтобы пластмассовая кабина не расплавилась и не подвергла опасности дублера, команда внимательно отслеживала ее температуру.

 

Самолет HK-1 Hercules

Последняя разработка Хьюза — монументальный самолет-амфибия, созданный из дерева. Это было главной проблемой — он был невероятно большой и тяжелый — 66 метров в длину с размахом крыльев 97 метров. Он больше напоминал бутафорский космический корабль из фантастических фильмов. «Он был как бутафорский космический корабль из фантастических фильмов, сделанный из дерева и покрашенный под металл, — говорит Легато. — Его было трудно сделать убедительным, потому что он в оригинале выглядел бутафорией».

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosВо время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Метод покрытия этого самолета не оставил модельмейкерам возможности заставить его выглядеть большим с помощью добавления мелких деталей — он был сделан без швов и гладко залакирован. Однако, Мэттью Грацнер все-таки нашел в нем небольшой изъян — его поверхность была не абсолютно ровной, она шла волнами — под поверхностью угадывались «ребра» фюзеляжа.

Корабль был таким тяжелым, что дерево провисало. Эту особенность самолета и постарались воспроизвести, замоделив самолет в Rhino 3D и построив его по частям. Вопрос покраски самолета решился, когда один из сотрудников студии New Deal Studios принес документальный фильм своего отца «Хьюз и его самолеты», в которой были документальные кадры демонстрации машины. Эти кадры показали Мартину Скорсезе, он нашел оригинал хроники, после чего их отсканировали, почистили и вставили в фильм.

Впервые мы видим Hercules на экране в ангаре во время сборки. Этот ангар — миниатюра высотой 1,5 метра. К сожалению, настоящий ангар Хьюза была занят под съемки другой картины, поэтому команда сделала почти 300 фотографий интерьера и воспроизвела его в миниатюре. Съемки же актеров велись в пустом ангаре в Канаде. Съемку вели с использованием моушн-контроля, чтобы позже повторить движение камеры на миниатюре.

Для кадров полета амфибии Легато снял ее на стоянке в Santa Clarita Studios, а студия Sony Pictures Imageworks воссоздала все окружение в 3D, использовав и дорисовку Роберта Стромберга. Актеров внутри кабины снимали в декорации, установленной на гимбале, способном двигаться в стороны и подпрыгивать вверх и вниз.

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner BrosВо время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Модель была построена в масштабе 1:16 и размах ее крыльев составлял 6 метров. В кабине можно было увидеть кукол, похожих на Хьюза и его метеоролога, профессора Фитца в исполнении Иена Холма.

В кадрах взлета гиганта участвует миниатюра на гимбале на фоне цифрового окружения. Для полета была создана радиоуправляемая модель меньшего размера с бОльшим относительным размахом крыльев — для повышенной аэродинамичности. Команда снимала взлет и посадку модели весом 158 кг на скорости 30 км в час. Вид машины сверху был снят с вертолета в акватории Лонг-Бич.

Фильм заканчивается сценой празднования первого полета амфибии в тени его огромного крыла. Часть сцены были отснята в Монреале с бутафорским самолетом. Но для съемки более общих планов Роберт Легато взял миниатюру в масштабе 1:16 и подвесил ее перед камерой вместе с другими элементами сцены. Актеры же вместе с историческими машинами располагались на расстоянии 90 метров от камеры, и обе части конструкции сливались в единое целое. В финальной сцене также можно видеть компьютерную воду на переднем плане и дорисовку Роберта Стромберга на заднем.

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Во время подготовки к съемкам фильма «Авиатор» (2004) / Фото: Warner Bros

Домакетка — это самый дешевый, самый быстрый и самый красивый метод съемки. Нет ничего дешевле и быстрее этого! Я бы не смог сделать CG сцену такого качества. И это — самый старый трюк в истории!

Роберт Легато

Всего в фильме «Авиатор» 408 шотов с эффектами, созданными студиями Sony Pictures Imageworks, New Deal Studios, Café FX и другими. Интересно, что фильм даже не был номинирован на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, возможно, потому, что их в картине не видно.
 

 


Обложка: кадр из фильма «Авиатор» (2004) / Warner Bros
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *