Это особенно трудно, когда на рынке каждый месяц появляется новая камера. Продюсеры известны своими ожиданиями очередного «волшебного устройства», о котором они читали, и часто берут их для производства. В прежние времена вы не могли работать с камерой, пока не узнаете ее досконально за недели, месяцы, а то и годы после выпуска.
В настоящий момент, вместо того, чтобы полагаться на опыт, вы ставите эксперименты.
Но так не должно быть.
Камеры, верите вы или нет, удивительно похожи. Все они используют объективы, каждой из них нужен свет. По большому счету, если вы пользовались одной из них, вы работали со всеми. Понадобится лишь немного времени и хитрости, чтобы в первый же день камера, которую вы ни разу не брали в руки, стала вашим старым другом.
Следуйте советам и вы не потеряетесь на пути освоения новой камеры.
Прочитайте, черт побери, инструкцию (дважды)!
Вы будете удивлены, как много людей не делают этого. Можете предположить? Я понимаю: многие инструкции плохо написаны, это осложняет понимание, их невозможно читать. Некоторые используют фотографии там, где достаточно списка, другие пишут длинные пошаговые инструкции там, где будет достаточно иллюстрации.
Проще говоря, польза от руководств довольно непостоянна.
Какие бы недостатки ни были у мануала, в нем всегда есть что-то нужное. Может быть, вам придется прочесть две сотни листов, среди которых полезны лишь немногие разделы, но, когда дочитаете, вы будете знать больше, чем ранее.
Кроме того, вы можете прочитать сколько угодно отзывов о камере от настоящих пользователей, но ничто не обучит вас основам и принципам работы с ней лучше, чем инструкция.
Мой способ чтения документации – читать ее как книгу. Я знаю, что по большей части она сухая и скучная, но я должен ее знать. Точно так, как я ненавижу приходить на экзамен неподготовленным, так же я ненавижу выходить неподготовленным на съемочную площадку.
Вот пара способов, помогающих осилить инструкцию:
- Читайте в комфорте. Я люблю закачать PDF версии инструкций на мой iPad и читать их в кровати перед сном или во время отдыха. Это помогает снять напряжение и читать быстро, заодно, помогает мне лучше запоминать.
- Разбивайте инструкцию на разделы. Вы не должны читать все подряд. Некоторые из них короткие (как у Blackmagic Design Cinema Camera), но некоторые сравнятся по размеру с романами. Такие лучше разбить на несколько частей, чтобы сохранить рассудок во время чтения.
- Пропускайте ненужное. Руководства всеобъемлющи, но вовсе не обязательно знать все возможности камеры. Конечно, хорошо знать, на что способна камера (никогда не знаешь, о чем режиссер может попросить), но иногда очевидно, что определенные функции вы не будете использовать. Например, в некоторых руководствах от камер Sony содержатся главы, посвященные использованию внешних рекордеров. Если вы не работаете с такими на съемочной площадке, пропустите эти главы.
- Попросите оператора-постановщика рассказать общую мысль. Перед началом съемок я предпочитаю спрашиваю у оператора-постановщика о задачах съемки, функциях камеры, которые планируется использовать. Это подсказка – что читать и на чем сосредоточится в руководстве к камере.
Наконец, я посоветую периодически перечитывать инструкцию. Информация не осядет в голове с первого раза. Не стоит читать все сначала и целиком, лучше возвращаться к важным разделам вроде форматирования карт, переназначения пользовательских клавиш и тому подобному.
Максимально подготовьте камеру
При правильной подготовке камеры к съемке вы неизбежно пройдете через множество обычных сценариев и проверочных этапов:
- Форматирование накопителей
- Запись на накопители
- Подключение монитора
- Настройка базовых параметров
- Настройка пользовательских клавиш
В низкобюджетных проектах, вероятно, вам не заплатят за время подготовки, но это стоит того (ради вас самих), чтобы предоставить тот уровень профессионализма, ради которого вас наняли. Да, не очень круто работать бесплатно, но я с большим удовольствием потрачу несколько часов своего свободного времени, привыкая к камере, чем рискну стать причиной остановки съемок.
Плюс, выясненное за время этой подготовительной работы может использоваться во время другой платной. Это инвестиции в ваш опыт.
Чтобы действительно добиться большего от незнакомой камеры, не бойтесь задавать вопросы в салоне проката, где вы ее берете. Даже если это совершенно новое оборудование, техник из проката, скорее всего, уже потратил немного времени на его изучение.
Посещайте тренинги и встречи с профессионалами
Следите за такими объявлениями в соцсетях – не анонсирует ли кто-нибудь очередную встречу? Не можете ничего найти? Тогда позвоните в ближайший салон проката и предложите им назначить вашу собственную встречу для пробы камеры. Представьтесь и спросите, можно ли прийти в какой-нибудь день, чтобы протестировать камеру, когда она будет в наличии. Это нормальная практика во многих магазинах (расширение клиентуры, помните?), главное – уважайте сотрудников и не слишком отвлекайте их от работы.
Возможно, рядом есть производственная кино-группа, которая проводит встречи или платит за лекции для своих членов. Суть в том, чтобы влиться в сообщество на вашем рынке, в котором вы сможете принять участие во всех этих событиях.
Увеличивайте сеть своих контактов для большей осведомленности
Киносообщество очень сплоченное, если вы упорно трудитесь – вы должны обрасти контактами. Не бойтесь задавать вопросы всем и вся о той камере, с которой собираетесь работать.
Много раз я обращался в Twitter к бывшим коллегам за их мнением о камере. Совершенно простой вопрос в Twitter: «Какие проблемы и причуды при съемке такой-то камерой я должен знать?», – дает ценную обратную связь.
Приготовьтесь сейчас или будете ненавидеть себя позже
Как я уже упоминал, большинство камер отличаются только снаружи, оставаясь одинаковыми внутри. Они удивительно похожи и используют одинаковые принципы кино. Разрыв, который предстоит преодолеть, в отдельных функциях и опциях, уникальных для каждой камеры. Но их невозможно узнать, не потратив время теоретическое и практическое знакомство с оборудованием.
Но лучший совет – к чему ведут все предыдущие – готовьтесь по полной. Вы же не хотите быть тем парнем на съемочной площадке, который должен был бы уметь установить на камере режим регулирования скорости, но не умеет этого на самом деле? Во-первых, это стыдно, во-вторых, возможно, это будет стоить вам работы.
Так что не ставьте себя в такое положение.
Если вы потратите время на чтение руководства, подготовите камеру, сходите на несколько лекций и запасетесь информацией ото всех, кого знаете, то на съемочной площадке вы будете работать так, как будто делали это уже сотню раз. Даже если, на самом деле, вышли на нее впервые.