«Дигитон Системс»: радио и телевидение под контролем

  Предприятие появилось в 1990 году.  Компания выпускает оборудование и ПО под торговыми марками DIGILINE и SYNADYN. Среди ее продуктов — решения для монтажа, архивации и других технологических целей, а также планирования рекламы, финансовой отчетности, подготовки новостей и многого другого. «Дигитон Системс» работает с ведущими радиостанциями Москвы, Санкт-Петербурга, а также в сотнях городов России и СНГ. Среди других направлений бизнеса компании — дистрибуция, системная интеграция (сдача проектов «под ключ») и поддержка по желанию заказчика.
 
 

О компании нам рассказал ее генеральный директор Сергей Соколов. Он заметил, что, хотя среди ее московских клиентов есть такие радиостанции, как «Авторадио», «Шансон», Love Radio, Energy, «Русская служба новостей» и другие, основной бизнес «Дигитон Системс» — в регионах России. «Мы много ездим по стране, проводим большое количество мероприятий и обучающих семинаров, а также участвуем в региональных выставках. Мы активно работаем не только в России, но и везде, где говорят на русском языке: прежде всего в Беларуси, Казахстане и Украине». По мнению Соколова, поскольку радийный рынок гораздо меньше телевизионного, для поддержания компании на плаву обязательно нужно работать и за границей.

 

О техническом развитии радиосетей в России

Сергей Соколов, генеральный директор компании «Дигитон Системс» / Фото: Виктор ВытольскийСергей Соколов, генеральный директор компании «Дигитон Системс» / Фото: Виктор Вытольский

«В радиоиндустрии внутри технологического комплекса все уже давно передается по IP-сетям, в том числе сам звуковой сигнал, управление и контент. Соответствующие студии мы начали строить в 2006 году, гораздо раньше, чем на телевидении. Цифровой звук маршрутизируется по компьютерной сети, а не по выделенным кабелям. Нам как разработчикам ПО очень удобно интегрироваться в такие решения», — рассказал Соколов. 

По его словам, в России нет возможности производить большие красивые консоли за приемлемые деньги из-за отсутствия соответствующей технологической базы. Другое дело — оборудование в рековых корпусах, к которым предъявляются совсем другие требования в плане эргономики и эстетического вида.  

«Дигитон Системс» выпускает большую линейку приборов в металлических рековых корпусах, произведенных в России, но также рассматривает возможность заказывать более легкие и технологичные модели в Германии. В региональных же точках вещания процент российского оборудования значительно выше, так как оно доступнее. Бестселлеры производства «Дигитон Системс» на региональном рынке — это звуковые карты, вещательные станции для врезки рекламы, коммутаторы, системы резервирования канала доставки и каналообразующее оборудование.    

 

Особенности продукции компании

Оборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор ВытольскийОборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор Вытольский

Для мониторинга устройств «Дигитон Системс» встраивает в свои разработки поддержку сетевого протокола SNMP, который позволяет собирать информацию о состоянии, консолидировать ее и представлять в понятном виде. «В большинстве случаев для мониторинга работы удаленной необслуживаемой ретрансляционной точки достаточно уведомления по электронной почте. Продвинутые же заказчики используют SNMP и включают наши вещательные станции в общую систему мониторинга, построенную на базе сторонних решений», — рассказал Соколов.

Собственная модульная программная платформа Radio Core, которую «Дигитон Системс» развивает уже четвёртый год, позволяет создавать продукты, работающие на любой операционной системе — Windows, Mac и Linux. На этой платформе создана линейка вещательных станций DRC, IP-кодек DIP и ПО для многоканальной записи и мониторинга звуковых сигналов SYNADYN Recorder.

Оборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор ВытольскийОборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор Вытольский

Поскольку на радио все должно функционировать круглосуточно, 365 дней в году, компания предусматривает многоуровневое резервирование в различных объемах: это решается индивидуально и заложено во все комплексные решения «Дигитон Системс». 

Соколов так описывает одну из функций своих решений: «Автоматический переход на резерв по распознаванию тишины уже давно успешно работает, и с ним нет никаких проблем. Сложнее понять, когда на выход спутникового приемника пошел треск или шум. Уровень такого сигнала остается выше порогового, поэтому переключаться на резерв нужно более умными алгоритмами: например, распознавать изменение соотношения сигнал / шум. Наши вещательные станции снабжены встроенными FM-приемниками, которые позволяют оценить ситуацию: если в эфире тишина, то они определяют, не пропала ли несущая сигнала. Вещатель может удаленно понять, какие проблемы у него в эфире: то ли на входе передатчика нет сигнала, то ли передатчик вообще перестал работать».

О регулировании громкости на радио

Оборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор ВытольскийОборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор Вытольский

Вопросом громкости «Дигитон Системс» занимается с 2008 года, задолго до принятия в российском законе «О рекламе» соответствующих изменений. На радио, где единственное средство воздействия на слушателя – это звук, таких проблем не было. Однако в этой сфере идет война громкостей — все хотят звучать громче, чем конкуренты. 

«Это не российский феномен, а мировая ситуация, которая пришла и к нам. К ней можно относиться по-разному: например, говорить, что мы искажаем звук при помощи клиппирования сигнала, то есть ограничения по амплитуде. Однако перед вещателями стоит выбор: либо они участвуют в войне громкостей и находят компромисс, приемлемый для своего формата, или проигрывают», — рассказывает о сложившейся ситуации Соколов. 

Оборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор ВытольскийОборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор Вытольский

Повышение громкости с максимальным сохранением качества достигается за счет применения сложных алгоритмов, которые могут сдвигать шумы, возникающие при клиппировании в ту часть спектра, где они будут маскироваться полезным сигналом. Помогает и предварительная обработка всей фонотеки. Перед передатчиками устанавливают FM процессоры — сложные агрегаты, которые производят многополосную обработку звука. Хорошие радиовещательные процессоры дороже, чем те модели, которые сейчас покупают телеканалы для нормализации громкости. Поэтому большинство радиостанций звучат настолько громко, насколько это позволяет максимально допустимая девиация, и перепадов в эфире у них нет. Это доказывают и инструментальные измерения. Как правило, любого FM-процессора, подключенного к передатчику по MPX, достаточно, чтобы не беспокоиться об уровне громкости.  

«Мы сами проводили контрольный замер многих радиостанций в разных городах, — продолжает Соколов. — Если там установлен вещательный процессор, который выполняет динамическую обработку и имеет встроенный стерео кодер с выходным лимитером КСС, то, при всем желании, радиостанция не может нарушить закон о рекламе. Исключение могут составить лишь разговорные радиостанции».

 

Сотрудничество с телеканалами

«Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор ВытольскийОборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор Вытольский

Коллегам на телевидении «Дигитон Системс» предлагает решения зарубежного производства. Один из их главных партнеров — компания Linear Acoustic, лидер американского рынка телевизионных звуковых процессоров. Minnetonka Audio, также с недавних пор входящая в корпорацию The Telos Alliance, специализируется на программном обеспечении для нормализации и измерения громкости, а также обработке звукового сигнала на уровне файлов. «Дигитон Системс» предлагает заказчикам готовые решения, включающие в себя обработку и нормализацию громкости как в файловом формате, так и на телеканале в реальном времени.  Компания обеспечивает взаимодействие первого и второго этапов с целью недопущения многократной обработки сигнала, что ведет к деградации качества. 

Для улучшения качества сейчас можно отдельно обрабатывать речь и корректировать уровень диалогов в общем миксе. Спустя год после внедрения серверов Minnetonka Audio на ТВЦ, сотрудники канала продолжают открывать новые возможности, в том числе и нормализацию  громкости с учетом диалогов и без. 

Оборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор ВытольскийОборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор Вытольский

«Мы понимаем, что хороший алгоритм нормализации громкости должен учитывать, где находится уровень диалогов, каков динамический диапазон сигнала, насколько уровень диалогов отличается от программной громкости, и, в зависимости от этих параметров, выполнять обработку определённым образом», — пояснил Соколов.

По его словам, сейчас любая компания должна озаботиться повышением квалификации своих сотрудников, поскольку иначе внедрение новых технологических решений будет неэффективно или просто невозможно. Так, иногда на процессор ложатся дополнительные обязанности из-за недосмотра персонала: «Люди имеют право на ошибку, и звукорежиссеры иногда делают не то, что должны. Если мы получаем продублированный мультфильм, в котором пропали все звуковые эффекты — это ошибка. Когда я не слышу комментатора из-за шума стадиона — это брак. Наш процессор вынужден исправлять многие из таких типичных ошибок уже на выходе аппаратно-студийного блока». 

 

О технических проблемах и несовершенствах законодательства

Оборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор ВытольскийОборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор Вытольский

По словам Соколова, ФАС вынуждает вещателей пережимать динамический диапазон фильмов. Если программная громкость эфира составляет –23 LUFS, то случайно вырезанный пятиминутный кусок вовсе не обязан иметь такую же интегральную громкость. 

«Сегодня каналы обязаны перестраховываться. Других вариантов нет. Они могут появиться, только если ФАС будет по-другому подходить к вопросу применения существующей методики измерения громкости», — считает Соколов. По его мнению, в условиях, когда за пять минут до рекламы и пять минут после нее разница уровней громкости не должна превышать 1,5 LU, работать можно, но приходится жертвовать динамическим диапазоном, а значит и художественным замыслом. Именно поэтому международные рекомендации предусматривают номинальный уровень громкости всей программы, или всего интервала между рекламными блоками, к которому необходимо стремиться. Но не вырезанного из программы короткого интервала перед рекламой.

Оборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор ВытольскийОборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор Вытольский

«Нормализовать громкость несложно, если не обращать внимания на снижение качества звука, но когда нужно сохранить, насколько это возможно, динамический диапазон, добиться разборчивости речи, да при этом еще и соответствовать закону о рекламе, это гораздо сложнее, — заметил Соколов. — Именно в этом и есть отличия наших решений. Мы всегда отдельно измеряем уровень диалогов и размещаем их в нужную зону. Я рад, что, наконец, пошла вторая волна запросов и коллеги поняли, что нормализацию можно проводить по-разному. Они начали выбирать оборудование, задавать правильные вопросы, слушать и измерять то, что они видят на выходе»

 

Об импортозамещении

Оборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор ВытольскийОборудование «Дигитон Системс»​ на НАТ-2016 / Фото: Виктор Вытольский

«Дигитон Системс» в этом году не стала принимать участие в выставке «Шаболовка 2.0» и решила ограничиться NATEXPO потому, что даты проведения этих двух событий совпали. Основными клиентами компании являются частные, а не государственные ГТРК. 

Сергей Соколов, генеральный директор компании «Дигитон Системс» / Фото: Виктор ВытольскийСергей Соколов, генеральный директор компании «Дигитон Системс» / Фото: Виктор Вытольский

«Мы с 1990 года занимаемся импортозамещением не просто для отчета. Мы испытываем удовольствие от созидательного процесса и при этом умудряемся получать прибыль. Я горжусь, что мы продаем нашу продукцию на открытом конкурентном рынке, где нет понятия «импортозамещение». Частные вещательные холдинги и небольшие региональные радиостанции выбирают нас не потому, что наши продукты «сделаны в России», а потому, что мы можем предложить нужное им оборудование и софт за приемлемые деньги, с устраивающими функциональными возможностями и качеством», — подвел итог Соколов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *