Сфокусируйтесь на прагматичных вещах
Когда кино снимали на пленку, тесты камер были данностью. Оператор на эту тему даже не задумывался. Тесты были заложены в бюджет и планировались на период подготовки фильма.
Смысл в том, что вы проверяете не только средство захвата изображения, а взаимосвязь трех элементов: камеры, объекта съемки и желаемого вида. Знать, как функционирует устройство, формирующее изображение, – лишь малая часть процесса получения необходимой картинки.
Сани Бехар на стенде HBO во время проб камер для разных проектов
В мире цифры съемочное расписание порой сжимается слишком сильно. А в низкобюджетных инди-фильмах у вас может не быть возможности тщательно порепетировать с актерами, наверняка не будет готов гардероб, а локацию удастся освоить только в день съемок. Означает ли это, что вам придется отказаться от проведения тестов? Конечно нет, но проводить их придется предельно рационально.
Не испытывайте 20 доступных камер. Ограничьте свой выбор до трех вариантов и для этого надо задаться вопросами:
- Для чего предназначен проект: для кинотеатра, телевидения, игровой консоли, интернета, мобильных устройств? Чем больше экран, тем больший размер картинки и глубину цвета вам предстоит снять с меньшей степенью сжатия.
- Есть ли какие-то специфические требования к результату? Некоторые телесети, такие как Netflix и Amazon Studios, требуют ультравысокого разрешения (UHD) исходного файла. Другие, вроде Discovery Channel, предъявляют требования к кодекам и цветовой палитре. Убедитесь, что ваша камера поддержит все эти запросы.
- Сколько места для хранения, какая пропускная способность канала, сколько вычислительных мощностей вы получите? Больший размер растра и меньший коэффициент сжатия кодека потребуют много места для хранения, высокой скорости работы систем записи, значительных вычислительных мощностей для обработки изображения в постпродакшне.
- Вы покупаете камеру и аксессуары или берете в аренду? Ответ только на этот вопрос сократит выбор вдвое.
- Вы намерены снимать в небольших и труднодоступных местах или планируется работа в студии с тележками? Эргономика имеет большое значение при выборе камеры.
Теперь рассмотрим три методики тестирования, которые должны вам помочь.
1. Пробы цвета
Важна ли специфическая палитра изображения? Ваш фильм насыщенный и яркий или у него сухие, приглушенные оттенки? К каким цветам вы стремитесь? Если особенности палитры принципиальны, их надо определить с помощью художников, костюмеров и гримеров. Вооружившись цветовым набором, вы можете проводить пробы.
Важно помнить, что одной проверки оттенков кожи не достаточно. Я видел много людей, которые снимали только лица, утверждая, что это – самая важная составляющая кино. Но секрет в том, что приличные цвета кожи вы можете получить на любой камере. Проблема же не в тоне лица, а в том, что станет с другими цветами, когда вы сбалансируете оттенки кожи. У каждой камеры есть свой цветовой фильтр на сенсоре и каждая записывает в своей цветовой гамме. Это означает, что разные камеры будут записывать видимый спектр света по-разному. Можно ли потом все выправить? Конечно, в лаборатории. Но это будет дорого и трудоемко. Почему бы сразу не снимать на камеру, которая даст результат близкий визуальному замыслу.
Тестирование:
Лаборатория:
2. Тест динамического диапазона
Какой динамический диапазон требуется для вашей картины? Пройдет ли большая часть фильма под пасмурным небом или среди больничных белых стен и халатов при недостаточном контрасте? Или у вас фильм-ужасов, полный теней и ярких вспышек света, требующий высококонтрастного изображения? Если достижение специфического контраста важно для вашего изображения, нужно присмотреться к динамическому диапазону камеры, то есть к разнице между самой яркой и самой темной частями картинки.
Я выполняю сложные и комплексные проверки на динамический диапазон вот уже много лет. Очень легко увлечься этим занятием. Но этот тест не особо нужен, если весь фильм будет проходить в контролируемой среде освещения с ограниченным тональным выбором. Большинство камер сегодня без проблем записывают девять ступеней экспозиции. Впрочем, многие инди-фильмы не могут себе позволить полный контроль освещения и часто имеют дело с очень суровой динамикой изображения.
Тестирование:
В этих условиях попробуйте воспроизвести динамику, которую, вероятно, вам придется поддерживать во время съемок. Это будет 10 ступеней, 12, 15? Выберите максимальную широту и проверьте ее здесь. Мой любимый способ – использование спотметра. Замерьте объект за окном, а потом лицо человека без подсветки. Посмотрите, сколько ступеней их разделяют. Если лицо темновато, добавляйте подсветку. Это можно сделать с помощью студийного прибора или лампочки из хозяйственного магазина – все проверяется опытным путем.
Здесь не нужно строить красивое изображение, важен лишь диапазон освещенности. Если у вас нет спотметра, пользуйтесь «зеброй» в видоискателе или осциллограммой.
Лаборатория:
Интерфейс DaVinci Resolve Lite
Все освещенные детали расплылись? В них присутствуют странные артефакты (сглаживание, лесенка, ошибки сенсора)? Все ли цвета переданы натурально? Что на счет теней – не похоронены ли они среди шумов? Эти элементы критически важны для проверки, если ваше изображение потребует манипуляций с динамикой диапазона. Означает ли это, что прошедшая цветовой тест камера, но завалившая тест динамики, будет автоматически дисквалифицирована? Нет. Если нужная вам цветовая палитра достаточно важна, чтобы выбрать именно данный аппарат, тогда придется постараться, чтобы ограничить динамический диапазон до посильного с помощью фильтров, гелей и сеток на окна, а то и просто перенесите время съемок. Особенно это относится к зеркальным фотоаппаратам.
3. Тест недостаточной освещенности
Планируется съемка при недостаточном освещении или в темноте? Снимаете в условиях ночной дикой природы? После заката на улочках небольшого городка? Может быть, в подвале? Если сценарий требует темных сцен, освещенных лишь луной и свечами, вам лучше сразу узнать, насколько чувствительна ваша камера при сохранении качества изображения.
Тестирование:
Лаборатория:
Многие камеры позволяют повысить чувствительность до очень высоких значений ISO. Некоторые даже рекламируют чувствительность выше 100’000 ISO. Но какой при этом будет шум в тенях? Невероятная производительность при низкой освещенности – это здорово и захватывающе, если бы не вопрос о динамическом диапазоне. Накачивание ISO до астрономических величин не изменяет эффективный динамический диапазон. Это просто меняет нижнюю границу выдержки, поэтому я использую фонарь.
Обратите внимание на то, как объекты реагируют на освещение фонарем при соблюдении границы шума в тенях. Это расскажет о многом, так как в большинстве слабоосвещенных сцен будут случайные блики, которые должны быть корректно обработаны. Это особенно важно для ночных съемок на натуре (автомобильные фары, сигнальные фонари, витрины). Вы не можете просто задрать ISO до бесконечности и надеяться как-то сохранить детали на бликующих объектах – это всегда баланс между шумом и динамическим диапазоном.
Зачем направлять фонарь в объектив? Я делаю это по двум причинам. Во-первых, это дает понимание, как объектив будет бликовать с конкретным сенсором. Каждый сенсор имеет свой фильтр OLPF (оптический фильтр низких частот), который в сочетании с оправой сенсора будет давать блики, характерные для этого объектива. Во-вторых, чтобы проверить эффект «черного солнца», то есть когда яркие объекты инвертируются и выглядят черными на экране. Это больше свойственно недорогим камерам, и проблема поправима в постпродакшне, но направленный в объектив фонарь заранее предупредит вас о будущих корректировках.
Источник: moviemaker.com
Сани Бехар (Suny Behar) Оператор, монтажер, продюсер. Занимается тестированием оборудования для телеканала HBO. Автор короткометражных фильмов «Гатор Армстронг играет в куклы», «Теория хаоса», «Толерантность». |