Ваш сценарий готов, камера ждет своего часа, а актеры уже собрались исполнять свои роли. Но прежде чем начать съемку, вам нужно понять, где все они будут находится во время сцены.
Где стоят актеры? Двигаются ли они? Если да, то как? Как это может показать камера? Она статична? Или снимает панорамы? Или же следует за актерами? Все эти вопросы решаются на этапе продумывания мизансцены. Она напоминает хореографию, но вместо танцоров, следующих музыкальному ритму, здесь актеры и камера, которые следуют букве сценария.
До камеры
Обычно мы начинаем с того, что расставляем метки для актеров — это статичные точки, где персонажи будут стоять в тот или иной момент сцены. Вы можете дать знак актеру, чтобы он перешел из одной точки в другую, создав таким образом движение в кадре.
Здесь нужно отметить, что люди очень редко стоят совсем неподвижно, так что если вы хотите добиться большей кинематографичности, пусть ваши персонажи переходят с точки на точку. Если же они стоят или сидят, найдите другой тип движения. Например, герои могут что-то есть, наносить макияж или пить чай. Добившись нужного результата и заставив актеров органично двигаться, вы можете пускать в ход камеру.
После камеры
Мы начинаем с того, что ставим камеру прямо перед метками актеров и настраиваем кадр. Если персонажи будут стоять здесь большую часть времени, то это отличное места для начала съемки.
Скриншот из видео
Теперь пора задуматься, как снять движение в сцене, чтобы зритель всегда знал, где находятся персонажи по отношению друг к другу. Нужно снимать все так, чтобы все передвижения оставались ясными, а публика понимала, как устроена география локации. Пожалуй, самый простой способ добиться подобного эффекта — это вернуться на общий план.
Как только вы все это продумали, вы можете поменять расположение актеров и камеры, чтобы облегчить гаферам освещение, операторам — съемку и передвижение, а также увеличить или уменьшить динамику кадра.
Скриншот из видео
Движение актеров, язык тела, где они стоят или сидят, освещение в области их отметок и многое другое — все эти решения определяют настроение фильма. Со всем этим вам нужно определиться, передав таким образом нужную вам историю на экране.
Помощь в повествовании
Мизансцена нужна, чтобы сообщить зрителю информацию о персонаже без использования диалогов.
В качестве примера приведем нашу недавнюю короткометражку. Там медиум медленно идет к стойке, что показывает его нерешительность — он не особо хочет помогать акробату. Менеджер Дженни врывается в комнату, таким образом сообщая, что именно у нее в руках в данный момент находится власть. Она даже загораживает выход рукой, как будто говоря, что она здесь начальник.
Мизансцену также можно использовать, чтобы «подгонять» историю под ваши нужды и делать локацию динамичнее. Мы долго думали над тем, где расположить зеркало медиума. Нам было нужно, чтобы оно стояло прямо перед ним, чтобы снять первый кадр одним дублем. Но так оно было слишком высоко для момента, где медиум и акробат говорят между собой.
Скриншот из видео
Именно поэтому медиум позже убирает зеркало. Таким образом у него также появляется действие, которое он способен выполнить, пока акробат продолжает говорить в кабинке туалета.
Возможно, у вас нет красивого источника освещения или продвинутой камеры, но иногда достигнуть кинематографичности, динамичности и реализма можно, благодаря продуманной мизансцене.
Источник: nofilmschool.com
Обложка: скриншот из видео