Интернет-сериал — реинкарнация кинематографа

Кино в Сеть пришло давно. Но интернет, как информационный ресурс, как способ коммуникации и место, где адаптируются целые виды искусства, – это совершенно разные вещи. Сегодня кино проникает в Сеть, преломляется в ней, как в линзе, и приобретает новые художественные формы и форматы.
 
Появилось особое название контента — social cinema.
 
Это тенденция последних нескольких лет. Как литературовед и филолог в прошлом я даже осмелюсь сделать попытку описать роды и виды того, что мы называем «видео в интернете».

Тотальный сериал 

В начале февраля голливудский режиссер Энтони Уилкокс, работавший до этого ассистентом продюсера в таких картинах, как «Перл Харбор» или «Типа крутые легавые», анонсировал выход детективного интернет-сериала Shield 5, который будет размещаться в Instagram и каждая серия которого длится ровно 15 секунд. При этом Уилкокс не постеснялся назвать то, что он делает, словом «кино» и заявить, что готовится 28 серий. Появилось особое название контента — social cinema. А почему не gif-сериал или фотосериал? Но факт есть факт, перед нами еще одна ласточка-гибрид кинематографа и интернета.

Об интернет-сериалах сегодня говорят все больше. Появляется их достаточно. Есть исследования о том, что на смену клиповому мышлению приходит мышление сериальное. Но это касается всем известных телесериалов, а что с территорией WEB? Что же такое интернет-сериал, хочется понять получше. Я задумал цикл статей на тему новой сетевой реальности. Запуская собственный сериал в на стыке жанров драмы и триллера «Район тьмы», мне хочется, да и приходится, размышлять над тем, как же кино осваивается в Сети, что такое интернет-сериал как жанр и формат.

 

Почта не нужна

 Однажды меня поразил тот факт, что следующее, полностью цифровое поколение людей, сегодняшние подростки, кто с самого детства, с пеленок, знаком с интернет-технологиями, не заводят себе почту. Моему сыну в 13 лет трудно понять, зачем она нужна. Конечно, он пока не работает, ему не надо писать длинные успокоительные письма брошенным женщинам, отчитываться перед строгим начальством или расписывать ТЗ, но в условиях, когда вымирают целые платформы, как это произошло с Live Journal, в будущем почта нам пригодится только для идентификации на сайтах и спама. Люди общаются в чатах соцсетей и мессенжерах, куда ушел весь трафик, и письма никто никому писать уже не хочет.
 
Нечто подобное происходит и с кино. Но прежде, чем начать говорить об интернет-сериалах, хочу заметить еще одно обстоятельство.
 
Дело в том, что форматы не умирают, они гораздо более стойкие, чем отдельные платформы и веяния цифровой моды.
 
Мы долго слышали глупости о том, что кино убьет театр, а телевидение в свою очередь убьет кино, затем телевидение долго убивал интернет. Но (возможно, к сожалению) не убил. На самом деле процесс здесь гораздо более интересный.
 
Медиаформаты, жанры, технологии не заменяют друг друга, они накапливаются.
 
Медиапространство постоянно расширяется, технологии развиваются, человечество десятками миллионов продолжает подключаться к всемирной сети. Интернет крайне напряженная и высокоскоростная территория вечного творческого поиска. Новые информационные продукты появляются каждый день, сменяя друг друга. Обмен веществ этого организма имеет большую изменчивость. Однако театр не умрет никогда, в кинотеатр всегда будет ходить трепетная парочка и целоваться, а на ТВ вечно будет сидеть и изрыгать потоки лжи на головы наивных людей очередной зомбиведущий.

 

Гастарбайтеры из Конькова превратятся в зомби

Интернет-сериал — самостоятельный жанр, который сегодня является одним из самых перспективных форматов существования кино. Однажды интернет-сериалы начнут снимать все, кому не лень. Появятся, как в середине нулевых это произошло с радио, предложения для узкой аудитории: корпоративные, специализированные, узкопрофильные. В районе Бутово будет популярен свой веб-сериал, а на Остоженке свой. В первом случае он будет про битвы гастарбайтеров с местными, во втором о том, как жена олигарха покупает черничный пай в «Лавке Лавке», а он, например, просроченный, или она находит в нем гвоздь, и начинается жуткий скандал! Тем временем в третьем вебизоде (серия интернет-сериала) про Бутово гастарбайтеры с местной стройки в Конькове из-за плохой самсы превратятся в зомби и нападут на детский садик. Сюжетов море. И драматичных, и смешных, любых.

Кадр из сериала «Южное Бутово»

Формат будет дробиться. Но произойдет это конечно же не сегодня и не завтра. Но произойдет. К слову, короткометражка, которая выпущена своими и для своих, прекрасный образчик такого специализированного кино. Понять неспециалисту в области, о которой идет речь, этот фильм трудно, но все равно смешно. Короткометражка — отличная заявка на сериал, про рекламщиков, например.

 

Короткий метр никому не нужен

 Еще каких-нибудь пять лет назад высочайшим достижением, счастьем и самым модным занятием в среде начинающих кинематографистов было снимать свою короткометражку. Это были ну просто боги! Молодой режиссер, спущенные штаны с виднеющимися трусами, камера, мотор, начали, кастинги, симпатичные актрисы, волшебный мир кино – все это завораживало, кружило голову. И в социальных сетях сам факт того, что ты делаешь кино, собирал море завистливых лайков. Нет, не клипы на песню друга, а именно Кино. Пусть это короткометражка, но все равно нечто великое, что потом автор покажет на каком-нибудь фестивале, да еще и получит приз. Затем молодые начали снимать без бюджетов полные метры. Это было совсем невероятно.
 
Сегодня снимать свой короткометражный фильм уже не так круто.
 
И потому что их наснимали уже тысячи, и потому что продолжают снимать. В тренд врывается иной формат, собственно, интернет-сериал. За ним будут следить, ждать. Он заживет своей сетевой жизнью без всяких фестивалей и гипотетических призов. Ведь чем влечет идея интернет-сериала? Это жизнь кино в сети, а значит, практически вечность, бесконечное привлечение внимания, при условии что сериал будет интересен зрителям.
 
Что даст молодому режиссеру, особенно в России, участие его короткого кино в фестивалях «Мутный артхаус», «Короткий и маленький», «Долго и скучно»? Да ничего! Социальные лифты в российском кино не работают (это я как обладатель целой полки призов говорю). Продюсеры короткометражки не смотрят, государство студенческое кино толком не поддерживает (как это происходит в Европе и США). Да и показывать короткометражки особенно негде. На ТВ их не берут, онлайн-кинотеатры с такой мелочью возиться брезгуют. В итоге работает опять же интернет, но отдельный фильм в нем рискует утонуть. А сериал это не в последнюю очередь — объем. Тем он и сложнее в отличие от короткометражки, так как объем, регулярность, продвижение делают его производство своими силами поистине адским трудом.

 

Нам ни к чему много просмотров

 Перспектива создания веб-сериала манит сегодня многих. Но что такое интернет-сериал, как форма именно кино и именно в интернете? Подобно тому, как литературоведы десятилетиями спорят о том, что такое драма и чем она отличается от трагедии, попробуем коротко определить жанр интернет-сериала. Хотя бы для того, чтобы не было неловких моментов. Например, когда мы выложили специальную серию, которую сняли к Новому году, в комментариях тут же написали: «А лабутены Шнура собрали 20 миллионов, а вы что тут вообще?»

На самом деле 45 тысяч просмотров для нас это даже много. Их может быть в разы меньше. Дело в том, что веб-сериал не рассчитан на миллионы. Я бы лично, пусть и несколько грубо, разделил видеоконтент в Сети на несколько условных категорий, которые, конечно же, пересекаются. Чистых жанров, как известно, не бывает.
 
Итак, самое просматриваемое видео в интернете:

  • Вирусное (как домашнее, так и сделанное на заказ)
  • Клипы
  • Скетчи
  • Видеоблоги
  • Обзоры игр (геймплеи)
  • Репортажи (ТВ, и самодельные)
  • Кино
Шнуровские «Лабутены» это с одной стороны клип, но на самом деле вирус. Не надо забывать, что это интернет-акция очень популярного и известного на всю Россию исполнителя. Это раз. А во-вторых, этот клип создавался как вирусное видео в комедийном, пародийном жанре, который, как правило, и получает в Сети мощный эффект. У них получилось.

Кадр из клипа «Экспонат» группы «Ленинград»

Основные, на мой взгляд, жанры иногда очень круто перемешиваются и образуют целые феномены. Например, «фильм» да еще и «полнометражный» известного блогера Юрия Хованского (этакий Гарик Бульдог Харламов Рунета).
 

Но что это? Не кино точно. Скорее, скетч, но не телевизионный, а чистый интернет-продукт. Ужасающе плохо снятый, построенный на специфическом и очень грязном юморе, да к тому же еще и очень длинный. Но! Это нечто забавное, эдакий сетевой андеграунд. Кстати, изначально «Инди» — это склеенный в одну «колбасу» интернет-сериал. Обратите внимание, как меняется одежда героев. Так что вот вам еще один русский прародитель жанра.

 

Википедия запуталась

 По популярности и качеству аудитории интернет-контент сильно различается. Снимая интернет-сериал, не надо рассчитывать на бешеное количество просмотров, которые собирает модный блогер или вирус. В конце концов, не все любят смотреть кино в сети. Дело и в хронометраже, и в жанре.
 
Путает жанры даже Википедия, пытаясь объяснить историю происхождения интернет-сериалов.
 
Начиная за здравие в терминологии, в качестве первых успешных интернет-сериалов авторы Википедии приводят в пример «This is Хорошо» – чистейший жанр видеоблога, обсуждающего рандомные интернет-видосы. Так же, как, например, жанр «вайнов» от Паши Микуса. Можете посмотреть… Обратите внимание на счетчик. И никаких дорогих клипов про лабутены.
 

Мы взяли очень широкую тему, но повторюсь, это лишь базовая статья на тему интернет-сериалов как о явлении.
 

Резюмируя сказанное, добавлю, что самое для нас интересное, как именно видоизменяется кино, попадая в Сеть.
 
Оно адаптируется, подстраивается. Мне, как режиссеру, интересно анализировать новые приемы, которые приобретает кино, укладываясь в прокрустово ложе интернета, видеть свойства, которые появляются у сетевого кино, как они гипертрофируются, что появляется нового. Это тема для другого материала, но уже сейчас можно сказать, что интернет-сериал, как жанр, оформился. Это не кино, не короткометражка, не сериал на ТВ, не вирус, не скетч и не видеоблог. Это «другое» кино, которое очень скоро станет нашим будущим.
 
 
Арсений Гончуков

Режиссер, сценарист, продюсер. Окончил ННГУ им. Н.И. Лобачевского по специальности «филология» и Школу кино при Высшей школе экономики (мастерская игрового кино А. Фенченко). 

Автор интернет-сериала «Район тьмы». В его фильмографии также такие картины, как «Последняя ночь» (2015), «Сын» (2014), «Три дня после катастрофы» (2013), «1210» (2012).
 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *