Импрессионизм в кино: основные черты и правила

 

Импрессионизм в живописи

Импрессионизм (от фр. impressionnisme — впечатление) как направление в живописи появилось в конце XIX века во Франции. Творчество импрессионистов стало ответом на аккуратные и выверенные картины реалистов. Художников-импрессионистов интересовал мир незримый, чувственный, субъективный. Чтобы создать иллюзию движения, они писали крупными мазками, смешивая чистые цвета с белым. Среди сюжетов картин — изображения города, природы, воды. Наблюдение и изучение жизни в разных ее проявлениях — вот что роднит импрессионизм и кинематограф.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872)
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872)

Выразительные средства импрессионизма, которые позже перешли в кино:
 

  • ассиметричная композиция;
  • воздушная перспектива (глубина пространства создается при помощи тонов);
  • светотональное освещение;
  • размытость очертаний;
  • приглушенные тона с яркими акцентами;
  • динамичные позы героев;
  • необычные ракурсы (выше или ниже уровня глаз);
  • кадрированность (детали глаз, рук, лица);
  • смешение жанров (натюрморт и пейзаж, натюрморт и портрет);
  • символизм природы (вода, туман, трава).

Импрессионизм в кино

Картины импрессионистов напоминают атмосферные однокадровые фильмы, поставленные на паузу. Кино по своей сути и есть впечатление. Но это не значит, что каждый фильм эстетически близок к импрессионизму.

Рассмотрим, как появился киноимпрессионизм и какие фильмы можно к нему отнести.

Импрессионизм в кино в 20-х годах XX века

Когда кино только появилось, от него, как и от фотографии, требовали реалистичности. Однако с развитием киноязыка режиссеры стали отступать от принятых традиций. Термин «киноимпрессионизм» появился во Франции. Впервые о том, что кино — это нечто большее, чем ряд оживших фотографий, заговорил французский кинокритик и режиссер Луис Деллюк в своей книге «Фотогения». Деллюк призывал режиссеров искать красоту в простоте, не бояться туманных и нечетких очертаний и экспериментов с освещением.

Режиссеры 20-х годов использовали в своих работах крупные и сверхкрупные планы, размытость очертаний, виньетирование, светотональное освещение. К образам природы добавились образы цивилизации — туман заменил дым труб. Теперь эмоции на экране передавались не только за счет актеров, но и обстановки, которая служила визуальным отражением переживаний героев.
 

Трейлер фильма «Наполеон» (1927)

Наиболее яркими режиссерами-импрессионистами той поры были Абель Ганс с фильмами «Наполеон», «Колесо», Луис Деллюк с фильмами «Женщина из ниоткуда», «Лихорадка», Марсель Л’Эрбье с фильмами «Эльдорадо», «Человек открытого моря» и Карл Теодор Дрейер с фильмом «Страсти Жанны д’Арк».
 

Трейлер фильма «Страсти Жанны д’Арк» (1928)

Импрессионизм в 30-х годах XX века

В фильмах 30-х годов режиссеры продолжали выражать внутреннее через внешнее. Кадры становились все более атмосферными, поэтическими. Благодаря новым возможностям оптики появились глубинные мизансцены.
 

Сцена из фильма «Аталанта» (1934)

Среди лучших фильмов 30-х годов, близких импрессионизму, можно назвать картины Жана Виго. В его фильме «Аталанта» действие происходит на речной барже, где образ воды придает этой любовной истории особую поэтичность. Другой фильм тех лет, который можно приписать импрессионизму, — «Набережная туманов» Марселя Карне. Еще одна история любви, которая развивается рядом с охваченным туманами портом. Так в кино стала развиваться новая образность, в которой режиссеры могли говорить со зрителем не только словами героев, но и символами.
 

Трейлер фильма «Набережная туманов» (1938)

Импрессионизм в кино в 60-80 годах XX века

Период с 60-х по 80-ые в кинематографе начался поиск новых форм. В картинах стали появляться визуальные аллегории, символы, метафоры благодаря монтажному сопоставлению.

Продолжились эксперименты с точкой зрения — теперь герой не обязательно должен присутствовать в кадре — его внутренний мир мог передаваться при помощи вещей, его взгляд мог быть взглядом камеры. Время в монтаже могло становиться растянутым благодаря рапидной съемке. Камера стала инструментом наблюдения за жизнью благодаря длинным планам и плавному движению. Кадр стал глубоким, наполненным предметами реального и воображаемого мира.

Все чаще на экране стали появляться гротескные аллюзии на реальный мир. В сценариях усложнялись сюжеты, добавлялись линии воспоминаний, мечтаний и снов. У режиссеров появилась возможность полноценно работать с цветом. Стало возможным создавать яркие цветовые акценты среди приглушенных тонов. Новые возможности фокусировки позволили создавать в кадре размытые цветовые пятна.
 

Трейлер фильма «Красная пустыня» (1964)

В эту эпоху эстетически наиболее близки к импрессионизму режиссеры Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Клод Лелюш, Робер Брессон, Вим Вендерс, Ингмар Бергман.
 

Трейлер фильма «Небо над Берлином» (1987)

Импрессионизм в современном кино

В современном кино импрессионизм встречается не так часто. В эпоху динамики, смешения жанров, цитатности и интертекста такой стиль подойдет только историям, в которых на первый план выходит внутренний мир героя. Истории, в которых режиссер хочет продемонстрировать текучесть жизни, запечатлеть время, уловить момент бытия.
 

Трейлер фильма «Пианино» (1992)

Наиболее заметные фильмы, в которых присутствует эстетика импрессионизма, с 90-х и до наших дней, — это «Пианино» Джейн Кэмпион, «Часы» Стивена Долдри, «Девушка из Дании» Тома Хупера, «Лоре» Кейт Шортланд.
 

Трейлер фильма «Девушка из Дании» (2016)
 

Как сделать фильм в стиле импрессионизма

Разберем стилистику импрессионизма на примере фильма «Лоре» Кейт Шортланд. Это фильм о 16-летней немецкой девушке, родителей которой в 1945 году арестовали за членство в СС. Лоре вместе с новорожденным братом, 13-летней сестрой и двумя 10-летними братьями предстоит пройти через всю Германию на Север — к бабушке, чтобы увидеть, что стало с их привычным миром.
 

Трейлер фильма «Лоре» (2012)

Драматургия

Это фильм о взрослении через путешествие. Сценарий написан с точки зрения главной героини Лоре. Ее юношеское любопытство выражается через внимание к деталям, желании рассмотреть все пристально, потрогать.

Вероятно, это первое ее путешествие без родителей и первое испытание в жизни. Зная исторический контекст, мы предполагаем, что героиня должна измениться в конце. Она должна пересмотреть свои взгляды, узнав об ужасах войны.

На съемках фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films
На съемках фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films

В сценарии есть события, которые оказывают сильное влияние на Лоре. Она видит мертвого человека в заброшенном доме. В бывшем здании школы на стенде о зверствах в концлагерях висит фотография ее отца-сотрудника СС. Она слышит, как женщины жалуются, что им приходится смотреть на фотографии мертвых евреев в обмен на кусок хлеба. Все это заставляет Лоре задуматься, но не поменять свои взгляды.

В сценарии появляется любовная линия. По пути Лоре с детьми встречают молодого человека по имени Томас. Он помогает им попасть в американский сектор, показав документы еврея и сказав, что он их брат. Томас начинает идти с ними, помогать и добывать еду. Дети быстро проникаются к нему симпатией — все, кроме Лоре. Она ненавидит Томаса за то, что он еврей. В то же время ее начинает тянуть к нему. И это взаимно.

Кадр из фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films
Кадр из фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films

Прошлое Томаса покрыто тайной. Он говорит детям, что сидел в концлагере, на запястье у него татуировка-номер. Однако позже он говорит, что сидел в тюрьме за воровство. В борьбе между влечением и отвращением к Томасу, Лоре совершает глупости, из-за которых гибнет человек, а затем она сама чуть не тонет с младшим братом на руках.

Кадр из фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films
Кадр из фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films

Когда Томас решает покинуть их, Лоре умоляет его остаться. Он остается на какое-то время, но сходит с поезда до Гамбурга, когда понимает, что потерял свои документы. В конце, когда дети добираются до дома бабушки, 10-летний брат Лоре признается ей, что это он украл у Томаса документы, чтобы тот никогда их не оставил. Лоре рассматривает документы и понимает, что на фотографии не Томас, и что, может быть, он даже не был евреем. После всех этих событий Лоре меняется. Она начинает стыдиться своих родителей и возражает бабушке, которая продолжает восхвалять Фюрера.

Режиссура

Кадр из фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films
Кадр из фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films

Режиссер использует рапид, чтобы передать новизну впечатлений юной главной героини — ее интерес к жизни, ее попытки переосмыслить происходящее, первое любовное чувство. Реальной время в фильме смешано с растянутым. Драматургически это уместно, ведь героине нужно время, чтобы успеть осознать быстро меняющийся мир. В фильме мало диалогов и много действия. Между Лоре и Томасом нет ничего однозначного, все показано намеками, полутонами, что тоже сближает фильм с эстетикой импрессионизма.

Операторская работа и монтаж

Кадр из фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films
Кадр из фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films

Фильм снят с помощью крупных, сверхкрупных планов и деталей с использованием портретной оптики. Динамичная камера как будто дышит. Все цвета на фоне размыты. Цветовая гамма фильма выполнена в голубоватых оттенках. В композиции кадров много деталей предметов быта и природы. Важную роль играет образ воды — фильм начинается с того, что Лоре выходит из ванны. На протяжении всего фильма дети моются в водоемах, переправляются через реку, едут к морю в Гамбург. Вода предстает как образ очищения, потока жизни, перемен.

Основные черты импрессионизма в кино

Кадр из фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films
Кадр из фильма «Лоре» (2012) / Фото: Music Box Films

Чтобы создать фильм в стиле импрессионизма, нужно прежде всего отталкиваться от сценария — подойдет ли он вашей истории, насколько сюжет затрагивает темы личных переживаний героя, есть ли в сценарии вечные вопросы жизни. Можете ли вы передать внутреннее через внешнее, есть ли в сценарии образы природы?
 

  Вот основные советы: 
 

  1. Расскажите личную историю героя и его переживаний.
  2. Используйте крупные и сверхкрупные планы, детали.
  3. Ищите необычные ракурсы и точки зрения.
  4. Используйте светотональное освещение.
  5. Сочетайте глубокое и плоское пространство.
  6. Используйте визуальные метафоры при помощи монтажного сопоставления.
  7. Ищите образы. Передавайте внутреннее через внешнее.
  8. Используйте приглушенные пастельные тона, не забывайте про цветовые акценты.
  9. Используйте портретную оптику, размывайте фон на крупных и сверхкрупных планах.
  10. Работайте со временем, сочетайте реальное и растянутое время. Используйте рапид.
  11. Уделяйте внимание предметам в кадре.
  12. Создавайте глубинные мизансцены.
  13. Используйте образы природы: вода, трава, деревья, туман и дождь.
 

 


Обложка: кадр из фильма «Зеркало» (1975) / Мосфильм

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *