Волшебный фонарь
Шоу волшебного фонаря / Фото: Ronald Grant Archive / Mary Evans
Еще до появления первых полноценных фильмов, люди ходили посмотреть на движущиеся картинки в «шоу волшебного фонаря». Простейшие аппараты, состоявшие из яркой электродуговой лампы и движущихся стеклянных слайдов с покадровым изображением скачущей лошади или каких-то геометрических фигур. Они пользовались большой популярностью у посетителей ярмарок и цирков в середине XIX века.
Зритель платил свои центы, приникал глазом к смотровому окошку, а оператор зажигал лампу и начинал крутить барабан — это волшебство поражало неискушенных горожан.
Кинетоскоп
Изобретение кинематографа не принадлежит какому-то одному человеку. К технологии съемки и демонстрации движущегося изображения с помощью фотографической пленки одновременно пришли сразу несколько человек. Но первым, разглядевшим в кинематографе коммерческий потенциал, стал американский изобретатель Томас Эдисон.
В 1891 году компания Edison в США впервые успешно продемонстрировала прототип кинетоскопа. Он представлял из себя деревянный ящик, внутри которого через систему роликов и натяжителей непрерывно двигалась закольцованная кинопленка, подсвеченная мощной лампой. Первым кино, показанным публично с помощью кинетоскопа, стал остросюжетный фильм «Приветствие Диксона», в котором приветливый усатый мужчина делает движение своей шляпой, как бы приветствуя зрителей. Длина ролика составляла около 2 секунд, но так как пленка была закольцована — смотреть его можно было бесконечно.
В 1894 году на нью-йоркском Бродвее был открыт кинетоскопный зал с десятью аппаратами, для показа предлагались уже около десятка незамысловатых фильмов: «Парикмахерская», «Петушиный бой», «Подковывание лошади», «Борьба», ролики об упражнениях акробаток и атлетов. Особой популярностью пользовались кинетоскопные кабины с вывесками «только для мужчин», где демонстрировались фривольные фильмы с танцовщицами, задиравшими юбки и обнажавшими стройные ноги.
О Кинетоскопе
Но по аналогии с «волшебным фонарем» кинетоскоп мог показывать короткие ролики только одному человеку через маленький глазок и настоящим кинотеатром это можно назвать с трудом.
Первый кинопоказ
Изобретателями прорывной технологии, открывшей фильмы для широкой публики, стали французские братья Люмьер. В 1895 году младший брат Луи Люмьер вместе с инженером Жюлем Карпантье запатентовал свой синематограф. Устройство позволяло относительно дешево и быстро запечатлевать движение на кинопленку, а затем проецировать фильм на белый экран для большой аудитории зрителей.
К декабрю 1895 года братья Люмьер сняли с помощью своего синематографа 12 коротких фильмов с документальными и комедийными сюжетами и демонстрировали их друзьям и знакомым в своем доме в Лионе и поместье на Лазурном Берегу.
О синематографе
Первый коммерческий кинопоказ был проведен 28 декабря 1895 года в Grand Café на бульваре Капуцинок в Париже. Билет стоил один франк. А в подвале заведения зрителей встретили большая белая простыня, растянутая на стене и установленный перед ней на штативе небольшой аппарат, похожий на фотографическую камеру. Когда свет погас и на экране появились движущиеся изображения, зал замер — такого парижане не видели еще никогда.
Несмотря на распространенное заблуждение, первым фильмом, показанным широкой публике, стало вовсе не «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (он был снят только в 1897 году), а короткая документальная лента «Выход рабочих с фабрики». Кроме нее Люмьеры продемонстрировали публике 10 фильмов, среди которых были: «Вольтижировка», «Ловля золотых рыбок», «Кузнецы», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца» и другие.
Фильм «Выход рабочих с фабрики» (1895)
Премьера братьев Люмьер произвела настоящий фурор. Синематограф позволял получить четкое изображение на большом белом экране и обеспечивал поразительный эффект погружения в картинку. А продолжительность фильмов от 33 до 49 секунд уже позволяла выстроить мало-мальски интересный сюжет и продемонстрировать некое подобие актерской игры. На следующее утро об изобретении Люмьеров писала вся французская пресса, а заявки на их аппараты посыпались со всего мира.
Первые кинотеатры
Первые синематографы братьев Люмьер распространялись по схеме франшизы: их монтировали на ярмарках, в кафе, цирках и художественных галереях, передавая 60% прибыли братьям. Кинопоказы фильмов Люмьер с большим успехом прошли в Лондоне, Риме, Кельне, Женеве, Мадриде, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Мельбурне, и даже в Японии. Но это все еще не было настоящим кинотеатром со знакомым всем залом, разноуровневыми креслами, билетиками и попкорном.
За звание первого настоящего кинотеатра борются как минимум два зала, открытые почти одновременно в Новом Орлеане (США) и Брюсселе (Бельгия) в 1896 году.
Открытие первого кинотеатра в Новом Орлеане / Фото: The moving picture world
Уильям Рок арендовал просторный зал на 400 мест в Новом Орлеане. Он ориентировался на публику среднего достатка и сразу сделал ставку на дополнительные услуги: посетители могли за отдельную плату забрать на память вырезанный из фильма кадр, купить содовую и сэндвич или даже пройти в каморку киномеханика, чтобы увидеть как работает кинотеатр и какие проекторы используются.
В брюссельской торговой галерее «Сан-Жубер», напротив, новое развлечение попытались сделать элитарным. Кинозал был похож на настоящий театр — зрители покупали билеты на определенные сеансы, вежливые служители провожали их в гардероб и туалетные комнаты, а в перерыве можно было перекусить в превосходном буфете, предлагавшем различные деликатесы и дорогое шампанское.
Korsør Biograf Teater / Фото: Korsør Biograf Teater / Facebook
Некоторые из первых кинотеатров работают до сих пор. Открытый в Дании в 1908 году Korsør Biograf Teater функционирует до сих пор и носит звание самого старого кинотеатра в мире.
Кинобум
К 1914 году мир буквально переживал настоящий кинобум. Студии стали появляться в Америке, Европе, России и Скандинавии. Они снимали десятки фильмов в год. Киноленты стали длиннее, сюжеты — более замысловатыми, а актеры превратились в настоящих звезд.
Показ немых фильмов сопровождался музыкой в исполнении тапера, скрипача или целого оркестра, часто диалоги киногероев дублировались специальными дикторами или вокалистами. Посещение кинотеатров стало одним из самых популярных развлечений среди городских жителей, обрушив прибыли традиционных театров, кабаре и цирков.
Высокий спрос со стороны публики и растущее количество фильмов требовали новых залов, и количество мест кинопоказов росло вместе с индустрией. Именно тогда начинает появляться привычный нам облик кинотеатра.
Посетители раздевались в гардеробе и проходили в фойе, где находились лавки с закусками и напитками, тут же была расположена касса. Залы были оснащены большим экраном и рядами удобных кресел, расположенных на разной высоте так, чтобы передние зрители не мешали тем, кто сидит позади. В проходах между сидениями и на спинках самих кресел были расположены номера рядов, подсвеченные небольшими лампочками — они помогали ориентироваться в полумраке зала зрителям, опоздавшим к началу сеанса.
Gaumont Palace (1912) / Фото: Wikipedia
Во многих первых кинотеатрах можно было найти своеобразные балконы, возвышавшиеся над всеми остальными рядами. Они были оснащены более удобными мягкими креслами и предназначались для вип-клиентов, предпочитавших отделиться от разношерстной публики внизу.
Ключевым элементом всего кинотеатра была, конечно же, будка киномеханика. В ней размещался проектор — аппарат с мощной лампой, перед которой с фиксированной скоростью протягивалась кинопленка, намотанная на большие бобины. В будке их было сразу два, чтобы не прерывать показ фильма во время смены бобин. За минуту до конца очередного отрезка пленки в углу кадра появлялся белый треугольник или иной знак, дававший понять киномеханику, что пора запускать соседний аппарат со следующим отрезком фильма.
The Strand Theatre (1914) / Фото: Wikipedia
Первая Мировая война, пронесшаяся смертельным ураганом по всей Европе, надолго затормозила развитие европейской киноиндустрии, выведя на первые роли американский Голливуд и почти все дальнейшие новшества кинопрокатной технологии приходили в Старый Свет с Запада.
Мультиплексы
В 1957 году канадец Нат Тейлор, владевший двухэкранным кинотеатром в Оттаве, первым догадался разделить кинозал на две части и очень быстро оценил эффективность такого решения. Вместо одного широкоэкранного кинозала он получил два поменьше, где можно было одновременно демонстрировать разные фильмы.
Все что ему потребовалось — это нанять дополнительного киномеханика, в то время как остальной персонал вполне справлялся с выросшими обязанностями, принося владельцу в два раза больше прибыли. Тейлор основал компанию Cineplex Odeon, открывшую такие мультиплексовые кинотеатры по всей Канаде, откуда эта мода перекинулась и на другие страны.
Воспоминания Ната Тейлора
С 1960-х годов мультиплексовые кинотеатры с несколькими экранами стали повсеместной нормой. Выгоды были очевидны — меньшие затраты, увеличение прибылей, расширение географического охвата аудитории. Сегодня однозальных кинотеатров практически не существует. Сохранившиеся униплексы нацелены в основном на артхаусное кино и какие-то экспериментальные фильмы, неинтересные широкой аудитории.
Прогресс движется в сторону создания мегаплексов, первым из которых стал Kinepolis в Брюсселе, показывающий кино на 25 экранах сразу для 7500 зрителей.
Drive-in
Уникальный вид кинотеатров появился в самой автомобилизированной стране мира — США. В 1933 году в Нью-Йорке открылся первый Drive-in — кинотеатр для водителей. Он представлял из себя парковку, перед которой был растянут большой экран, а будка с кинопроектором помещалась позади автомобилей. Водители парковали свои машины согласно купленным билетам и смотрели кино прямо из салона через лобовое стекло или удобно устраивались на собственном капоте. Звук транслировался через индивидуальные динамики, расположенные у каждого места, или передавался по радио на определенной, заранее известной частоте.
Такие кинотеатры работали только в теплый сезон и темное время суток, тем не менее простота их устройства, дешевизна аренды и высокий интерес неискушенной публики обеспечивали владельцам стабильный поток прибыли.
«Drive-in» — кинотеатр (1951) / Фото: The Granger Collection, New York
Пика популярности Drive-in достиг в 1950-1960-х годах, и стал самым популярным местом для романтических свиданий. Не будет большой ошибкой сказать, что, как минимум, четверть детей, родившихся в то время, были зачаты на задних сидениях просторных американских автомобилей. Drive-in существуют до сих пор, в США работают около 400 таких кинотеатров, но уже скорее в качестве экзотического развлечения для любителей ретро-стиля.
IMAX
Самой большой головной болью всех владельцев кинотеатров было увеличение экрана. Больше экран — больше зрителей, больше денег — логика очень проста. Но на практике сделать это было очень сложно. Узкая 35-мм кинопленка не позволяла бесконечно расширять экран из-за значительной потери качества изображения. Удлинять зал также не представлялось возможным: зрители с задних рядов не могли разобрать происходящее на экране.
В 1950-х годах пытались применять многопленочные проекторы (синемаскопы), совмещавшие несколько изображений на одном большом изогнутом экране, но эта технология была несовершенна и не пришлась по душе требовательным зрителям.
Настоящим прорывом стало изобретение технологии IMAX (буквально Image Maximum — максимальное изображение). Ее разработали инженеры канадской компании Multiscreen Corporation Limited специально для выставки EXPO-67 в Монреале. Новый формат использовал 70-мм пленку с горизонтальным расположением кадров. Это позволило пропускать через нее очень мощный световой поток и сохранять поразительную детализацию изображения на гигантском экране.
Площадь кадра IMAX превышала стандартный формат почти в три раза, что позволило увеличить и размеры экрана без потери качества. Угловые размеры изображения превышают размеры поля зрения человека, сидящего на любом месте перед экраном на 40-120 градусов, что создает эффект полного погружения, стирая для зрителя границу между экраном и окружающим миром.
Премьера первого IMAX-фильма «Ребёнок тигра» (1970) состоялась в павильоне Fuji Group на международной выставке «Экспо-70» в Осаке
Премьера первого IMAX-фильма «Ребенок тигра» состоялась в Осаке (Япония) в 1970 году на международной выставке Экспо-70 и стала настоящим открытием для зрителей, вернув аудиторию в кинотеатры.
Для съемок в IMAX требовались специальные киноаппараты, изготавливавшиеся на заказ в штучном количестве. Однако в течение первого десятилетия после появления технологии, на рынок были выпущены более 10 образовательных и художественных фильмов и их популярность только продолжала расти.
Первый IMAX-кинотеатр «Киносфера» был открыт в 1971 году в Торонто. Он существенно отличался от привычных кинотеатров не только своим огромным экраном (22х16 метров), но и возможностью близкого расположения зрителей к экрану, что усиливало эффект присутствия.
Ирония заключается в том, что созданный изначально для увеличения количества зрителей на сеансах, IMAX не добился этой цели. Чтобы сохранить эффект погружения, вместительность зала не могла быть слишком большой и обычно составляла от 8 до 14 рядов кресел, расположенных по всей ширине экрана. Но несмотря на это IMAX превратился в одно из самых значительных достижений кинопрокатной индустрии и вызвал повышенный интерес зрителей, позволив повысить цены на билеты, скомпенсировав уменьшение их продаж.
Первый IMAX-кинотеатр «Киносфера» / Фото: Wikipedia
К настоящему времени снято уже больше 300 фильмов в формате IMAX. В мире работают около 1300 таких кинотеатров, включая те, что используют технология IMAX DOME, позволяющую проецировать фильм на куполообразный экран и IMAX 3D.
В 2012 году формат IMAX освежили с помощью использования лазерных проекторов с высокой разрешающей способностью. Они позволили увеличить контрастность и яркость изображения, обогнав распространенные в последнее время цифровые проекторы. Первый зал по новой технологии был открыт в 2014 году в Торонто, а в России появился спустя два года в «Формуле кино на Кутузовском».
Кинотеатр IMAX в Москве / Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
3D
Последним достижением кинопрокатной индустрии стали 3D-кинотеатры. Первые анаглифические фильмы были сняты еще в 1920-х годах и использовали цветную технологию комбинирования изображения, в основе которой лежит феномен бинокулярного зрения человека и оптический эффект параллакса. Такие фильмы создавали у зрителя иллюзию глубины и позволяли добиваться удивительных эффектов осязаемости изображения, повышая эффект присутствия.
Два кадра, снятые со смещением с разных ракурсов, окрашивались в синие и красные тона и проецировались на общий экран, а зритель, надев очки с разноцветными стеклами, видел каждым глазом разное изображение, совмещая его воедино уже в своем мозгу.
Технология была несовершенной и добиться нужного эффекта было крайне сложно, поэтому о ней забыли вплоть до 1950-х годов, пока в США не появилась технология Natural Vision. Она позволила добиться невероятной реалистичности 3D-изображения. Широкое применение этой технологии позволило ненадолго освежить интерес к кинотеатрам и вернуть аудиторию, активно переманиваемую телевидением.
Однако множество ограничений и сложностей технологии Natural Vision, постоянные жалобы зрителей на переутомление глаз и головные боли в итоге привели к спаду интереса и затуханию «Золотого века 3D».
Трейлер фильма «Аватар» (2009)
Новая волна популярности 3D разразилась в 2000-х годах, достигнув своего пика в 2009 году с выходом «Аватара» Джеймса Кэмерона. Новые 3D-фильмы показывают в кинотеатрах преимущественно с помощью круговой поляризационной технологии, лишенной недостатков анаглифа и более безопасной для зрителей.
Самая распространенная технология RealD 3D позволяет использовать один кинопроектор, что снижает затраты кинотеатров. Кроме этого, заставляет зрителя возвращаться, так как такого эффекта сложно добиться у себя дома даже со специальными 3D-телевизорами.
Однако популярность 3D в наше время уже нельзя сравнить с «Золотым веком» 1950-х, когда стереокинематограф «взорвал» индустрию. Сегодня большинство зрителей делают выбор в пользу классического формата плоского экрана, отдавая предпочтение качеству изображения, а не модным эффектам.
Сегодня практически в любом мало-мальски крупном городе можно найти и «кинотеатры» с завлекательными вывесками 5D (а порой и 6D, и 7D, и 13D), которые обещают зрителю невероятно полное погружение в процесс с помощью двигающихся кресел, направленного света, запахов и струй воды, летящих прямо в лицо. Там демонстрируют короткие ролики с полетами в космос, катанием на «американских горках» и подобное экшн-видео. Но в классическом понимании такие заведения нельзя назвать кинотеатрами, скорее это экстремальные аттракционы, не имеющие к кино ровным счетом никакого отношения.
Фото: Syda Productions / Фотобанк Лори
«Поезд братьев Люмьер» продолжает на всех парах нести человечество в светлое кинобудущее, а технологии, изобретенные еще в начале прошлого века, с некоторыми усовершенствованиями остаются актуальными и по сей день. Главное, чтобы киноиндустрия не забыла, что зрители приходят в кинотеатр не за технологиями, а за кино, важным в котором по-прежнему остается содержание, а не внешняя оболочка.
Обложка: «Drive-in» — кинотеатр (1954) / UIG/TASS