Экспликация. Теория и практика
Работа художника по костюмам над фильмом начинается с чтения сценария, обсуждения его с режиссером и художником-постановщиком и поисков референсов. Далее он продумывает общую цветовую гамму, то есть, говоря словами основателя Мастерской художника кино и телевидения по костюмам во ВГИКе Ольги Семеновны Кручининой, разрабатывает «развернутое представление о движении цвета в фильме вообще».
В идеале сначала художник по костюмам должен сделать эскизы — экспликацию.
Эскиз костюмов Л. Ю. Нови к фильму «Легенда о Тиле» (1976) / Иллюстрация: коллекция Музея кино
В своей книге «Персонаж фильма и художественная функция костюма» второй основатель Мастерской художников по костюмам Лидия Юльевна Нови пишет: «В экспликации костюмов к фильму художник последовательно, сцена за сценой, просматривает и решает колорит костюмов по всей картине. Экспликация — это цветовая партитура, где в соответствии с драматургией сценария продуман каждый цветовой всплеск, каждое цветовое пятно. Естественно, что такую работу проводит художник по костюмам в теснейшем контакте с художником-постановщиком фильма, так как цветовое решение костюмов и декораций составляет единое цветовое решение».
Эскиз костюмов О. С. Кручининой к фильму «Хождение за три моря» (1957) / Иллюстрация: коллекция Музея кино
Но, к сожалению, сегодня редкий художник по костюмам рисует подобные эскизы. Во-первых, от него их почти никогда не требуют. Во-вторых, современные фильмы снимаются быстро, и времени на подготовку остается крайне мало. Поэтому чаще всего художник по костюмам выбирает более удобную для него форму выражения колористического решения фильма. Например, делает коллажи из лоскутков или собирает мудборд с референсами или просто делает заметки в записной книжке. У каждого свой метод.
Разработка характер-эскизов костюмов
После того, как была продуманна колористическая гамма каждой группы персонажей и основные цвета костюмов главных героев, художник приступает к разработке эскизов.
В них через линию и цвет прорабатывается характер героев. «Рисуйте не костюмы, а персонажи. Что юбки делать, пиджаки чертить! Делайте образы!», — учил режиссер Сергей Эйзенштейн художника по костюмам Лидию Наумову на съемках фильма «Иван Грозный».
Эскизы костюмов Пьеро Този к фильму «Леопард» (1963) / Иллюстрация: «Hollywood sketchbook. A Century of Costume illustration»
К тому же, работая над эскизами, художник может прочувствовать эпоху, цвет, фактуру, объем и понять, какие будут детали у костюма. Так, прекрасный рисовальщик и авторитетнейший художник по костюмам Пьеро Този рассказывал в одном из интервью: «Мои эскизы были мне нужны лишь для погружения в атмосферу: только рисуя, вы действительно можете понять, каким должно быть платье. Но окончательный выбор костюма зависит от ткани, а ткань должна быть выбрана под актера… Сначала я пытаюсь понять архитектуру тела, женского тела в особенности — принадлежащего определенному историческому периоду. При рисовании деталей я пытаюсь понять и войти во вкус момента. Из него я и вытягиваю детали».
Подача эскиза
Стиль эскиза тоже зависит от выделенного времени, требований художественной группы (или продюсеров), а также мастерства и предпочтений самого художника. Некоторые из них уже в подаче эскизов стараются отразить характер картины. Например, художник по костюмам, трижды «оскароносец» Энтони Пауэлл подбирает изобразительную технику соответственно жанру проекта: «рисунок легким и нежным карандашом или углем с заливкой прозрачной акварелью для комедии; рисунок плотной гуашью на темной бумаге для драмы» и так далее.
Эскизы костюмов Энтони Пауэлла к фильму «Тэсс» (1979) / Иллюстрация: «Hollywood sketchbook. A Century of Costume illustration»
Иногда иллюстратор (или художник) на эскизах пытается передать сходство с актрисой (актером). Сегодня это часто делают с помощью Photoshop.
Безусловно, этот способ льстит актерам и позволяет режиссеру быстрее визуализировать персонажа. Например, художник по костюмам Кэтрин Мартин говорит, что режиссер Баз Лурман отказывается даже смотреть на эскизы, если на них не изображен тот человек, который будет носить костюм в фильме. Поэтому она всегда просит своего иллюстратора вставить лицо утвержденного актера в скетч.
Но желательно, чтобы эскиз оставался читаемым, потому что это не просто красивая картинка для демонстрации режиссеру и актрисе (актеру): по нему будут изготавливать костюм, подбирать его на костюмерных складах или покупать в магазине.
В наше время художники редко делают красивые эскизы, про которые можно сказать «в рамочку и на стенку». Темп работы не дает возможности засесть за мольберт, вооружившись красками и кисточками. На Западе для этого привлекают иллюстраторов.
Разница между художником по костюмам и иллюстратором
Сегодня в сети можно увидеть красивые эскизы костюмов к старым и новым голливудским кинофильмам. У многих художников по костюмам по этому поводу развивается комплекс: «Я так красиво рисовать не умею». Эту фразу можно услышать даже от очень талантливых, успешных и уважаемых художников по костюмам.
Мы часто путаем две профессии: художника по костюмам и иллюстратора (скетчиста). Красивые картинки с узнаваемыми актерскими лицами (нарисованные или сделанные с помощью Photoshop) и в точных костюмах — это работа именно иллюстраторов, которая делается уже на постпродакшне для рекламы и пресс-релизов. В их задачу входит только красиво проиллюстрировать костюм. Роль художника по костюмам более сложная и многослойная, и включает в себя решение множества творческих и организационных задач.
Дебора Надулман-Лендис, в прошлом художник по костюмам, тоже, кстати, всегда переживавшая по поводу своего неумения эффектно рисовать, в книге «Hollywood Sketchbook. A Century of Costume Illustration» провела целое расследование на тему того, кто из художников по костюмам в Голливуде сам рисовал красивые скетчи. Оказалось, что таких людей были единицы.
Скажем, глава костюмного отдела Paramount, восьмикратная «оскароносица» Эдит Хэд, рисовала из рук вон плохо и пользовалась услугами целой армии профессиональных художников-иллюстраторов. Хотя в книгах и в сети вы можете увидеть тысячи замечательных скетчей, подписанных ею самой, и массу фотографий Эдит в окружении эскизов костюмов, иной раз с карандашом или с кисточкой в руке. Все это — талантливая мистификация, постановочные рекламные фото, а эскизы, которые она подписывала не дрогнувшей рукой, делали наемные иллюстраторы.
Эдит Хэд и Грейс Келли (1950) / Фото: Interfoto
Как это происходит сегодня, рассмотрим на примере Айзис Массенден, художника по костюмам фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». В 2006 году на Comic-Con Айзис увидела рисунки иллюстратора Оксаны Недавней, и ей понравились в них «богатство цвета и фактур». Художник по костюмам предложила Оксане работу в качестве скетчиста.
Про этапы работы рассказывает Оксана: «Сначала мы рассматриваем другие найденные художником изображения, а потом обсуждаем концепт, ткани и детали. Айзис предоставляет мне грубый карандашный набросок, обычно с тоннами заметок, которые действительно полезны, когда я сажусь за чертежный стол. Мой следующий шаг — предварительный набросок карандашом, который, возможно, потребуется доработать после другого разговора с Айзис. Как только рисунок будет утвержден, я перехожу к акварели».
Нужно ли вообще делать эскизы?
Как лучше поступить: делать или не делать свои собственные рисунки или собирать доски настроения, которые включают в себя коллажи из быстрых набросков, исследований (фотографий и репродукций) и референсов — художник решает сам.
К слову, далеко не всякий современный режиссер умеет читать эскиз. Часто можно услышать: «Я ничего не понимаю в этих картинках, покажи мне сразу костюм». Или, как в случае сотрудничества художника по костюмам Дмитрия Андреева и режиссера Андрея Кончаловского — мэтр сразу предупредил: «Мне эскизов не надо, покажи референсы, я должен понимать, что мы с тобой на одной волне».
Такое же отношение к костюму, кстати, и у Вуди Аллена. «Вуди считал эскизы костюмов красивыми и забавными картинками, но предпочитал ксероксы исследований блузок или шляп. Мы имели дело с настоящей паранойей по поводу эскизов», — вспоминал его художник по костюмам Санто Локвасто.
Мудборд Марианн Эйджертофт к сериалу «Полдарк» / Фото: Marianne Agertoft
Итак, резюмируем. Если продюсеры и режиссеры изначально не настаивают на красивых эскизах и экспликациях, художник по костюмам волен делать наброски в любой удобной для него форме. Или, при отсутствии времени и желания, но при необходимости — привлечь иллюстратора, который нарисует или сделает компьютерный скетч. В конце концов, красивая картинка — еще не костюм, и на ней все не заканчивается, а только начинается. Если вы можете донести до режиссера свое видение образа другим способом — уверена, никто не будет против.
В статье использованы: интервью О. Кручининой, П. Този, М. Милленотти, Д. Андреева, отрывки из книг Л. Ю. Нови «Персонаж фильма и художественная функция костюма» и Д. Надулман-Лендис «Hollywood sketchbook. A Century of Costume illustration».
Обложка: Эдит Хэд / AP