Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор Вытольский
Ведущие Яна Чурикова, руководитель каналов молодежного и музыкального вещания VIACOM, и Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России, открыли дискуссию вопросом к операторам: «За чем к вам приходят абоненты — за пакетом ТВ с большим количеством каналов или за интернет-соединением хорошего качества?»
Наталья Братчикова, директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ МТС), дипломатично ушла от прямого ответа:
— Качество вещания в эфире и Интернете сравнялось. Только за Интернетом уже никто не идет, обращаются за комплексом услуг, включая телефонию, Интернет и телесмотрение — больше мобильные, но также и стационарные.
Юрий Припачкин и Яна Чурикова / Фото: Виктор Вытольский
Тогда Яна Чурикова выразила точку зрения операторов:
— Главное — Интернет, а большое количество каналов и контента приложатся. Судя по рынку, наличие хорошего соединения остается для абонентов решающим фактором.
Проблема пиратства
Юрий Припачкин:
— Рынок меняется. С одной стороны — у операторов кабельного и спутникового телевидения есть 20 бесплатных цифровых каналов и хорошее проникновение. Значит, федеральная программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы» выполнена, и выполнена хорошо.
С другой стороны, есть огромное количество платформ, предоставляющих пиратские услуги в Интернете. Что делать операторам, когда абоненты могут либо смотреть бесплатное качественное эфирное телевидение, либо пользоваться Интернетом, где можно массово качать пиратский контент? Как Министерство связи и массовых коммуникаций планирует упорядочить эту ситуацию?
Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России / Фото: Виктор Вытольский
Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ:
— По борьбе с пиратством уже много было сделано, и процесс продолжается. Основные пиратские ресурсы, которые занимались распространением контента, были заблокированы после обращения правообладателей. Также министерство получило возможность блокировать зеркала пиратских сайтов и работает в этом направлении. За три месяца работы заблокировано около 500 зеркал, а это больше, чем за предыдущие два года работы. Аудитория заблокированных сайтов приблизительно равна 200 млн человек. Это результат достаточно обнадеживающий.
Михаил Ковальчук, генеральный директор «Сигнал Медиа»:
— Я считаю, что нужно создать неблагоприятные условия для работы нелегальных сервисов и нелегальных провайдеров. Параллельно нужно провести работу с потребителем: он не видит где легально, а где нелегально, потому что, зачастую, качество пиратских сервисов превосходит качество легальных площадок. У потребителя сейчас есть огромное количество бесплатного контента, это понижает ценность программного продукта в его понимании.
Михаил Ковальчук, генеральный директор Сигнал Медиа / Фото: Виктор Вытольский
Наша рабочая группа начала свою работу с самых азов. Мы прописали, кто такой пират и какие бывают виды пиратства, с которыми нужно бороться. Дальше это нужно оценить с точки зрения индустриальной ценности — стоит ли тратить силы и средства для этой борьбы? Думаю, к маю этого года мы увидим результаты нашей деятельности.
Распределение аудитории
Алексей Волин:
— Большинство каналов не могут обойтись без ОТТ. Это наиболее быстрорастущий рынок. Скорость роста ОТТ-аудитории значительно превышает скорость роста и динамику эфирного распространения. Если говорить о молодой аудитории, то среди них эфирное вещание отходит на второй план. При этом не стоит считать, что ОТТ — это обязательно просмотр на смартфоне или планшете. Сюда также входит и Smart TV.
Какие тенденции на сегодняшний день мы видим?
Во-первых, есть часть аудитории, которая для просмотра контента использует Интернет-вещание, другая — смотрит эфир. Не стоит капитализировать первую, пытаясь присоединить ко второй. Доля рекламного рынка в Интернете постоянно растет, поэтому перетаскивать «жалкие крохи», сохраняя телевизионную рекламу, — путь тупиковый. Производители контента четко понимают, что главный двигатель роста Интернета — видео, тогда как производители видеоконтента — это ТВ-каналы. Следовательно, их задача — прийти на рекламный рынок в Интернете и отсечь значительную часть этого рынка.
Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ / Фото: Виктор Вытольский
Во-вторых, у нас появляется возможность сделать рекламу в Интернете отличной от эфирной. Из этого вытекает следующая нормативная коллизия: отношения между ОТТ-операторами и ТВ-каналами не могут строиться по принципу обязательного общедоступного бесплатного распространения указанных телеканалов (в западной терминологии — принцип must carry). Это означает неизменность контента. За заменой рекламы идет и контент. И мы снова возвращаемся к той модели вещания, которую утвердили около двух лет назад: развитие рыночных отношений должно происходить путем прямых договоренностей между телеканалами и операторами ОТТ-сервисов при участии рекламных агентств. Мы считаем, что этот путь развития наиболее перспективен.
Валентина Удалова, директор сетей распространения программ Первого канала:
— Люди смотрят программный продукт, созданный для линейного смотрения. Это значит, что программирование, которое сейчас есть на телеканалах, должно сохраниться. Новые сервисы, разумеется, нужно развивать, как и ОТТ-технологии.
Например, на Первом канале сейчас есть сервис, который дает возможность подключения ОТТ-провайдера, но пока нельзя сказать, что он занимает первую позицию. Чтобы эти сервисы развивались, отсутствует нормативная база, а также техническая составляющая.
Достаточно большой процент населенных пунктов находится в сельской местности. Да, проект компании Ростелеком предполагает доведение Интернета до населенных пунктов, в которых проживают от 200 человек, но это развивается не так быстро, как хотелось бы. Платежеспособность сельского населения не позволяет воспользоваться данными сервисами. Поэтому о нелинейном смотрении мы можем говорить в контексте жителей больших городов: там, где есть занятость населения; там, где люди не могут смотреть интересующие их программы в плановое линейное время и пользуются либо отложенным просмотром, либо видео по запросу.
Валентина Удалова, директор сетей распространения программ Первого канала / Фото: Виктор Вытольский
Сейчас у многих 30-летних людей есть планшеты. Но эти 30-летние когда-нибудь станут 50-летними, и у них изменятся запросы и желания. Вряд ли к этому возрасту люди продолжат использовать для просмотра ТВ-программ подобные устройства. Скорее всего, они перейдут к большим экранам. К тому времени все нелинейное смотрение должно быть оснащено Интернетом. У компании «Триколор» есть функция отложенного просмотра, но пока этот вариант не разрешен нормативной базой. Поэтому нелинейное смотрение будет развиваться, возможно станет значительным сегментом, но не основным.
Алексей Волин:
— Нельзя сказать, что молодая аудитория полностью отказывается от линейного просмотра, потому что, когда происходит какое-то событие, она смотрит эфир. Все зависит от возможностей. Если человек может посмотреть что-то на большом экране, он не будет смотреть на маленьком.
Во-вторых, каждый гражданин РФ может смотреть то, что он считает необходимым, и мы уверены в конкурентоспособности контента, который производят первый и второй мультиплексы. Если проанализировать смотрение, получается, что нормальный человек смотрит максимум шесть каналов. Из этих шести как минимум пять — это каналы первого и второго мультиплексов.
Источники доходов и контента
Алексей Волин:
— Что касается Интернета, то YouTube, Facebook и Вконтакте — это не каналы, потому что не генерируют и не производят контент. Структура телевидения изменилась: ТВ превратилось из способа доставки информации по эфиру в крупнейшую фабрику контента. Никто не в состоянии конкурировать с ведущими телеканалами страны с точки зрения производства высококачественных и востребованных телепрограмм, потому что ни у кого нет таких ресурсов.
Наша задача в том, чтобы крупные игроки рынка продолжали получать как можно больше денег, потому что только в этом случае они будут конкурентноспособны и будут в состоянии произвести востребованный и качественный программный продукт, чтобы удержать свою долю на национальном рынке. Сокращение доходов игроков рынка и размывание средств по частникам приведет к тому, что мы будем вынуждены уступить рынок тем, у кого более качественный и востребованный контент.
В принципе, ОТТ-технологии расширяют возможности получения дополнительных доходов для телевизионных каналов: при помощи ОТТ мы получаем, как выразился основоположник российского ТВ Марк Иосифович Кривошеев, глобальный роуминг. Аудитория расширяется не только за счет эфирного вещания, она расширяется в онлайн. Мы в состоянии предлагать свои услуги и контент во всем мире.
Яна Чурикова:
— Какие новые видеосервисы могут помочь российскому рынку с точки зрения дополнительной монетизации видеоуслуг?
Чжэн Синь (Zheng Xin), вице-президент Huawei Russia:
— Наша задача — помочь операторам достичь успеха в их бизнесе. Мы считаем, что видеоуслуги могут принести доход операторам по трем направлениям:
1) Контент в высоком разрешении. В прошлом году мы провели опрос среди аудитории. По данным этого исследования можем сказать, что больше половины абонентов готовы платить за качественное видео.
Чжэн Синь, вице-президент Huawei Russia / Фото: Виктор Вытольский
2) Новые видеотехнологии также способствуют повышению доходов телеиндустрии за счет своего развития и более плотного изучения интересов аудитории. Например, человек открывает свой браузер, и на первой странице видит предложение посмотреть видео по той тематике, которая ему интересна.
3) Телевизор — это портал для всей семьи, и через этот портал операторы могут предлагать своим абонентам большее количество услуг: например, удаленное обучение, торговля и коммерция.
Обложка: круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор Вытольский