Человек-паук: эволюция драматургии

Переносить популярных героев со страниц комиксов на экран Голливуд пытался еще в 1940-х годах. Ранние фильмы и сериалы о супергероях обычно делались быстро, стоили недорого и уделяли мало внимания первоисточникам. Результат оказывался смешанным. Тогда еще считалось, что комиксы — всего лишь детское развлечение, и их не следует воспринимать всерьез. Кого же волнует, насколько фильмы верны литературному материалу и насколько хорошо в них продумана драматургия? Аниматоры, обратившиеся к комиксам намного раньше, бережнее относились к оригиналам, но в игровом кино ситуация долгое время оставалась неизменной.
 

«Супермен: Механические чужовища» (1941)

Сейчас запуск новой франшизы уже не вызывает у студий сомнения. Армия фанатов зрелищных блокбастеров о героях, в очередной раз спасающих планету, выросла до неисчислимых пределов. При этом зритель стал гораздо искушеннее. А значит, разработка сценария становится первостепенной задачей. Кассовые сборы обеспечивает убедительная и захватывающая история плюс хороший каст.

Но всегда ли эти элементы работают безотказно? На примере всех версий «Человека-паука» разбираемся, как драматургические решения положительно влияли на трансформацию героя, а какие не шли на пользу его образу.
 

Первое появление героя

За двадцать с лишним лет до Тоби Магуайра в красно-синий костюм впервые облачился Николас Хаммонд в трилогии «Человек-паук» (1977), «Человек-паук: снова в бою» (1979) и «Человек-паук: Вызов дракону» (1981).
 

Трейлер фильма «Человек-паук: снова в бою» (1979)

Первый фильм стал пилотом сериала, запущенного на канале CBS всего через неделю после премьеры в кинотеатрах. И хотя супергерой был достаточно популярен для того, чтобы без труда привлечь более 16 миллионов зрителей, большинство поклонников не согласились с миссией Питера Паркера, который боролся с таинственный гипнотизером, оригинальным персонажем, созданным специально для фильма.

Следующие части также выходили синхронно с ТВ-шоу, но продлилось оно недолго — всего 13 серий. В чем причина? Казалось бы, ингредиенты рецепта в наличии: любимый герой, частичное соблюдение литературной основы (укус, работа в редакции, столкновение с опасностью и неизменная победа). Но критики ругали фильм не за невнимание к канону, а за экономию на бюджете, которая отразилась на низком качестве трюков.
 

Сцена из фильма «Человек-паук: Вызов дракону» (1981)

Телевизионная сеть в то время сталкивалась с тем же риском усталости от супергероев, что и киностудия сегодня. В конце концов, герои комиксов успешно жили в анимационных сериалах, стоит ли выводить их на большие экраны?
 

Противоречивая версия Джеймса Кэмерона

Перспективность экранизации все же стала ясна. Фильмы о каноничных супергероях всегда несколько загружены дополнительным багажом в виде истории происхождения, и Человек-паук не исключение. Соблюдение баланса между динамичным повествованием и сохранением образа героя — одна из главных проблем, с которой сталкиваются все авторы адаптаций комиксов.
Паука выгодно отличала не только супергеройская сущность, но и история его альтер-эго. У школьника Питера Паркера нет положения в обществе, «тайной комнаты», наполненной высокотехнологичными игрушками и особняка в пригороде, как у Бэтмена. Эта «обычность» и привлекла Джеймса Кэмерона, который предложил свою версию «Человека-паука» в 1991 году.
 

Раскадровка Джеймса Кэмерона для фильма «Человек-паук»

Он внес существенные изменения в мифологию героя, считая, что комикс должен быть более мрачным и взрослым. Паркер в версии Кэмерона и сквернословит, и подглядывает за своей возлюбленной, словом, проходит все стадии подросткового периода, что выглядело свежо и весело. При этом Питер — уже не школьник, а студент, что сильно меняет динамику, ведь сцены с тетей Мэй и дядей Бэном, поворотные в жизни мальчика, уже не производят здесь такого эффекта.
К сожалению, узнать, что вышло бы из этой затеи, тогда не удалось. Юридические сложности, связанные с разделом прав на персонажа между студиями не позволили запустить проект, и Кэмерон вскоре начал работу над «Титаником».
 

Три с половиной фильма Сэма Рэйми

Разобравшись с правами на персонажа с компанией MGM, Sony выкупила все предыдущие сценарии, написанные для Canon Films и Carolco Pictures и в начале 2000-х привлекла для написания сценария автора сюжета «Парка юрского периода», сценариста Дэвида Кеппа.

Кепп привнес много индивидуальности в персонажей, которых не было в предыдущих проектах, и в то же время остался верным оригинальному литературному источнику. Первоначально оставив Доктора Осьминога, он добавил в сюжет классического злодея мира Человека-паука — Зеленого гоблина. Но два антагониста усложняли историю, и выбор был сделан в пользу Гоблина, а Осьминог в исполнении Альфреда Молины вышел на сцену во втором фильме, став лучшим злодеем трилогии.
 

Сцена из фильма «Человек-паук 2» (2004)

В новом сценарии исчезла любовная линия Питера с Лиз Аллен и на смену ей пришла Мэри Джейн Уотсон — самая главная любовь в комиксе, женщина, которая в конечном итоге выходит замуж за Питера после раскрытия его тайны. Кеппу удалось создать любовные треугольники, которые делают девушку мечты недостижимой, сохранив при этом ее положительный образ.
 

Сцена из фильма «Человек-паук 2» (2004)

Большую роль в финальных черновиках сценария получил также лучший друг Паука — Гарри Осборн. Гарри — персонаж, который сталкивается с такими же фундаментальными проблемами, что и сам Питер. В то время, как его отец Норман подталкивает Гарри к тому, чтобы стать безжалостным бизнесменом, Гарри колеблется и понятия не имеет, кем действительно хочет быть. Конфликт приводит к взрыву, когда отец превращается в Зеленого гоблина.
 

Сцена из фильма «Человек-паук 2» (2004)

В персонаже Питера также сильнее проявился внутренний конфликт. Главная черта характера, которая отличает Человека-паука от обычного супергероя — это чувство того, что его поступки все равно причиняют боль окружающим, сколько бы хорошего он ни делал. Таким образом, одной из центральных становится мысль, что личность Питера Паркера почти так же раздроблена, как и личность его главного врага.

Во втором и третьем фильмах этот контраст достиг апогея: за годы до того, как «темные» фильмы о супергероях вошли в моду, «Человек-паук 3» показал, что быть супергероем и оставаться человеком — сложный путь внутренней борьбы. Именно этот драматургический ход сделал персонаж многомерным.
 

Сцена из фильма «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007)

В руках такого режиссера, как Сэм Рэйми, эти сценарные идеи соединились в ровное повествование, идеально сочетающееся со стремительным ритмом и нарастающим беспокойством, которые режиссер ранее успешно практиковал в жанре хоррор.

«С большой силой приходит большая ответственность» — фраза, известная сейчас даже не фанату вселенной, задает вектор развития сюжета всей трилогии. То, как Человек-паук пытается объяснить себе эту мудрость, сочетается с его собственными словами: «Иногда вы находите свою судьбу, а иногда ваша судьба находит вас». Судьба этого сценария сделала его блокбастером.

Кадр из фильма «Человек-паук» (2002) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Человек-паук» (2002) / Фото: Sony Pictures

Однако третий фильм оказался менее успешен: два злодея (Веном и Песочный человек) усложняли драматургию, а в сочетании с внутренней борьбой самого Питера это превратилось в слишком запутанный клубок конфликтов. Хотя надо признать, что большинство из них авторам удалось логично разрешить в финале.
 

Сцена из фильма «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007)

Последующий за этим долгий запуск продолжения не увенчался успехом. Студия желала возродить Венома, что шло в разрез с желанием режиссера. Не было единого решения и по поводу введения в сюжет Черной кошки, которую могла сыграть Энн Хэтэуэй. Кроме того, в заявке сценаристов проекта Джеймса Вандербилта («Зодиак») и Гэри Росса («Плезантвиль», «Фаворит») фигурировали Стервятник, Электро, Человек-волк и даже Ящер.
Иными словами, четвертый фильм рисковал повторить ошибки третьего в увеличенном масштабе. Затянувшийся период разработки и улаживания формальностей с исполнителями главных ролей, которые по разным причинам не горели желанием вновь возвращаться в проект, завершился отказом Рэйми продолжать работу.
 

Перезагрузка

После истории с несостоявшимся четвертым фильмом, студия решила попробовать еще раз. Идея перезапустить супергероя так скоро казалась рискованной, тем более что это означало необходимость повторять одну и ту же историю происхождения. Решение нашлось в более темной атмосфере (и более темном костюме).
 

Сцена из фильма «Новый Человек-паук» (2012)

В сочетании с юмором и привлекательной парой Гарфилд—Стоун в главных ролях это принесло желанные успехи. Впрочем, слишком большое количество повторений разделило мнения зрителей: одни были готовы не обращать внимание на то, насколько перевоплощение Питера Паркера в Человека-паука похоже на предыдущую экранизацию. Другие считали, что Гарфилд совсем не похож на застенчивого и немного занудного подростка.

Действительно, все классические сюжетные твисты, которые смотрелись свежо в трилогии Рэйми, здесь уже не могли удивить: укус паука, смерть дяди, признание девушке и попытка держаться от нее подальше, чтобы не навредить.
 

Сцена из фильма «Новый Человек-паук» (2012)

Получается, что главным козырем новой версии стала мрачная стилистика. С режиссером Марком Уэббом у руля, Sony перешла к созданию целой вселенной вокруг Человека-паука с отдельными фильмами про злодеев — «Веном» и «Зловещая шестерка». Планы быстро изменились, когда на экраны вышла вторая часть. Удивительно, что студия так скоро забыла ошибки трилогии Рэйми и снова пошла на перегруз сценария. Несмотря на мощный и беспрецедентный ход — потерю возлюбленной Гвен Стейси, два злодея в одном фильме, куча персонажей и дополнительных линий слишком усложнили сюжет. Кассовый сбор показал, что авторы движутся в неверном направлении. Почти в одночасье сиквелы и дополнительные фильмы были отложены.
 

Перезагрузка 2.0: внутри Вселенной Marvel

Уговорив главу Sonу Эми Паскаль президент Marvel Studios Кевин Файги эффектно вернул героя во вселенную Marvel в фильме «Первый мститель: Противостояние». Последовавший за этим сольный выход «Человек-паук: Возвращение домой» продемонстрировал трансформацию каноничного образа, оставаясь верным его привычному характеру без надоедливых напоминаний о прошлом.

Во-первых, благодаря юному возрасту Тома Холланда, история в буквальном смысле «помолодела». Во-вторых, в новой версии ключевая идея персонажа не претерпевает существенных изменений: школьные проблемы Питера естественным образом сочетаются с большой силой и большой ответственностью и, к счастью, никто не повторяет историю с укусом и смертью дяди Бена.
 

Трейлер фильма «Человек-паук: Возвращение домой» (2017)

Человек-паук стал своего рода свободным агентом, в нужный момент подключившимся к борьбе с вселенским злом в компании с Железным человеком, Капитаном Америкой, Тором, Халком, Черной вдовой и Соколиным глазом.

В новой истории уже нет работы в редакции, конфликта с органами общественного порядка, лучший друг не пытается отобрать любимую, а помогает ее заполучить, развитие получили трогательные отношения с молодой тетей, тайна супергеройской сущности и внутренний конфликт между «хочу—должен» по-прежнему на месте. Пока все выглядит успешно.
 

Трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома» (2019)

И хотя герой в течение нескольких фильмов настойчиво стремится доказать свою профпригодность, в «Возвращении домой» создатели не покушаются на его самостоятельность: получив лестное предложение от Тони Старка присоединиться к команде Мстителей, Паркер отказывается, чтобы не потерять себя.
Все выглядело успешно до очередного поворота. Студии вновь не поделили права на использование персонажа, и остается лишь гадать, что ждет Паука в следующих фильмах. Впрочем, жизнь настоящих супергероев и не должна быть стабильной. История экранизаций «Человека-паука» — живое тому доказательство.
 

Резюме

Эволюция драматургии «Человека-паука» — хороший пример того, как решения сценаристов влияли на успех или провал очередного фильма. Работа с литературным источником всегда состоит из множества подводных камней, однако вряд ли перенесение на большой экран отдельной книги сравнится со сложностью адаптации многостраничных комиксов, созданных на протяжении долгих лет и собравших огромное число поклонников, которые будут придирчиво оценивать результат.

Внимание к таким элементам драматургии, как история происхождения, мотивация, центральный конфликт и его разрешение, а также внутренняя трансформация героя от фильма к фильму требуют соблюдения баланса между простым и сложным, уникальным и обычным, динамикой и размеренностью. В конечном итоге именно эти пункты способны выгодно выделить супергеройский проект в глазах зрителей или заставить авторов кусать локти, вспоминая о допущенных ошибках.
 

 


Обложка: кадр из  фильма «Человек-паук: Возвращение домой» (2017) / Marvel

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *