«Если у вас мало денег, высок шанс снять хорошее кино»

Плюсы малобюджетного кино

Ангелина Никонова (режиссер, сценарист фильмов «Портрет в сумерках», «Велкам хом», генеральный директор киношколы «2morrow/Завтра»): «Я на своем опыте пережила, что такое работа в малобюджетном кино. Конечно, находиться в рамках скромных бюджетов тяжело, но не смертельно. А плюсов я знаю больше, чем минусов. Через ограничения вы проходите путь к творческой свободе и обретаете бесценные знания и навыки, которые сможете применить в дальнейшем. Вы не тратите время и энергию на собирание бюджета, а это процесс, как правило, не очень приятный. Будучи ограниченными в средствах, вы вынуждены придумывать выходы из ситуаций, а значит, креативная сила работает по максимуму. А муза как раз любит труд и активную мозговую деятельность. Как итог, если у вас мало денег, у вас высок шанс снять хорошее кино.

2morrоw, мастер-класс, Никонова Ангелина Никонова, Арсений Гончуков и Анна Прошутинская / Фото: Катерина Унжакова

Приведу пример. Если вы будете снимать на свои три копейки, скорее всего, не будет возможности арендовать свет. Значит, оператор-постановщик будет вынужден работать с естественным освещением. Это может способствовать высокохудожественным решениям. Если же вы будете работать со светом, надо искать опытного оператора, который умеет его ставить и который делает киноизображение, а не телевизионную картинку. Таких на самом деле единицы, и они расписаны на годы вперед. Если же опытный оператор согласится с вами работать бесплатно, его команда, фокус-пулеры, светики, скорее всего, на это не пойдут. То есть это потянет за собой дополнительные траты».

 

О продакшн-менеджменте

Арсений Гончуков (режиссер, сценарист, продюсер фильмов «1210», «Сын», «Район тьмы»): «Кино — это, прежде всего, препродакшн, вещь дико скучная, очень тяжелая и рутинная. Кастинг, локации, договоренности — колоссальный круг и объем работ, который нужно уметь держать в руках. Все это – технологические процессы, и знание того, как они происходят — залог осуществления вашего фильма и вообще вашего существования в кинематографе.

Ангелина Никонова, Арсений Гончуков и Анна Прошутинская Ангелина Никонова, Арсений Гончуков и Анна Прошутинская / Фото: Катерина Унжакова 

Такая вещь, как продакшн-менеджмент, — способ существования и способ мышления. Не получится быть режиссером и не выполнять функции продюсера, потому что никто в этой жизни вам ничего просто так не даст. А если и даст, то будете снимать про матрешек, Крым и прочие патриотические песни-пляски. Так что, учитесь быть продюсерами».

О пользе опыта второго режиссера

Анна Прошутинская (второй режиссер фильмов «Охотник», «Дурак», сериала «Родина»): «Второй режиссер — тот самый человек, о котором мечтают многие режиссеры, потому что именно он реализует проект. Я для себя выработала несколько принципов работы. Прежде всего, фильм необходимо разделить на составляющие. Из чего состоит сценарий: какие сцены, в каких объектах, когда, какое время года, какие артисты заняты. Чтобы рассортировать эту информацию, составляется несколько десятков различных документов, которые раздаются цехам. То есть части сценария вы доносите до тех людей, которые будут помогать вам снимать кино. Сядьте, распланируйте сценарий, посмотрите, сколько у вас сцен, сколько они длятся, рассортируйте их по объектам. Исходя из этого, адаптируйте сценарий под возможности своего кошелька. Грубо говоря, в аэропорт лучше не ехать, а ограничиться автобусной остановкой. Есть разные программы, облегчающие работу по планированию, но проще всего начать с Excel. Освойте функцию сортировки. Сделайте таблицу сценария, в которой всё прописано от первой сцены до последней по объектам. Так вы поймете, какое количество сцен на каждом объекте, сколько людей в каждой сцене. Дальше делайте тайминги. Посмотрите, какие сцены наиболее приоритетны, и поставьте на них больше времени».
 
Арсений Гончуков и Анна Прошутинская Арсений Гончуков и Анна Прошутинская  / Фото: Катерина Унжакова 

Ангелина Никонова: «Второй режиссер — это то звено, которого часто не хватает в кинопроизводстве. Хороших, грамотных планировщиков и управленцев мало. Между тем, это прямой путь к заработкам, потому что даже с учетом сокращающихся сейчас бюджетов, таких людей берут на зарплаты. С другой стороны, вам будет проще снимать, если вы на опыте второго режиссера поймете, из чего состоит этот процесс. Но, конечно, попасть с ходу на работу второго режиссера невозможно. Сначала нужно себя зарекомендовать. Сделать это можно, работая на фильмах своих коллег. Имея опыт одного, двух, трех таких проектов, есть шанс что-то показать и начать заниматься этим профессионально. И к производству своего фильма вы после этого, конечно, тоже подойдете иначе».
 
Мастер-класс «Принципы планирования малобюджетного фильма» в рамках кинофестиваля «2morrow/Завтра»Мастер-класс «Принципы планирования малобюджетного фильма» в рамках кинофестиваля «2morrow/Завтра» / Фото: Катерина Унжакова 

Арсений Гончуков: «Понимание того, что такое творческий путь, я бы предложил переформатировать, начав следующим образом. Смотрите любой фильм, берете кадр, а дальше идите обратно — представьте, как это снималось. Что для этого кадра надо было? Сколько человек над этим работало? Кто-чего привез? И так далее».

 

О кастинге

Арсений Гончуков: «Будучи вторым режиссером, я изучил технологию кинопроизводства. Например, как правильно проводить кастинг артистов. Николай Хомерики, у которого я работал вторым режиссером, научил меня, что если ты не хочешь навсегда потерять актера, нельзя его загонять в голую комнату, ставить к стенке и пусть читает Пушкина. Начните кастинг с кафе, с общения. Не обязательно дружить, но обязательно нужно общение человека-режиссера с человеком-артистом. После этого актер становится твоим, ты можешь ставить его к любым стенкам, он уже не будет бояться. Если начинать не с человеческого внимания, а с отношения к актеру, как к инструменту, то все, можете считать, что вы человека для своего фильма погубили».

 

О магии кино

Ангелина Никонова: «Известно, что люди, попадающие в кино, никогда не могут из него выйти. Процесс кинопроизводства — это чудо. Чудо состоит в том, что этот процесс непредсказуем. Вот вам нужно грамотно распланировать сценарий и попробовать предугадать все, что может пойти не так. Поначалу это дается сложно, потому что нет опыта. Но набивая руку, вы станете понимать, что может пойти не так, процентов на 50 поймете.

Мастер-класс «Принципы планирования малобюджетного фильма» в рамках кинофестиваля «2morrow/Завтра»Мастер-класс «Принципы планирования малобюджетного фильма» в рамках кинофестиваля «2morrow/Завтра» / Фото: Катерина Унжакова 

Проработав в кино лет двадцать, вы станете разбираться процентах в 70 вещей, которые могут пойти не так. 100% не бывает никогда. Вот в этом и состоит магия кино. Когда вы думаете, что вы предугадали все, что-то обязательно произойдет: актер не пришел, смерч начался, камера заглючила, миллион всего. И тут важно не только уметь все держать под контролем, но и уметь отпустить процесс, поддаться волне обстоятельств. Вполне возможно, что жизнь предложит вам свой, чудесный вариант решения сцены, который до вас не доходил раньше».

 

О команде

Арсений Гончуков: «80% успеха любого фильма — это команда. Я, например, никогда не говорю: «Мой фильм». Только: «Наш фильм». Я могу быть режиссером и автором сценария, но фильм — наш. Кино — это команда, а значит и один из важнейших талантов режиссера — умение работать с командой, набирать её, говорить с ней, убеждать, мотивировать, вести за собой.

Мастер-класс «Принципы планирования малобюджетного фильма» в рамках кинофестиваля «2morrow/Завтра»Мастер-класс «Принципы планирования малобюджетного фильма» в рамках кинофестиваля «2morrow/Завтра» / Фото: Катерина Унжакова 

И ещё важная вещь — отдавать свои полномочия. У многих начинающих режиссеров есть такой юношеский атавизм — сделать свою гениальную задумку самому. Такой комплекс единоличника — это первый заслон, который нужно в себе сломать. Но надо быть готовым и к тому, что с появлением артистов, с появлением команды ваш замысел будет меняться».
 

Где снимать?

Арсений Гончуков: «В Москве снимать трудно, потому что тут везде снимают, и люди немного устали от этого. Даже если вы снимаете тихо, без мусора, надо понимать, что к вам может приехать ППС. Чтобы было проще, желательно ехать куда-то в провинцию, где ещё киношников не было. Там можно под кадр хоть дома вместе с жильцами сносить, все будут только рады. Кино ведь. А вот в Москве наоборот».

 

На что снимать?

Арсений Гончуков: «Я снял три фильма на фотоаппарат Mark II, причем на один и тот же. Эта модель, конечно, несколько лет назад сделала революцию по всей планете — им чего только не снимали. Но сейчас, мне кажется, фотоаппарат – это уже не очень. Некоторые снимают на iPhone, как, например, «Танжерин». Но я читал интервью с режиссером фильма, где он проклинает iPhone и говорит, что никогда больше не будет с ним работать. Появляются новые фотоаппараты, вроде Sony Alpha. Но всё равно, мне кажется, это не то. Сейчас стали настолько недорогие Blackmagic или Red в аренду, что с фотоаппаратом вас просто не поймут. Много смен у вас, скорее всего, не будет. Накопите денег. И вы получите изображение, которое по своему характеру, по глубине цвета, по динамическому диапазону и другим параметрам будет сильно отличаться от фотоаппарата». 
 
Ангелина Никонова и Арсений ГончуковАнгелина Никонова и Арсений Гончуков / Фото: Катерина Унжакова 

Ангелина Никонова: «Аренда тоже дороговата. Мне кажется, тут принцип другой. Старайтесь не снимать на видеокамеры, где объектив встроенный, а не съемный. Почему фотоаппараты и фигурируют? Потому что со сменной оптикой они позволяют добиться киноизображения. Опять же Арсений снял три фильма на фотоаппарат, я сняла «Портрет в сумерках» на Mark II, «Велкам хом» — на NikonD800. В общем, нормально фотоаппараты снимают».

 

О страхе и боли

Ангелина Никонова: «Кино снимать очень страшно. Почему страшно? Потому что в кино у нас разбираются все. Вас будут судить очень жестко. И всегда будет от этого больно.

Ангелина Никонова, Арсений Гончуков и Анна Прошутинская Ангелина Никонова, Арсений Гончуков и Анна Прошутинская  / Фото: Катерина Унжакова

Но, как говорил Иван Дыховичный, «если больно, значит жив». Режиссер не может быть сухим, как сухарь, иначе у него будут такие же фильмы. Но режиссер должен уметь достойно справляться с нападками — это часть профессии».

 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *