В прошлый раз мы говорили, как представить персонажа, чтобы зритель захотел ему сопереживать. Однако различные продолжения, ремейки и перезапуски — это те самые грабли, на которые натыкается практически каждый продюсер. Подобные испытания достойно почти никто не проходит.
Знаете, кому это удалось? Гарри Поттеру и Джеймсу Бонду.
Во время подготовки к выходу продолжения многие размышляют: «Зритель с персонажем уже знаком, к чему тратить экранное время и снова возиться с деталями, описанием героя и прочим». Логично.
И, к сожалению, неверно. Между выходом второй и третьей части любой франшизы проходит минимум год, и зритель за это время может не просто вылезти из костюма персонажа, но и примерить другой. Ежемесячно в прокат выходят десятки новых фильмов. Вполне возможно за минувший год зритель нашел себе новое увлечение: он отправился с бесстрашным авантюристом Джеком Воробьем покорять новые морские просторы или гоняет вместе с ребятами из «Форсажа» на крутых автомобилях.
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007)
И задача любого производителя франшизы — втащить героя назад, в созданную им киновселенную.
Во второй и третьей книге из серии о Гарри Поттере Джоан Роулинг так же скрупулезно прорабатывает идентификацию, как и в первой, а Стивен Кловз так же тщательно сохраняет эти наработки в сценарии экранизаций.
Давайте проверим, как поживает обидчивая дама Идентификация в этих фильмах.
А чудесно поживает.
К Гарри является эльф Добби и предупреждает мальчика, что в Хогвартсе тому грозит смертельная опасность (угроза жизни, конечно, относится к идентификации). Гарри отвечает Добби, что не может остаться в доме Дурслей, Добби роняет на голову важной гостье огромный торт и исчезает, сорвав тем самым крупнейшую сделку по закупке дрелей дядюшки Вернона. Гарри ждет суровое наказание («Гарри Поттер и Тайная комната»).
Кадры из фильма «Гарри Поттер и Тайная комната»
К Дурслям приезжает сестра дядюшки Вернона, которая терпеть Гарри не может, и без всяких обиняков прямо с порога заявляет: «Если бы его подбросили мне, я б его тут же сдала в приют!»
Любим мы эту тетю? Нет. Сочувствуем сироте? Да. И заметьте, мы будем сочувствовать такому герою вне зависимости от его имени и фамилии — даже если зовут его Джим, Петя или Ли. Далее наш Гарри срывается, колдует, и тетушка превращается в надутый шарик.
Дядя Вернон кричит: Верни тетку обратно! Тебе нельзя колдовать в доме!
Гарри: Да? Наплевать!
И, прихватив тяжелый сундук с учебниками и пожитками, наш герой покидает Дурслей. Вот Гарри совсем один посреди ночи бредет по сырой улице. Он не знает, куда ему идти, у него нет денег, его друзья разъехались кто куда — Гермиона во Франции, Рон путешествует по Египту вместе со всей семьей. После истории с надуванием тетушки Гарри, скорее всего, исключат из Хогвартса. Ситуация становится еще хуже, когда на Гарри надвигается большая черная собака, и он падает на мокрый асфальт.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана»
И все это — идентификация уже всем хорошо знакомого персонажа в третьем фильме.
Вы скажете: «Что же теперь, каждый раз возиться с идентификацией?». И да, и нет. Идентификацию необходимо проводить снова и снова, но, к счастью, ее можно сократить до одной сцены в начале фильма (сиквела, приквела и т. д.). Достаточно создать стрессовую ситуацию для главного героя, показать его боль, дискомфорт, напомнить аудитории, что перед ними живой человек и все возможно. Намекнуть, что любимец публики в конце фильма может, например, схлопотать пулю или сорваться с небоскреба, на который карабкался.
И тут нелишним будет вспомнить об альтернативном факторе: что-то грозит уже знакомому нам герою, и угроза более чем реальна. Вспомним золотые слова Александра Митты.
Альтернативный фактор — это принцип, который мы выводим из немедленной угрозы здесь и сейчас.
В жизни великое множество страхов и угроз, но все они концентрируются в семи категориях.
1. Удар по самоуважению.
2. Профессиональный провал.
3. Физический вред.
4. Угроза смерти.
5. Угроза жизни семьи.
6. Угроза жизни популяции.
7. Угроза человечеству.
Глава: Альтернативный фактор
И вот тут стоит вспомнить еще две франшизы, которые с честью выдержали испытание идентификацией во втором фильме. Это «Борниана» и «Джон Уик».
Авторы франшизы про Джейсона Борна в самом начале фильма создали идеальную ситуацию.
- Джейсон живет с Мари в Индии, по-прежнему ничего не помнит из своего прошлого и ведет записи.
- Борн сообщает Мари, что за ними следят. И он сам виноват, слишком расслабился.
- Джейсон и Мари бегут, их преследуют, в них стреляют.
- Возлюбленная Борна погибает. Он перестает бежать и переходит в нападение.
Зритель мгновенно подключается к эмоциональному состоянию героя. Авторы прекрасно справились с идентификацией персонажа и теперь могут два с половиной часа плести вокруг Борна любые интриги. Недовольных криков «А в книге вообще не так все было!» они не услышат.
Кадр из фильма «Превосходство Борна» (2004) / Фото: Universal Pictures
Авторы «Джона Уика» в конце второго фильма уже сделали крючок на продолжение франшизы. И почему же они так уверены в успехе? Потому что они не притащили во второй фильм именитых «гостей», не забили экранное время крутыми спецэффектами, а остались верны сдержанной стилистике первой части о скорбящем вдовце, киллере в отставке, на которого очень некстати напала уличная шпана, вообразившая себя крутыми мафиози.
В начале второго фильма к Джону Уику приходит его бывший «партнер» и член итальянской мафии Сантино Д’Антонио. Он просит Джона убить свою сестру. Джон не может отказать, «партнер» загнал его в угол, ведь Сантино когда-то помог Джону выйти из игры, жить спокойной жизнью с любимой женщиной. Джон просит Сантино отказаться от его просьбы, но тот настаивает.
В начале фильма перед нами очень уставший, раненый Джон Уик. На него давит Сантино, и, несмотря на то, что герой не хочет браться за старое, у него нет выбора. Он загнан в угол клятвой на крови, которую дал давным давно.
Более чем достаточно для идентификации. Но авторы решили подстраховаться — и на всякий случай Сантино взрывает дом Джона Уика. Ну, теперь-то точно никто не покинет кинотеатр, пока Джон не расправиться с негодяем-итальянцем!
Постер к фильму «Джон Уикк 2»
Вот это называется идеальной идентификацией персонажа. Иными словами — так создаются легенды!
А вот альтернативный путь, по которому идут создатели «Форсажей» и «Три Икса». Они превратили свою франшизу в крутую тусовку, заполнив место идентификации «друзьями» главного героя, и оглушили зрителей виртуозными спецэффектами. Шоу получилось. Но можно ли назвать это фильмом? Едва ли. После просмотра зритель вряд ли вспомнит имена даже главных героев, не говоря уже о вновь объявившихся персонажах, которых авторы франшизы вообще забыли «представить» зрителю. Дождутся ли они сочувствия аудитории? Нет. Более того, эта толпа незнакомцев изрядно раздражает.
Кадр из фильма «Форсаж 7» (2015) / Universal Pictures
Разрушив идентификацию главных героев, авторы разрушают собственную киновселенную. Зритель уже ничуть не удивится, если в девятом «Форсаже» Доминик Торетто и друзья начнут гонять с Джеймсом Бондом. Или тусовка Торетто помчится на помощь Мстителям, спасать Нью-Йорк от нашествия инопланетян.
Неважно, работаете ли вы над оригинальным фильмом или над четвертым продолжением. Главному герою (или героям) необходимо пространство в любой части фильма. Иначе ваш зритель может не вспомнить даже их имена.
И если вы хорошо поработали над своими персонажами, вы можете крутить вокруг них любые истории, сиквелы, приквелы — все, что душе угодно, лишь бы не выпадало из общей стилистики фильма.
Кадры из фильма «Казино Рояль» (2006) / Colombia pictures
Главное — доработка сценария обойдется вам в копейки. Любой профессиональный сценарист внесет необходимые исправления, тем самым существенно повысив шансы на успех проекта, над которым будут еще не один месяц корпеть операторы, актеры, режиссеры, монтажеры и декораторы.
Обложка: кадр из фильма «007: Координаты «Скайфолл» (2012) / MGM