Что надо знать про тестирование камеры

Сфокусируйтесь на прагматичных вещах

Сани Бехар«Зачем мне делать тест камеры, если я много раз снимал на нее раньше?» – я слышал этот вопрос гораздо чаще, чем следовало бы, и не только от моих студентов из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса (UCLA), но и от профессиональных операторов.

Когда кино снимали на пленку, тесты камер были данностью. Оператор на эту тему даже не задумывался. Тесты были заложены в бюджет и планировались на период подготовки фильма.

Смысл в том, что вы проверяете не только средство захвата изображения, а взаимосвязь трех элементов: камеры, объекта съемки и желаемого вида. Знать, как функционирует устройство, формирующее изображение, – лишь малая часть процесса получения необходимой картинки. 

Сани Бехар на стенде HBO во время проб камер для разных проектовСани Бехар на стенде HBO во время проб камер для разных проектов

Если вы работаете с пленкой, нужно взять несколько ее типов и проверить с разными объективами и фильтрами. Затем в лаборатории пройти различные способы обработки, чтобы посмотреть, как будут выглядеть ваши актеры, грим, прически и костюмы. Потом вы определяете, какая совокупность (пленка, оптика, фильтр и обработка) максимально близка к искомому результату. При переходе от пленки к цифровому захвату взаимодействие даже усложнилось, поскольку элементов стало больше раза в четыре.

В мире цифры съемочное расписание порой сжимается слишком сильно. А в низкобюджетных инди-фильмах у вас может не быть возможности тщательно порепетировать с актерами, наверняка не будет готов гардероб, а локацию удастся освоить только в день съемок. Означает ли это, что вам придется отказаться от проведения тестов? Конечно нет, но проводить их придется предельно рационально. 

Не испытывайте 20 доступных камер. Ограничьте свой выбор до трех вариантов и для этого надо задаться вопросами: 

 

  • Для чего предназначен проект: для кинотеатра, телевидения, игровой консоли, интернета, мобильных устройств? Чем больше экран, тем больший размер картинки и глубину цвета вам предстоит снять с меньшей степенью сжатия.
  • Есть ли какие-то специфические требования к результату? Некоторые телесети, такие как Netflix и Amazon Studios, требуют ультравысокого разрешения (UHD) исходного файла. Другие, вроде Discovery Channel, предъявляют требования к кодекам и цветовой палитре. Убедитесь, что ваша камера поддержит все эти запросы.
  • Сколько места для хранения, какая пропускная способность канала, сколько вычислительных мощностей вы получите? Больший размер растра и меньший коэффициент сжатия кодека потребуют много места для хранения, высокой скорости работы систем записи, значительных вычислительных мощностей для обработки изображения в постпродакшне.
  • Вы покупаете камеру и аксессуары или берете в аренду? Ответ только на этот вопрос сократит выбор вдвое.
  • Вы намерены снимать в небольших и труднодоступных местах или планируется работа в студии с тележками? Эргономика имеет большое значение при выборе камеры.
Чем конкретнее и реалистичнее условия проекта, тем легче сузить круг кандидатов для теста. 

Теперь рассмотрим три методики тестирования, которые должны вам помочь.
 

1. Пробы цвета

Важна ли специфическая палитра изображения? Ваш фильм насыщенный и яркий или у него сухие, приглушенные оттенки? К каким цветам вы стремитесь? Если особенности палитры принципиальны, их надо определить с помощью художников, костюмеров и гримеров. Вооружившись цветовым набором, вы можете проводить пробы.

Важно помнить, что одной проверки оттенков кожи не достаточно. Я видел много людей, которые снимали только лица, утверждая, что это – самая важная составляющая кино. Но секрет в том, что приличные цвета кожи вы можете получить на любой камере. Проблема же не в тоне лица, а в том, что станет с другими цветами, когда вы сбалансируете оттенки кожи. У каждой камеры есть свой цветовой фильтр на сенсоре и каждая записывает в своей цветовой гамме. Это означает, что разные камеры будут записывать видимый спектр света по-разному. Можно ли потом все выправить? Конечно, в лаборатории. Но это будет дорого и трудоемко. Почему бы сразу не снимать на камеру, которая даст результат близкий визуальному замыслу.

