«Мастер» Андерсона — отличный тому пример. Фильм снимали на 70 мм, и насыщенность изображения при пленочной проекции только прибавляла ощущение галлюцинации.
Трейлер фильма «Призрачная нить» (2017)
«Призрачная нить» — совсем другой фильм. И показы в 70 мм — это уникальный шанс увидеть, как традиционное пленочное изображение выглядит в широком формате. Андерсон изначально планировал снимать фильм в 35 мм, чтобы получить очень мелкое пленочное зерно, а после — растянуть кадр. Чтобы добиться «чистого» изображения, требуется много света. Андерсон быстро понял: сделать нечто подобное в условиях съемок в маленьких захламленных старинных локациях почти невозможно. Там нельзя размещать большие и горячие светильники. Кроме того, статус исторического памятника основной локации мешал режиссеру контролировать освещение, идущее через окна.
Пол Томас Андерсон на съемках фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Focus Features
Более того, в один прекрасный момент Андерсон полностью изменил свой подход и решил, что хочет добиться прямо противоположных результатов, что особая текстура и зерно придаст изображению особую историчность. Режиссер маниакально избегал глянцевости и прилизанности, которую можно увидеть, например, в сериале «Корона», и провел несколько месяцев, тестируя пленку и размышляя, как сделать материал более зернистым. Подход к освещению строился на создании более «грязного» изображения. Команда использовала фильтры и заполняющий свет, чтобы уменьшить контраст и уменьшить вычурность.
Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features
Все это отлично воплощает авторское видение, но сам факт, что камерную драму растягивают до формата 70 мм — беспрецедентен. Самая очевидная параллель — «Кэрол» Эдварда Лэкмена и Тодда Хэйнса: фильм снимали на 16 мм и растягивали до 35 — практика, распространенная в независимом кино с 60-х по 90-е годы. Поэтому можно точно сказать, что трансфер на 70 мм сделает намеренные изъяны изображения «Призрачной нити» более выраженными. Но повлияет ли это на операторские решения Андерсона?
Здесь важно еще иметь в виду, почему Андерсону было необходимо так долго работать с пленкой. Лэкмен делает то же самое, когда снимает на 35 мм, а многие кинематографисты по той же причине обращаются к 16 мм. Все дело в том, что изображение 35 мм пленки Kodak стало «слишком чистым», без явного зерна. Это не подходит тем, кто ищет той самой органической текстуры в противовес четкости видеоизображения. 16 мм становится хорошим вариантом для личных фильмов, вроде «мамы!» или «Кэрол», но этот формат слишком маленький. На общих планах в нем не хватает деталей, так что таким картинам, как «Ферма „Мадбаунд“» он не подходит: ее авторы проводили тесты с 16 мм пленкой, но в конце концов решили от нее отказаться.
Хотя фильмы Андерсона с каждым разом становятся все меньше и меньше в масштабах, он как режиссер очень любит детали и глубину, поэтому он не рассматривал 16 мм как возможный вариант.
Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features
Любопытно, есть ли что-то общее у 35 мм, растянутой до 70, и 16 мм, растянутой до 35 (последний вариант дает ощущение явного зерна). Добьется ли Андерсон четкости деталей при наличии слоя «грязи», который лежит в основе стиля фильма? Кое в чем можно быть уверенными: Пол Томас Андерсон помешан на текстуре и качестве изображения, и он любит экспериментировать. Релиз «Призрачной нити» — один из таких экспериментов, и все, кому посчастливится посмотреть фильм в 70 мм, смогут оценить его результаты самостоятельно.
Источник: indiewire.com
Обложка: кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Laurie Sparham / Focus Features