1Дыма много (не) бывает
Задымление — излюбленный операторский прием, делающий сцену и освещение выразительнее. Но не всегда «натурального» дыма достаточно для нужного эффекта. Однажды команда 29 Production поставила себе цель — добиться плотного дыма от машины на съемках дрифтового проекта в ангаре. В сценарии пилот должен был дрифтить вокруг колонн, но бетонная поверхность пола оказалась слишком скользкой, что не позволило создать необходимый зацеп покрышкам. Дыма не было.
29 Production на съемках клипа «Drifting Beast» для Red Bull / Фото: Денис Клеро
Ситуацию спас пиротехник, который задымил все помещение дым-машиной. Окружение буквально на глазах стало «как со сториборда», режиссер продолжил съемки, в результате получились очень атмосферные кадры.
One Side Media. Артур Михеев на съемках в Москве / Фото: Елена Мкртчян
Но что делать, если нужного оборудования нет под рукой? У Артура Михеева из OneSideMedia на съемках видео для его отчима-музыканта его как раз не оказалось. В кадре был карманный фонарик, свет которого необходимо было красиво подчеркнуть. Времени искать агрегат не было, как не было и возможности его купить, а потому оператору в голову пришла довольно странная идея — использовать обычную электронную сигарету. Но если с дым-машиной все, что требуется — один раз нажать на педаль и ощутить себя ежиком в тумане, то с вейпом пришлось поработать легкими. Пар быстро рассеивался, а требовалось его много. Поэтому Артуру пришлось изрядно побегать — от камеры к вейпу и назад. Тем не менее, в конце все остались довольны результатом.
2«Непослушная» погода
Продакшн Ogon.me снимал короткометражку фильма в Таиланде и попал в ураган Пабук. Всей команде с оборудованием пришлось переселиться на соседний остров и продолжить съемки там. Но ураган их настиг и там, так что очень скоро последовал очередной переезд.
Но если ураганы — явление все-таки не каждодневное, то внезапные ливни — вещь привычная. Почти сразу по приезде в Таиланд встал закономерный вопрос: как защитить технику, когда ни с того ни с сего дождь начинает лить как из ведра? Кто-то бежал за ближайшим зонтом, закрывая оператора с камерой, сам при этом промокая насквозь, кто-то брал покрывало, прикрывал плейбек и режиссера. Для смены объективов было нужно еще больше людей: тот, кто меняет, и еще пара ребят, которые укрывают того, кто меняет. От воды не пострадает только LaCie Rugged, а вот остальная техника в зоне риска.
Ogon.me на съемках короткометражного фильма «Кокосовый банан» в Таиланде / Фото: VIU
Так что, собираясь работать в экзотических местах, нужно быть готовым ко всему. Это поняли и 29 Production, снимая рекламу зимних шин. Команда затянула с препродакшеном и согласованиями с клиентом и отправилась в Финляндию гораздо позже, чем планировала. Оказавшись на месте, все ее члены оказались обескуражены. Несмотря на данные с веб-камер накануне, желаемого снега на дорогах не было. Все растаяло. Недолго думая, в поисках идеального «зимника» группа отправились в путь на север, проехав еще около 600 км. Благо, в Лапландии снега было хоть отбавляй. В результате получились отличные зимние, звенящие морозом кадры. Клиент доволен.
3Преображающий свет
Не всегда вы получаете то, чего ожидали. Часто кинематографистов настигает разочарование. Испытал его и Артур Михеев — прямо в момент съемок.
One Side Media. Артур Михеев на съемках в Москве / Фото: Елена Мкртчян
Планировали снимать небольшое видео для большого события — Чемпионата мира по футболу 2018. Для одного эпизода требовалось скромное закрытое футбольное поле (трава или паркет — было неважно). Поиски поручили довольно активному товарищу, который сумел подобрать несколько неплохих вариантов. По крайней мере, такими они казались по описаниям.
One Side Media на съемках полнометражного фантастического фильма «Вторая Земля» в Москве / Фото: Анастасия Борисова
На выбранном месте выяснилось, что закрытое футбольное поле — это не что иное как обычный старый зал ДК, который, казалось, не ремонтировали со времен Хрущева. На стенах красовались огромные плакаты, прославляющие труд пионеров, над большой сценой гроздьями свисали разноцветные шары, а весь инвентарь давно жаждал путевки на свалку.
Но нужно снимать. Выйти из ситуации помог свет, а точнее — его правильное расположение. Его разместили за главным героем и повернули строго к камере. Таким образом удалось убить сразу двух зайцев: создать довольно атмосферную картинку с ярко выраженным контровым светом и скрыть недостатки окружения, так как свет, бьющий прямо в объектив, так или иначе привлекает внимание, а его яркий ореол закрывает часть стен.
4Скоростные съемки
Команде Ogon.me требовалось снять спереди проезд машины. Не было других вариантов, кроме как оператору сесть в багажник идущего впереди седана. Там же в багажнике сидел второй режиссер — для подстраховки. С помощью раций велась сложная коммуникация, чтобы все знали, что нужно делать и в какой момент. Съемочной группе пришлось по-настоящему рисковать жизнью ради эффектного кадра без профессионального дополнительного оборудования.
Ogon.me на съемках короткометражного фильма «Кокосовый банан» в Таиланде / Фото: VIU
29 Production также пришлось попотеть, готовясь к трюкам с автомобилями — парному дрифту КАМАЗа и «Мазды». Трудность была в том, чтобы одновременно поймать в кадре проезжающий поезд, идущий КАМАЗ и вылетающую с прилегающей территории «Мазду» в дрифте, да так, чтобы это и композиционно смотрелось хорошо, и демонстрировало профессионализм пилотов. «Мазда» должна была на скорости примерно 70 км/ч боком пристроиться к задним колесам едущего КАМАЗа.
29 Production на съемках клипа «Drifting Beast» для Red Bull / Фото: Денис Клеро
Чтобы кадр состоялся, продакшн сначала протестировал на обычных легковых машинах скорость, с которой было бы комфортно синхронизироваться двум пилотам, затем провел несколько пристрелочных заездов локомотива, чтобы понять его возможности.
29 Production на съемках клипа «Drifting Beast» для Red Bull / Фото: Денис Клеро
На съемках не обошлось без команд по рации. Машинист поезда стартовал заранее, через 7 секунд приходил в движение КАМАЗ, а через 4 секунды после него — «Мазда». Еще нужно было по другой рации режиссеру скомандовать всему своему продакшену (оператор-постановщик, второй оператор, оператор экшен-камеры, оператор коптера, звукорежиссер, бэкстейдж-команда): «Мотор, камера, начали!» Как видно, съемки на скорости обречены без должной синхронизации.
5Ненадежная техника
Прийти в негодность может любое оборудование, но важность носителей информации трудно переоценить. Каждый из них хранит в себе многие часы упорной работы массы специалистов, которую ни в коем случае не хочется потерять. Однако однажды Артур Михеев столкнулся именно с этим: 9-часовая смена, тесное душное помещение и непрерывная съемка на SSD оказалась не по зубам твердотельному накопителю. Он пискнул и умер в самом конце — когда казалось, что финал уже близок и можно со спокойной совестью упаковать технику в сумки.
В тот день оператор пообещал себе, что всегда делать бэкап через каждый час-два съемок и никогда не доверять дешевым SSD-дискам. Экономия в несколько тысяч вылилась в пересъем и еще одни девять часов работы. Благо, заказчик был не против. А Артур Михеев с тех пор перешел на накопители LaCie.
Ogon.me на съемках короткометражного фильма «Кокосовый банан» в Таиланде / Фото: VIU
Подвести может и более крупная техника — например, автомобиль. Во время съемок на Камчатке часть команды Ogon.me поехала на освоение локации — посмотреть дом в соседнем поселении. На месте машина сломалась. На ремонт требовалось несколько дней, поэтому группа решили остаться и снимать.
В доме мы обнаружился гараж, а в нем — «Жигули» на ходу, на которых удалось съездить за помощью. Оставшаяся часть команды привезла все необходимое оборудование, реквизит и личные вещи. За два дня отсняли нужные сцены, машину починили, а команда вернулась домой. Так что умение импровизировать и пользоваться тем, что есть в распоряжении, не раз спасет вас во время форс-мажоров.
6Человеческий фактор
Артур Михеев убежден, что любая большая съемка — это хаос. Как бы хорошо ты к ней ни готовился, что-то одно (а может, и не одно) обязательно вылетит из головы или пойдет не так: оператор не снял план, гафер уронил свет, гример опаздывает, исполнитель главной роли приходит на площадку пьяным…
One Side Media на съемках музыкального клипа в Москве / Фото: Дарья Кудакина
Последнее было самым неожиданным, ведь с актером команда работала давно, и описать его можно было одним словом — надежный. Тем не менее в тот раз все сложилось с точностью до наоборот: опоздание, стойкий запах горючего изо рта, забытые реплики и нервничающие коллеги по цеху.
Уложились в срок удалось лишь чудом. Возможно, спас профессионализм всей актерской труппы, которая отработала на отлично и сумела вытянуть товарища. Да и образ на удивление сложился — актер отыграл как нужно, а зритель так ничего и не заметил.
Обложка: на съемках клипа «Drifting Beast» для Red Bull / Фото: Денис Клеро