Тестирование:

Вооружившись палитрой, позовите друзей, семью, ассистентов операторов, дублеров, у которых пигментация кожи схожа с главными героями. Смешайте их с таким количеством цветных лоскутов, соответствующих вашей палитре, сколько сможете найти. Эти бросовые куски можно купить за мелочь в магазине тканей. Беспокойтесь не о том, как будут выглядеть наряды, а о том, как камера передаст цвета кожи в рамках выбранной цветовой палитры кадра.

Лаборатория:

Когда получите три записи, наступит время пойти в монтажную. Моя любимая программа – DaVinci Resolve Lite от Blackmagic для Mac и Windows. Работает на разумно недорогом оборудовании, которым легко пользоваться. Сначала я импортирую снятое с трех камер и выстраиваю их на таймлайне по типам планов (общий, средний или крупный). Дальше использую только первичные настройки цветокоррекции, чтобы выровнять цвета кожи и сделать их более живыми. Если вы схитрите, используя индивидуальные настройки цветов с помощью вспомогательных регуляторов, то подпишитесь под готовностью выполнять их для каждого кадра каждого дубля вашего фильма. Так что эти настройки лучше оставить для окончательной обработки.
 
Как только тон кожи встанет на свое место, я обращаю внимание на окружающие упомянутые лоскуты и как их цвета отличаются у разных камер. Если я приберу насыщенность кожи, будут ли остальные цвета слишком приглушены? Если я сделаю кожу более теплой и здоровой, что произойдет с другими цветами: нет ли слишком ярких, не потеряны ли детали? Если я настрою цвет кадра, что станет с лицами? Будут ли люди выглядеть болезненно и бледно? Не станут ли они похожи на оранжевые тыквы? Ищите путь наименьшего сопротивления. Хороший портрет героя – ваша путеводная звезда. Постарайтесь подобраться к идеальной палитре так близко, как это возможно, используя только основные регуляторы цветности. Если у вас получится добиться 70% результата с ними, добрать оставшиеся 30% будет просто, используя средства финальной цветокоррекции.
 

2. Тест динамического диапазона

Какой динамический диапазон требуется для вашей картины? Пройдет ли большая часть фильма под пасмурным небом или среди больничных белых стен и халатов при недостаточном контрасте? Или у вас фильм-ужасов, полный теней и ярких вспышек света, требующий высококонтрастного изображения? Если достижение специфического контраста важно для вашего изображения, нужно присмотреться к динамическому диапазону камеры, то есть к разнице между самой яркой и самой темной частями картинки.

Я выполняю сложные и комплексные проверки на динамический диапазон вот уже много лет. Очень легко увлечься этим занятием. Но этот тест не особо нужен, если весь фильм будет проходить в контролируемой среде освещения с ограниченным тональным выбором. Большинство камер сегодня без проблем записывают девять ступеней  экспозиции. Впрочем, многие инди-фильмы не могут себе позволить полный контроль освещения и часто имеют дело с очень суровой динамикой изображения.

Тестирование:

Запланируйте этот тест на светлое время суток. Найдите окно в квартире или офисе, которое выходит на объект, состоящий из мелких деталей. Это может быть другое здание, витрина магазина, граффити. Позовите друга и попросите его встать рядом с окном. Не перед ним, а рядом, чтобы была хорошо видна картинка снаружи, а фигура человека составляла половину размера окна. 

В этих условиях попробуйте воспроизвести динамику, которую, вероятно, вам придется поддерживать во время съемок. Это будет 10 ступеней, 12, 15? Выберите максимальную широту и проверьте ее здесь. Мой любимый способ – использование спотметра. Замерьте объект за окном, а потом лицо человека без подсветки. Посмотрите, сколько ступеней их разделяют. Если лицо темновато, добавляйте подсветку. Это можно сделать с помощью студийного прибора или лампочки из хозяйственного магазина – все проверяется опытным путем.

Здесь не нужно строить красивое изображение, важен лишь диапазон освещенности. Если у вас нет спотметра, пользуйтесь «зеброй» в видоискателе или осциллограммой.

Лаборатория:

Затем я переношу материал в DaVinci Resolve Lite и сравниваю количество деталей за окном и на человеке. Изучаю, как камеры работают с крайностями.

Интерфейс DaVinci Resolve Lite Интерфейс DaVinci Resolve Lite 

Все освещенные детали расплылись? В них присутствуют странные артефакты (сглаживание, лесенка, ошибки сенсора)? Все ли цвета переданы натурально? Что на счет теней – не похоронены ли они среди шумов? Эти элементы критически важны для проверки, если ваше изображение потребует манипуляций с динамикой диапазона. Означает ли это, что прошедшая цветовой тест камера, но завалившая тест динамики, будет автоматически дисквалифицирована? Нет. Если нужная вам цветовая палитра достаточно важна, чтобы выбрать именно данный аппарат, тогда придется постараться, чтобы ограничить динамический диапазон до посильного с помощью фильтров, гелей и сеток на окна, а то и просто перенесите время съемок. Особенно это относится к зеркальным фотоаппаратам.
 

3. Тест недостаточной освещенности

Планируется съемка при недостаточном освещении или в темноте? Снимаете в условиях ночной дикой природы? После заката на улочках небольшого городка? Может быть, в подвале? Если сценарий требует темных сцен, освещенных лишь луной и свечами, вам лучше сразу узнать, насколько чувствительна ваша камера при сохранении качества изображения.

Тестирование:

Найдите небольшое помещение с разными мелкими предметами. Это может быть кабинет, кладовка или даже ваша спальня. Зажгите пару свечей или небольшую настольную лампу, если комната достаточно велика, чтобы поглотить такой свет. Попросите кого-нибудь в темной одежде пройтись с фонариком, подсвечивая разные предметы, и время от времени светить прямо в объектив, словно он ищет что-то в комнате.

Лаборатория:

Снова DaVinci Resolve. То, что вы будете искать, это не фигура человека в темноте, а сколько шума получится при возможности видеть предметы. Это вопрос соотношения сигнал/шум.

Многие камеры позволяют повысить чувствительность до очень высоких значений ISO. Некоторые даже рекламируют чувствительность выше 100’000 ISO. Но какой при этом будет шум в тенях? Невероятная производительность при низкой освещенности – это здорово и захватывающе, если бы не вопрос о динамическом диапазоне. Накачивание ISO до астрономических величин не изменяет эффективный динамический диапазон. Это просто меняет нижнюю границу выдержки, поэтому я использую фонарь.

Обратите внимание на то, как объекты реагируют на освещение фонарем при соблюдении границы шума в тенях. Это расскажет о многом, так как в большинстве слабоосвещенных сцен будут случайные блики, которые должны быть корректно обработаны. Это особенно важно для ночных съемок на натуре (автомобильные фары, сигнальные фонари, витрины). Вы не можете просто задрать ISO до бесконечности и надеяться как-то сохранить детали на бликующих объектах – это всегда баланс между шумом и динамическим диапазоном.

Зачем направлять фонарь в объектив? Я делаю это по двум причинам. Во-первых, это дает понимание, как объектив будет бликовать с конкретным сенсором. Каждый сенсор имеет свой фильтр OLPF (оптический фильтр низких частот), который в сочетании с оправой сенсора будет давать блики, характерные для этого объектива. Во-вторых, чтобы проверить эффект «черного солнца», то есть когда яркие объекты инвертируются и выглядят черными на экране. Это больше свойственно недорогим камерам, и проблема поправима в постпродакшне, но направленный в объектив фонарь заранее предупредит вас о будущих корректировках.

Источник: moviemaker.com

 

 
Сани Бехар (Suny Behar)

Оператор, монтажер, продюсер. Занимается тестированием оборудования для телеканала HBO. Автор короткометражных фильмов «Гатор Армстронг играет в куклы», «Теория хаоса», «Толерантность».
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *