Подготовка: воспроизведение действительности, создание декораций и сезонность
Трейлер фильма «Непрощенный» (2018)
История была на слуху, но нужны были подробности, чтобы показать ее достоверно. Где-то месяц ушел на подготовку: постройку декораций, поиск реквизита. Мы хотели найти все до мелочи, например, предметы, которые были у детей на кроватях. К тому же это все нужно было выстроить по цветовой гамме.
Поскольку материал «Непрощенного» не вымышленный, мы старались максимально приблизиться к жизни Виталия Калоева: к его менталитету, к его быту, жилью, предметам. Все это мы постарались воспроизвести. Скажем, дом Калоева в фильме — это декорация, но мы настолько скрупулезно подошли к его воссозданию, что повторили паркет, выключатели на стенах, мебель и все остальное.
Информацию мы собирали буквально по крупицам. Изучали все по видео, в том числе по домашнему видео самого Калоева, по фотографиям, которые мы находили, по тому, что было в газетах, в журналах, в интернете. Так мы хотели погрузить зрителя в атмосферу, которая была на самом деле. Сарик (Андреасян, режиссер фильма — прим. tvkinoradio.ru) даже когда зашел в декорацию, сказал: «Как дома». Мы хотели добиться ощущения, что мы находимся в настоящем доме, где уютно, тепло, где к нам навстречу буквально сейчас может выйти герой.
То же касалось и других сцен. Например, катастрофа. Расположение частей самолета в кадре максимально приближено к тому, как это было в действительности. И делалось все это как декорация, а не рисовалось с помощью визуальных эффектов. С арт-объектами, мемориалами тоже стояла задача воспроизвести все так, как есть на самом деле.
В кино зачастую просто не хватает времени. Или сроки бывают сжатыми, или мы зависим от актерской занятости. На «Непрощенном» в этом смысле было проще. У нас не было истерии. Мы подготавливали, снимали, потом снова подготавливали и снимали. Так делалось, потому что нам нужна была сезонность, чтобы, опять же, все показать достоверно, а не чтобы все было нарисованным.
Эскизы и визуализация
На подготовительном этапе мы делали эскизы, визуализацию, и подходили к этому натуралистично. Раньше это делалось долго и утомительно: наброски, выкраски — все это нужно было еще и по отдельности утверждать. Сейчас я предпочитаю это делать в программах, таких, как 3ds Max. Даже кадрировать эскизы мы старались таким образом, чтобы далее в кадре это бы повторялось. Например, в доме Калоева есть арка, которая напоминает надгробие. Внимательный зритель, думаю, считает это.
Подбор локаций
Кадр из фильма «Непрощенный» (2018) / Фото: кинокомпания «Большое кино»
В поиске локаций мы тоже исходили из желания не приукрашивать настоящую жизнь. Поэтому старались найти максимально приближенные места. Иногда даже находили 100% попадания. Процесс это долгий. Например, экстерьер дома Калоева. Настоящий его дом довольно большой, добротный, уютный. И с этим была загвоздка — мы долго искали похожий дом и похожую улицу. Собственно, со всем остальным был тот же самый путь: с кладбищем, с мемориалами. Все это — длительный поиск. Трудностей добавляло то, что при поиске локаций нужно было учитывать, как место будет выглядеть в разное время года: весной, летом, осенью. В общей сложности локации мы искали месяца два.
Команда художника-постановщика и взаимодействие с другими цехами
Фото: предоставлено Давидом Дадунашвили
Моя команда была достаточно большая. У меня было два ассистента: Алина Морозова и декоратор Михаил Волчек. Также ребята, которые занимались реквизитом — в том числе Андрей Иванов. Все они профессионалы, которые трудились не покладая рук и старались выполнить все, что мы изначально задумывали. Также были люди, которые строили все днями и ночами.
Что касается работы художника-постановщика с остальной группой, то взаимодействие происходит на всех уровнях, со всеми цехами. Скажем, нужно проконтролировать сочетание цвета костюма с цветом декорации и реквизитом. Безусловно, для художника-постановщика особенно важно взаимодействовать с оператором-постановщиком. Например, в декорациях зачастую есть такой технический момент, как съемные стены, и это нужно учитывать, чтобы сделать кадр более интересным.
Специфика работы в жанре драмы
На съемках фильма «Непрощенный» (2018) / Фото: кинокомпания «Большое кино»
Жанр драмы подталкивает к тому, чтобы самому пережить всю историю героя. То же было в случае фильма «Землетрясение». Да и события все эти мне близки. Поэтому подходишь не то чтобы более серьезно к работе, а как-то изнутри. Стараешься не просто действовать механически, как робот, а стараешься быть ближе к героям, стараешься понять, провести через себя боль, которую пережили герои. Выставляя композицию, кадр, ты не просто находишься в работе, но и сопереживаешь. По этой причине я бы сказал, что в жанре драмы тяжелее работать, чем в других.
Давид Дадунашвили Художник-постановщик Работал над фильмами и сериалами: «Мужской сезон: Бархатная революция», «Беременный», «Мамы», «Дублер», «Чемпионы», «Мафия: Игра на выживание», «Землетрясение», «Защитники», «Золотая орда», «Непрощенный» и другими. |
Обложка: Давида Дадунашвили / Facebook