Создание: эксперимент, долгие съемки, цензура и Брежнев
На съемках фильма «Белое солнце пустыни»
На съемках фильма «Белое солнце пустыни»
Сценарий написали за лето 1967 года, и тогда же начались поиски режиссера. Среди кандидатур был даже Андрей Тарковский, однако в итоге выбор Чухрая пал на Владимира Мотыля. Тот пребывал в опале из-за картины «Женя, Женечка и “катюша”», раскритикованной чиновниками за излишне легкомысленное отражение событий войны. Чухрая же, наоборот, привлекло нестандартное видение режиссера. Правда, Мотыль настоял на изменении сценария, причем вносить правки он продолжал вплоть до финального монтажа.
На съемках фильма «Белое солнце пустыни»
Съемки картины начались в июле 1968 года, а закончились лишь в сентябре 1969 года. Почему же такие гигантские сроки? Сначала группа провела съемки в Ленинградской области (эпизоды снов Сухова), потом в Дагестане в окрестностях Махачкалы на западном побережье Каспийского моря, а закончилась работа в песках Каракум в Туркменистане. Условия съемок, по воспоминаниям участников, были тяжелейшие — жара, антисанитария и несоблюдение норм безопасности. Из-за этого даже погибло два человека. Однако, несмотря на все испытания, получившийся материал (а это две трети фильма) забраковало руководство ЭТК. Картину собирались передать другому режиссеру (ее предлагали Владимиру Басову) или даже закрыть и списать в убыток, однако в итоге Мотылю дали шанс исправить фильм пересъемками ключевых сцен.
На съемках фильма «Белое солнце пустыни»
С мая по июль 1969 года группа вновь снимала в Туркменистане на восточном берегу Каспийского мора, а до сентября работала в павильонах «Мосфильма». Новый вариант картины руководство студии вновь не приняло, и фактически на несколько месяцев кино положили «на полку». Но тут в дело внезапно вмешался Леонид Брежнев. Согласно легенде, он по рекомендации космонавта Алексея Леонова посмотрел фильм на даче в Завидово, пришел в полный восторг и удивился, почему кино до сих пор не крутят в кинотеатрах. Картину выпустили весной 1970 года, по итогам которого она заняла второе место по количеству зрителей и прочно вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. Разберемся, в чем секрет успеха ленты, которому, как видим, не смогла помещать ни цензура, ни производственные сложности.
Драматургия: вестерн, революция и сказка
Начнем с драматургии. «Белое солнце пустыни» невозможно отнести к какому-то одному жанру. Это фильм-симбиоз как минимум вестерна, историко-революционного кино и сказки. От вестерна тут — прямота образов и конфликтов, романтика приключения и экшн. От историко-революционного фильма — время и место действия (советский «Дикий Запад», то есть Средняя Азия в Гражданскую войну), понятный конфликт «красных» и басмачей. Наконец, сказочный элемент проявляется в образе главного героя — красноармейца Сухова. Критики нередко сравнивают его с былинным персонажем, собирательным «русским солдатом», одиноко идущим навстречу опасности, но обязательно побеждающим зло и несправедливость. Фильм наполнен и другими традиционными для русской народной культуры архетипами. Например, герой мечтает о жене и родине. Кстати, мотив писем, которые Сухов адресует супруге Катерине Матвеевне, родился у Мотыля уже в период съемок. По мнению режиссера, такое решение помогало очелевечить образ персонажа и раскрыть его еще глубже, с более личной, внутренней стороны. Правда, писать письма самому у Мотыля времени не было, поэтому он предложил заняться этим Марку Захарову, что тот и сделал со свойственной ему ироничной манерой.
Кастинг: Кузнецов, Луспекаев и непрофессионалы
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Работу Павла Луспекаева в картине можно назвать актерским подвигом. Когда его пригласили в картину, артист был тяжело болен — у него, бывшего фронтовика, была так называемая «окопная болезнь», из-за которой ему пришлось ампутировать пальцы ног. Но приглашение в «Белое солнце пустыни» актер воспринял как возможность вернуться к работе. В итоге для фильма он буквально заново научился ходить, отказавшись от кресла-каталки или от трости, и, более того, сам выполнял все трюки. Появление Луспекаева в картине также повлияло на сценарий — эпизодическую роль таможенника Верещагина значительно расширили.
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Интересно, что в фильме принимало участие довольно большое количество непрофессиональных актеров. Например, Петруху сыграл слесарь Николай Годовиков, которого нашли на заводе. Из девяти женщин гарема только три были актрисами. Авторам требовались яркие типажи, поэтому в картину попали самые разные девушки со всего Союза, от баскетболистки до проститутки. На место бандитов также были нужны колоритные персонажи, и некоторые из тех, кто попал в фильм, действительно имели криминальное прошлое. Как это часто бывает в нашем кино, в ленте активно задействовали военнослужащих. Например, чтобы лишний раз не держать на жаре «жен Абдуллы», на общих планах их обычно подменяли солдатами.
Операторская работа: асимметрия, контрасты и кран из бревен
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Визуальными средствами подчеркивается и центральный конфликт фильма — противостояние Сухова и басмачей. Фильм строится на визуальных контрастах, отчасти подсказанных самим пространством съемок. Уже в титрах песок противопоставляется небу, и противопоставление это акцентировано прямыми линиями. Финальная схватка происходит на побережье — вновь конфликт пустыни и моря. Рефреном сквозь весь фильм проходят кадры снов Сухова, тоже создающие контраст — зеленая трава Дома и обожженный солнцем песок чужбины.
На съемках фильма «Белое солнце пустыни»
Тяжелые условия работы отражались в том числе на операторской группе. Розовскому постоянно приходилось выкручиваться из-за отсутствия тех или иных технических вещей. Например, группе не предоставили кран, так что понадобилось вытесать его из бревен. Оператор при таком приспособлении сидел на конце бревна в люльке, подвешенной на веревке.
На съемках фильма «Белое солнце пустыни»
Из-за не очень качественной пленки «Свема» многие сцены приходилось переснимать. Самым тяжелым случаем, пожалуй, был эпизод со Спартаком Мишулиным, зарытым в песок. Чтобы отснять эту сцену, понадобилось три дня, которые актер целиком проводил, находясь в деревянной коробке, зарытой в мокрый песок. На жаре это, разумеется, давалось особенно тяжело. Каков же был ужас Мишулина, когда выяснилось, что все три съемочных дня придется повторить из-за брака пленки.
Музыка: Шварц и Окуджава
Сцена из фильма «Белое солнце пустыни»