Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

В 2015 на выставке IBC многие представители медиаотрасли в голос смеялись над выступлением господина Чарли Вога, на тот момент генерального директора Imagine Communications. Он говорил, что облака — наше будущее, телевизионный мир будет трансформирован и все будет работать через IT.

Прошло пять лет. Реализация, может, и подкачала, но по тренду Вог был абсолютно прав — сегодня мы ушли в облако и благодаря этому на 99.9% готовы работать на удаленке. Случись пандемия несколькими годами раньше, индустрия просто погибла бы, вообще никто не был бы готов.

 

Что происходит с выставками?

Недавно услышал про решение китайских производителей — визуальный рендеринг толпы на стадионах с возможностью запускать волну, создавать шум, генерировать лица и прочее.

Пока не знаю, возможно ли это внедрять вживую или лишь в трансляции. Очень хотел бы посмотреть, как это выглядит, но негде: отменены наши главные профессиональные выставки NAB и IBC, не проводится в этом году и Broadcast Asia, NAB 2021 с традиционного апреля перенесли на октябрь. Вообще эта ковид-история ведет к естественному протекционизму — мы увидели, что нет никаких открытых границ.
 

О Broadcast Asia

Закрытые границы и отмененные мероприятия — это не только проблемы, но и новые возможности. Кто-то, наверное, помнит, что в 2000 году московская выставка НАТ ЭКСПО была весьма представительной, она занимала несколько павильонов, на нее съезжалась масса людей. Сейчас, признаемся честно, ее трудно сравнивать с IBC.

А теперь, мне кажется, НАТ ЭКСПО может вернуть статус самой влиятельной площадки. Когда откроются границы непонятно, а Москва рядом. Площадей хватает, можно обеспечить нормальную социальную дистанцию как между стендами, так и между посетителями. А техника — это та вещь, которую люди привыкли изучать вживую, трогать, вертеть, пробовать.

 

Что ждет индустрию спорта?

Еще интересная тема: как будет существовать бизнес, построенный на спорте? До пандемии основным источником дохода спортивных событий были рекламные контракты и права на трансляцию. Все, как у Disney: сначала создаем интерес, потом зарабатываем на мерче. 

Сейчас процесс разворачивается в другую сторону — источником монетизации становится фанат, который платит за подписку. Перед спортивной индустрией встал вопрос, как сделать, чтобы спортивный болельщик не терял интереса в тот момент, когда он перестал чувствовать себя частью большого фанатского мира. Тот, кто хоть раз был на футбольном матче своей команды на стадионе, а потом смотрел его в трансляции, понимает разницу в сопричастности. Разрыв в восприятии огромный: даже если игра средненькая, накал страстей зашкаливает. 

Фото: Phillip Goldsberry
Фото: Phillip Goldsberry

То, что происходит в нашей индустрии с дорогостоящими живыми событиями, напоминает мне посещение кафе, где полная темнота, —  были такие до недавних событий. С одной стороны, опыт интересный, но я второй раз в такое кафе не пойду.

Как 90% информации мы получаем через зрение, так и 90% удовольствия от живых событий мы получаем от присутствия на них. Поэтому индустрия сейчас, мне кажется, отчаянно ищет способы, чтобы интерес стал более острым.

Это как в темных кафе: повара вынуждены сыпать втрое больше специй, потому что у посетителя нет возможности любоваться подачей, обстановкой, своими спутниками. Когда не достает каких-то компонентов, все внутри направлено на их креативное привнесение. И здесь вопрос даже не в удаленном производстве — это дело техники, сложнее и важнее создать соответствующую атмосферу. 

И вот сейчас появился шанс у VR. И именно поэтому, на мой взгляд, растет киберспорт. Там и эмоции, и вовлеченность, и киберигроки, создавшие свой мир. Мне кажется, огромные деньги будут сейчас инвестированы именно в это. И VR, которая казалась неудобной, сейчас станет очень востребованным. Когда есть выбор между стадионом и VR, конечно, стадион лучше. Если приходится выбирать между виртуальной реальностью и «непоходом никуда», ты готов подумать о VR. 

Фото: Laurens Derks
Фото: Laurens Derks

 

Без звука нет атмосферы

И неожиданно возвращается тема звука. В спортивной трансляции, живом концерте правильно настроенный звук — это огромное подспорье. Особенно если у тебя на глазах шоры — очки VR. Без звука атмосферы не будет. И то, что появился иммерсивный звук, новые кодеки AC4 от Dolby и MHEG-H от Fraunhofer — это большая удача. Именно сейчас это может выстрелить.
 

О AC4 от Dolby

 

Как быть с пустующими офисами?

Поделюсь одной идеей. Обсуждают, чем заполнить ставшие ненужными офисные помещения, если история с вирусом затянется года на полтора. Я бы снял большой опенспейс, разделил его на кубики полтора на полтора, чтоб кресло-груша, звукоизолированная кабина, хорошая вентиляция, и приглашал бы туда на спортивные события. И вот, все санитарные требования соблюдены, VR-очки тебе санитайзером протерли, воздух чист и свеж, напиток в руке, есть атмосфера толпы, пусть и такой разреженной.
 

  Андрей Гайнулин

Директор компании по разработке решений для контроля качества медиасервисов и доставке контента «Кьюлиджент». Имеет обширный опыт работы в сфере телекоммуникаций и телерадиовещания — более 15 лет в России и за рубежом. Кандидат технических наук.
 

 

 


Обложка: Martin Sanchez

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *