Появилось особое название контента — social cinema.
Тотальный сериал
Об интернет-сериалах сегодня говорят все больше. Появляется их достаточно. Есть исследования о том, что на смену клиповому мышлению приходит мышление сериальное. Но это касается всем известных телесериалов, а что с территорией WEB? Что же такое интернет-сериал, хочется понять получше. Я задумал цикл статей на тему новой сетевой реальности. Запуская собственный сериал в на стыке жанров драмы и триллера «Район тьмы», мне хочется, да и приходится, размышлять над тем, как же кино осваивается в Сети, что такое интернет-сериал как жанр и формат.
Почта не нужна
Нечто подобное происходит и с кино. Но прежде, чем начать говорить об интернет-сериалах, хочу заметить еще одно обстоятельство.
Дело в том, что форматы не умирают, они гораздо более стойкие, чем отдельные платформы и веяния цифровой моды.
Мы долго слышали глупости о том, что кино убьет театр, а телевидение в свою очередь убьет кино, затем телевидение долго убивал интернет. Но (возможно, к сожалению) не убил. На самом деле процесс здесь гораздо более интересный.
Медиаформаты, жанры, технологии не заменяют друг друга, они накапливаются.
Медиапространство постоянно расширяется, технологии развиваются, человечество десятками миллионов продолжает подключаться к всемирной сети. Интернет крайне напряженная и высокоскоростная территория вечного творческого поиска. Новые информационные продукты появляются каждый день, сменяя друг друга. Обмен веществ этого организма имеет большую изменчивость. Однако театр не умрет никогда, в кинотеатр всегда будет ходить трепетная парочка и целоваться, а на ТВ вечно будет сидеть и изрыгать потоки лжи на головы наивных людей очередной зомбиведущий.
Гастарбайтеры из Конькова превратятся в зомби
Кадр из сериала «Южное Бутово»
Формат будет дробиться. Но произойдет это конечно же не сегодня и не завтра. Но произойдет. К слову, короткометражка, которая выпущена своими и для своих, прекрасный образчик такого специализированного кино. Понять неспециалисту в области, о которой идет речь, этот фильм трудно, но все равно смешно. Короткометражка — отличная заявка на сериал, про рекламщиков, например.
Короткий метр никому не нужен
Сегодня снимать свой короткометражный фильм уже не так круто.
И потому что их наснимали уже тысячи, и потому что продолжают снимать. В тренд врывается иной формат, собственно, интернет-сериал. За ним будут следить, ждать. Он заживет своей сетевой жизнью без всяких фестивалей и гипотетических призов. Ведь чем влечет идея интернет-сериала? Это жизнь кино в сети, а значит, практически вечность, бесконечное привлечение внимания, при условии что сериал будет интересен зрителям.
Что даст молодому режиссеру, особенно в России, участие его короткого кино в фестивалях «Мутный артхаус», «Короткий и маленький», «Долго и скучно»? Да ничего! Социальные лифты в российском кино не работают (это я как обладатель целой полки призов говорю). Продюсеры короткометражки не смотрят, государство студенческое кино толком не поддерживает (как это происходит в Европе и США). Да и показывать короткометражки особенно негде. На ТВ их не берут, онлайн-кинотеатры с такой мелочью возиться брезгуют. В итоге работает опять же интернет, но отдельный фильм в нем рискует утонуть. А сериал это не в последнюю очередь — объем. Тем он и сложнее в отличие от короткометражки, так как объем, регулярность, продвижение делают его производство своими силами поистине адским трудом.
Нам ни к чему много просмотров
На самом деле 45 тысяч просмотров для нас это даже много. Их может быть в разы меньше. Дело в том, что веб-сериал не рассчитан на миллионы. Я бы лично, пусть и несколько грубо, разделил видеоконтент в Сети на несколько условных категорий, которые, конечно же, пересекаются. Чистых жанров, как известно, не бывает.
Итак, самое просматриваемое видео в интернете:
- Вирусное (как домашнее, так и сделанное на заказ)
- Клипы
- Скетчи
- Видеоблоги
- Обзоры игр (геймплеи)
- Репортажи (ТВ, и самодельные)
- Кино
Кадр из клипа «Экспонат» группы «Ленинград»
Основные, на мой взгляд, жанры иногда очень круто перемешиваются и образуют целые феномены. Например, «фильм» да еще и «полнометражный» известного блогера Юрия Хованского (этакий Гарик Бульдог Харламов Рунета).
Но что это? Не кино точно. Скорее, скетч, но не телевизионный, а чистый интернет-продукт. Ужасающе плохо снятый, построенный на специфическом и очень грязном юморе, да к тому же еще и очень длинный. Но! Это нечто забавное, эдакий сетевой андеграунд. Кстати, изначально «Инди» — это склеенный в одну «колбасу» интернет-сериал. Обратите внимание, как меняется одежда героев. Так что вот вам еще один русский прародитель жанра.
Википедия запуталась
Путает жанры даже Википедия, пытаясь объяснить историю происхождения интернет-сериалов.
Начиная за здравие в терминологии, в качестве первых успешных интернет-сериалов авторы Википедии приводят в пример «This is Хорошо» – чистейший жанр видеоблога, обсуждающего рандомные интернет-видосы. Так же, как, например, жанр «вайнов» от Паши Микуса. Можете посмотреть… Обратите внимание на счетчик. И никаких дорогих клипов про лабутены.
Мы взяли очень широкую тему, но повторюсь, это лишь базовая статья на тему интернет-сериалов как о явлении.
Резюмируя сказанное, добавлю, что самое для нас интересное, как именно видоизменяется кино, попадая в Сеть.
Оно адаптируется, подстраивается. Мне, как режиссеру, интересно анализировать новые приемы, которые приобретает кино, укладываясь в прокрустово ложе интернета, видеть свойства, которые появляются у сетевого кино, как они гипертрофируются, что появляется нового. Это тема для другого материала, но уже сейчас можно сказать, что интернет-сериал, как жанр, оформился. Это не кино, не короткометражка, не сериал на ТВ, не вирус, не скетч и не видеоблог. Это «другое» кино, которое очень скоро станет нашим будущим.
Арсений Гончуков Режиссер, сценарист, продюсер. Окончил ННГУ им. Н.И. Лобачевского по специальности «филология» и Школу кино при Высшей школе экономики (мастерская игрового кино А. Фенченко). Автор интернет-сериала «Район тьмы». В его фильмографии также такие картины, как «Последняя ночь» (2015), «Сын» (2014), «Три дня после катастрофы» (2013), «1210» (2012). |