Что не так с сюжетом «Аванпоста»?
Мы были бы рады не уделять сюжету фильма ни строчки, чтобы не пугать вас заранее, но все же надо вкратце рассказать, о чем говорится в этом почти трехчасовом эпике.
Трейлер фильма «Аванпост» (2019)
Итак. Москва внезапно становится лучшим городом Земли потому, что остальная часть планеты вдруг погибает. То, что тут замешан инопланетный разум, не вызывает сомнений ни у единого зрителя, но авторы фильма сознательно прячут эту интригу все два с половиной часа.
В оставшееся время мы наблюдаем за людьми со сложным военным прошлым Юрой (Петр Федоров), который в мирное время подрабатывает такси-извозом, и Олегом (Алексей Чадов). За девушкой с пониженной социальной ответственностью, но сложным МЧС-совским прошлым (Лукерья Ильяшенко). За журналисткой (Светлана Иванова), которую без вопросов берут в опасный поход за периметр, казалось бы, защищенного аванпоста.
За периметром, разумеется, ни одной живой души. В супермаркетах аккуратно разложены мертвые тела, в лесах творится какая-то жуть. При этом, есть большая опасность химического заражения, но наши военные и журналистки такие суровые, что не надевают не то что респиратор, даже не тянутся за ватно-марлевыми повязками.
Также мы видим полковника ГРУ (Ксения Кутепова), которая бесстрашно идет на сделку за неведомым злом, и бравого майора, да, тоже со сложным прошлым (Константин Лавроненко). И все эти отличные артисты для чего-то пытаются играть тех, кто в реальной опасности вел бы себя совсем по-иному, если бы не рамки сценария.
Что не так с жанром «Аванпоста»?
Скорее всего, в России найдется немало поклонников антиутопического фантастического постапокалипсиса, которые ждали «Аванпост» всю свою сознательную жизнь. В их рядах, наверняка, сценарист Илья Куликов и режиссер Егор Баранов. Но факт остается фактом: фильм не удался именно из-за неверной жанровой концентрации.
Можно было бы сделать жесть в духе Нила Бломкампа, в которой Москва стала очень сегрегированным, но единственным уцелевшим городом в мире, с тысячами мусульман, молящихся на Красной площади и устроивших свои кварталы на задворках столицы. Или остроумную сатиру о том, как ведут себя СМИ во время тотального блэкаута и неизвестности. В «Аванпосте» телеведущие на полном серьезе говорят в эфире что-то вроде: «У нас не ловится ТВ-сигнал». Или просто жанровый боевик про «землян против всех».
Кадр из фильма «Аванпост» (2019) / «Централ Партнершип»
Но нет. «Аванпост» вырос из сериала канала ТВ-3, как и «Гоголь» в свое время. Только если над «Гоголем» работал целый комбинат из творческих и производственных людей, то в нашем случае все грехи положили на плечи немногих талантливых единиц, вроде уже упомянутых Куликова с Барановым. Таланта здесь оказалось недостаточно для того, чтобы потянуть такую махину, как «Аванпост», даже если ужать ее в два с половиной часа хронометража. Хотя, «ужать» здесь неправильное слово, немногие досиживают до конца.
Сцены из фильма «Аванпост» (2019)
Не помогла даже философская подоплека, что все мы гости на этой планете. Скорее всего, именно замысел фильма, раскрывающийся в финале, помог собрать отличных актеров на одном проекте. Но из-за невнятно сформулированной мысли это не работает.
Что не так с референсами?
Референсы «Аванпоста» просты. Это «Бегущий по лезвию», который выдает себя с первых кадров. Местами жанр сваливается то в боевик «Звездный десант», то в упражнения в философии, вроде «Прибытия», то в эффектный шутер «Падение Черного ястреба».
Кадр из фильма «Аванпост» (2019) / Фото: пресс-служба ТВ-3
И вот если бы не эти яркие оглядки в сторону Дени Вильнева и Пола Верховена, то можно было бы списать сценарные огрехи за любовь творческой команды «Аванпоста» ко всей мировой кинофантастике сразу. Но как тогда объяснить прямые постмодернистские цитаты из, простите, «Иванова детства» Тарковского? Нет внятных ответов.
Что не так с промо?
Казалось бы, есть огромные ресурсы в виде телеканала ТВ-3, структуры «Газпрома», да и вообще всего холдинга, чтобы завалить нас рекламой «Аванпоста». И, в принципе, все так и было, но средний телезритель до конца не мог понять ни жанровой определенности, ни формата, ни целевой аудитории «этого вот всего».
«Вот это все» — это все-таки сериал или кино? Кто главный враг в этих роликах? Против кого мы бороться будем? Создатели так сильно хотели утаить концовку фильма, что перехитрили самих себя.
Кадр из фильма «Аванпост» (2019) / Фото: «Централ Партнершип»
Обычно ведь как делается. Целевая аудитория разбивается на сегменты, для каждого из которых готовится свое промо. Для женщин упор делается на романтическую линию, для мужчин — на боевую. А тут: если есть Константин Лавроненко, значит ли это, что это будет серьезный фильм?
Если есть много боевых сцен, которые происходят сплошь в кромешной темноте, значит ли это, что это будет хоррор с зомби? Прибавьте широкую рекламную кампанию сериала «Эпидемия» (от того же, по большому счету, производителя), которая шла параллельно «Аванпосту», то запутаться можно легко.
Кадр из фильма «Аванпост» (2019) / Фото: пресс-служба ТВ-3
Пожалуй, сработало только видео Майка Шиноды на песню «fine». Зашло всем: и поклонникам Linkin Park, и любителям экшна, и более-менее стал понятен градус серьезности.
Что не так с музыкой?
Кадр из фильма «Аванпост» (2019) / Фото: пресс-служба ТВ-3
С музыкой все понятно. Здесь все идет от референсов. Где «Бегущий по лезвию» — там что-то вроде Вангелиса. Где «Звездный десант» — там что-то похожее на Linkin Park c Майком Шинодой. Последний, кстати, написал песню специально для нашего фильма, что не может не вызывать уважения.
Саундтрек к фильму «Аванпост» (2019)
Танцы в московских клубах в недалеком будущем под бит, как на рейвах 1990-х, заставляют чувствовать неловкость за композитора фильма Райана Оттера, известного также под именем Ростислав Пименов.
А на самом деле…
А на самом деле, больше всего неловкости ощущается по двум причинам. Первая — над «Аванпостом» работали очень хорошие талантливые известные тебе лично люди. В их фильмографиях есть отличные киноработы, шикарные роли и прекрасные сценарии. Где что пошло не так?
Откуда взялась эта установка переформатировать минисериал в два с половиной часа дорогущего и невнятного, запутанного экшна? В какой момент закончилось творчество и началась алчность? И сильно хочется надеяться, что здесь не деньги решали вопросы. Иначе бы создатели фильма пошли на дилогию, не дождавшись итогов печальных сборов «Аванпоста».
А так: взяли, оставили открытый финал, в котором город Киров — опа! — стал центром мировой цивилизации, да и разошлись.
Кадр из фильма «Аванпост» (2019) / Фото: пресс-служба ТВ-3
Второй неуютный момент — все мы понимаем, что каждая отдельная страна мечтает, чтобы у нее в кинотеатрах появился бы такой фильм. С узнаваемыми экстерьерами, с трупами на улицах, с бесовщинкой и массовой истерией. Чтобы не верилось в происходящее, чтобы можно было поставить себя на место героев и подумать, как бы ты поступил в подобной ситуации. И мы тоже очень хотим такое кино, ведь почти получилось у Бондарчука с его «Притяжением» (хотя, будущее «Вторжение» пока вызывает большой скепсис)!
Кадр из фильма «Аванпост» (2019) / Фото: пресс-служба ТВ-3
Но упс, так умеют только на другом конце планеты, в Америке, и немножко в Англии. Кроме них это никому не удавалось, хотя бы потому, что это требует больших денег и волшебного умения ими распоряжаться. Кинематограф каждой страны уже или споткнулся об этот подозрительный феномен и больше не хочет наступать на грабли, или увидел ошибки на чужих примерах. Наши ошибки — это наши проблемы.
Обложка: кадр из фильма «Аванпост» (2019) / Пресс-служба ТВ-3