Экономим с умом: секреты бюджетирования независимого кино (Часть 1)

Написание сценария для вашего фильма — это месяцы интенсивной творческой работы в практически полной изоляции. Но как только он готов к производству, вы должны мгновенно стать закоренелым прагматиком, режиссером-бизнесменом с глубоким пониманием того, где, как и в каком объеме вы будете находить требуемые для производства ресурсы: от времени и денег до квалифицированных специалистов по различным вопросам.

Как сверстать бюджет фильма

Статей о том, как сверстать бюджет фильма, написано крайне немало, найти их — не проблема, было бы желание. Некоторые из них достаточно подробны и претендуют на статус учебного пособия, другие же ставят своей целью просто познакомить читателя с основными вопросами, которые ему предстоит решить в процессе верстки бюджета. В данном материале мы «пойдем другим путем» — постараемся рассмотреть дюжину моментов, которые часто остаются за рамками различных «гайдов по составлению бюджета», а потом преподносят независимым режиссерам массу неприятных сюрпризов.

 

Разработка и препродакшн

1. Найдите юридического консультанта

Юридическая работа кому угодно «закружит голову»: права на интеллектуальную собственность, договоры с подрядчиками, оформление трудовых отношений с наемными работниками — если даже просто от прочтения этих вопросов вы начинаете впадать в легкую панику, мы прекрасно вас понимаем. Если нет — считайте, что вам повезло.

В любом случае, если вы собираетесь снять художественный фильм, вам неизбежно придется работать со всеми этими понятиями и даже больше. Именно здесь профессиональный юрист, специализирующийся на поддержке кинопроектов, может оказаться крайне полезен. Да, сначала вы потратите на него деньги, но в долгосрочной перспективе он поможет вам ощутимо сэкономить.
 

Даже краткий разговор с юристом может сэкономить сотни, если не тысячи часов, потраченных на непредвиденные разбирательства.

На сайтах различных ведомств вы можете найти массу специализированной информации, все законодательные акты можно отыскать в интернете — с этим проблем быть не должно, самые большие затраты здесь — временные. Но прочитать законы — еще не значит уметь их правильно применять. Так что если нанять юриста на полный рабочий день нет никакой возможности, постарайтесь найти другие варианты.

«Сорвиголова» (2003) Кадр из фильма «Сорвиголова» (2003)

Наличие возможности хотя бы периодических консультаций с юристом — лучшая «страховка» от массы проблем. Даже краткий разговор с юристом может сэкономить море нервов, а также сотни, если не тысячи часов, потраченных на непредвиденные, а зачастую — и крайне странные разбирательства. И, конечно же, в конечном счете это отразится на количестве денег на вашем счете.

2. Инвестируйте в хорошего кастинг-директора

Хороший кастинг-директор может стать одной из лучших инвестициий в ваш будущий фильм. А может, и самой лучшей. Актер с известным именем уже не всегда является залогом продаж билетов для малоизвестной студии, но узнаваемые имена могут многое значить в успехе инди-фильма

Инвестиции в хорошего кастинг-директора наверняка окупятсяИнвестиции в хорошего кастинг-директора наверняка окупятся​
 

Наличие «звезды» в кастинге вашего проекта может добавить ему столько веса, сколько не сможет обеспечить ни одни другой элемент. В частности, это поможет собрать инвестиции, получить внимание прессы, попасть на фестивали… Все вместе это сильно скажется на дистрибуции. Но «звезды» не открывают присланные сценарии от начинающих режиссеров (что бы вы по этому поводу не слышали — это миф, простите). Вот почему вам нужен хороший специалист, обладающий определенной известностью в профессиональной среде.

 

У кастинг-директоров складываются длительные отношения с агентами актеров. Эти отношения — ваш «золотой билет».
У кастинг-директоров складываются длительные отношения с агентами актеров и агентствами. Эти отношения — ваш «золотой билет». Если специалист по подбору актеров верит в ваш проект, он пойдет на все, чтобы поддержать его. Хорошая новость состоит в том, что многие из них воспринимают работу в независимом кино как профессиональный вызов и идут на многочисленные уступки, в частности — готовы обсуждать стоимость своих услуг.

Эти «ангелы от индустрии кино» могут работать с вами за небольшие деньги и помогут провести переговоры о том же с настоящими «звездами». Если вы можете себе это позволить, сделайте эту ставку. Стисните зубы и наймите идеального ведущего актера. Поверьте, это того стоит.

3. Эффективно используйте время подготовки

И, конечно, мы не можем не сказать о том, что принято называть «инвестиции во время». У многих из нас, суетящихся ради выживания в этой индустрии, даже последний выходной день в следующем году уже занят. Тем не менее, найдите время поработать с командой и разобрать сценарий, сделать раскадровку и расписание, завести знакомства с владельцами локаций и обсудить все аспекты производства вашего фильма.

 

Чем лучше организация — тем меньше бюджет.
Подумайте вот о чем: если вы собираетесь вложить огромное количество денег и времени в съемки своего фильма, почему не потратить столько же на этап подготовки? Звучит довольно просто, не так ли? Далеко не все так думают. Устают, потому что «носились по площадке», а потом вынуждены исправлять неизбежно возникающие ошибки.

Съемки фильма «Назад в будущее» Съемки фильма «Назад в будущее» 

Именно поэтому в статье, посвященной бюджетированию, мы так много говорим об организации процесса: в нашей отрасли сделать все правильно с первого раза — значит сэкономить массу денег на постпродакшне и повторных дублях. Чем лучше организация — тем меньше бюджет, просто помните об этом.

 

Дистрибуция и все остальное

1. Готовьтесь продавать свое кино

Именно так, не успели снять — а уже думаем о дистрибуции. Как только ваш фильм будет готов, вы захотите его кому-нибудь показать. Про выделение бюджета на «жизнь после окончания работ» часто забывают. Да что там, зачастую не остается денег даже на постпродакшн, но об этом — в соответствующей главе.

Фестивальные сборы высоки, особенно это верно для известных фестивалей. Создание Blu-ray или цифровых копий (DCP — Digital Cinema Package), доставка, создание печатных материалов, поездки на показы — все это стоит денег. К счастью, если ваш фильм хорош, вам начнут поступать приглашения на фестивали, а сборы начнут отменяться, но не особенно на это рассчитывайте. Ни один из этих сборов сильно не менялся за последнее время, так что еще на этапе подготовки составьте черновой список фестивалей и вступительных взносов, чтобы «прикинуть» бюджет.
 

Вам пригодится кто-то, кто будет на вашей стороне и будет вас расхваливать.

2. Доверьте PR профессионалам

Специально нанятый пиарщик — ключевой фактор для дистрибуции и присутствия на фестивалях. Пока вы не из числа тех немногих счастливчиков, которые имеют тесные связи в отрасли, вам пригодится кто-то, кто будет на вашей стороне и будет вас расхваливать. Этот человек поможет создать шум вокруг фильма, вроде рецензий, интервью, обзоров — ничего из этого не появится само по себе, а только в силу сложившихся взаимоотношений с журналистами. Вы можете написать «убойный» пресс-релиз сами, но без контактов с теми, кто должен его прочитать, ваши старания будут напрасными. 

2. Доверьте PR профессионалам

«Список дел» для подготовительного этапа на этом далеко не исчерпан, но если вы выполните все вышеописанное — вы окажете себе огромную услугу. А завтра мы поговорим о том, что вы можете сделать для снижения затрат на свой фильм непосредственно на этапе производства и даже после него.

Продолжение материала вы можете найти по ссылке

Источник: nofilmschool.com

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *