Аукцион авторской песни
Владимир Ворошилов (в центре), автор и ведущий телевикторины «Что? Где? Когда?»
В 1968 году на телевизионные экраны страны вышла первая, придуманная им игровая программа – «Аукцион». Суть программы заключалась в ответах на вопросы о товарах народного потребления: пушнине, чае и прочем. Победители получали неплохие призы, вроде телевизора. Роль аукциониста-ведущего исполнял сам Ворошилов.
Передача выходила в прямом эфире, записи Ворошилов не признавал. Он считал прямой эфир единственной формой существования настоящего телевидения. Именно это и сделало возможным ситуацию, с которой связано закрытие «Аукциона».
На шестом выпуске передачи ведущий пустил с молотка авторскую песню, открыв бардовскому движению дорогу на ТВ. После этого программу закрыли, а ее создателя перевели в разряд внештатников. Он получил практически запрет на работу на ТВ, и мог работать только инкогнито. Эта пауза и дала ему возможность придумать главную игру своей жизни – «Что? Где? Когда?».
Установка правил
Ворошилов так и не простил телевизионному начальству своего изгнания из «Останкино» и никогда не снимал игру там. Сначала ее приютил маленький особнячок на улице Герцена, принадлежавший Райкому комсомола, затем – Совинцентр (ныне – Центр международной торговли), а с 1995 года «Что? Где? Когда?» снимается в Охотничьем домике в Нескучном саду.
«Что? Где? Когда?» в деталях
Символ передачи
Девиз
Фраза «Что наша жизнь? Игра!» – цитата из «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Игровой стол и количество игроков
Волчок
Одним из первых традиционных атрибутов в игре появился волчок «Скачущий всадник», выпускающийся на московском заводе «Красный пролетарий» с середины 1950-х годов. В первые годы существования игры его стрелка указывала не на конверт с вопросом, а на игрока, который должен был давать на него ответ.
Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй — себе. Играл, не выходя из дома, дней десять.
В. Я. Ворошилов
Вопросы
После первых выпусков вопросы знатокам, которые изначально Ворошилов придумывал сам, стали приниматься только от телезрителей. Периодически это вызывало немалые сложности: до развития электронной почты в редакцию передачи приходило до 50 000 бумажных писем в месяц, которые требовали огромного количества времени на обработку.
Черный ящик
Голос за кадром
Дикторская, откуда вещает господин ведущий, в Охотничьем домике находится напротив редакторской. Вход в нее запрещен даже сотрудникам телекомпании «Игра-ТВ», особенно – во время прямого эфира.
Привычный всем голос за кадром изначально был придуман Ворошиловым как вынужденная мера – сам он не мог появляться на экране. Первые годы в титрах игры «Что? Где? Когда?» даже не было его имени.
Сектор «Зеро»
Рассказывают, что однажды Владимир Ворошилов с Эльдаром Рязановым, который в то время вел популярную «Кинопанораму», – обедали вместе и заказали одинаковый суп. Рязанову подали суп с петрушкой, а Ворошилову – без. На что Рязанов сказал: «Володя, ну я же тебе говорил: появляйся в кадре – хоть траву будешь получать». Ворошилов в итоге придумал сектор «Зеро». Когда он выпадал, в зал выносился небольшой стульчик, на который садился Ворошилов и сам задавал вопросы знатокам. Сектора «Зеро» теперь в игре нет, зато есть 13-й сектор, в котором задаются вопросы, присланные телезрителями по Интернету во время прямого эфира.
Музыкальные паузы
Первое время музыкальные паузы в игре «Что? Где? Когда?» выходили в записи – это был единственный фрагмент передачи, который шел не в прямом эфире. Зато это были зарубежные клипы, которые в то время можно было увидеть только в двух передачах — в «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады» 1 января в 4 часа утра и в «Что? Где? Когда?».
Конец прекрасной эпохи
У нас же с вами девиз: «Что наша жизнь? Игра!», давайте сыграем на жизнь. Если вы выиграете – программа остается в эфире, если вы проиграете – я закрываю программу и ухожу.
В. Я. Ворошилов
Дальнейшее существование игры
С мая 2001 года и по сей день игры ведет пасынок Владимира Ворошилова, Борис Крюк. Соблюдая традицию, он уже 15 лет остается голосом за кадром и выходит из дикторской только в очень редких случаях.
Игра сопровождает человека от первых его дней и до последних. Игра делает нас добрее, лучше, а самое главное – она делает всех нас детьми, она делает всех нас моложе. Может в этом и есть феномен игры.
В. Я. Ворошилов, «Феномен игры»