Как это снято: «Бойцовский клуб»

Запуск: «возмутительный» роман Чака Паланика, поиски режиссера и кастинг

В середине 1990-х Чак Паланик был начинающим писателем, которому не слишком везло с издательствами. В ответ на очередной отказ в публикации книги «Невидимки» (под предлогом того, что она «слишком возмутительна»), автор решил написать произведение еще более возмутительное и принялся за работу над «Бойцовским клубом».

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

В основу книги были положены личные впечатления Паланика. Как и его герой, он посещал различные группы поддержки, входил с закрытую тусовку «анархистско-приколистского» толка Cacophony Society, частенько дрался, а также не понаслышке знал о проблеме бессонницы. В 1996 году роман удалось продать издательству за очень скромную сумму, и хотя большим хитом он не стал, к нему проявили интерес в Голливуде.

На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Права на экранизацию приобрела студия 20th Century Fox. По-началу планировалось малобюджетное кино, однако Лора Зискин, руководитель Fox 2000, одного из подразделений студии, и продюсер Кевин МакКормик смогли убедить совет директоров в том, что проект заслуживает большего.

Любопытно, что авторы изначально рассматривали «Бойцовский клуб» как драму взросления, своего рода более жесткий и современный аналог «Выпускника». Зискин даже хотела привлечь сценариста фильма 1967 года Бака Генри к адаптации сценария. Однако в итоге продюсеры остановились на кандидатуре более молодого автора, дебютанта Джима Улса, страстно желавшего поработать над картиной.

На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Следующим кадровым вопросом стал выбор режиссера. МакКормик изначально видел постановщиком Дэвида Финчера. Однако тот, хотя и сам интересовался возможностью экранизации книги Паланика, не желал сотрудничать с Fox после нервного продакшна «Чужого 3», когда режиссеру-дебютанту даже пришлось покинуть проект из-за разногласий с продюсерами.

Другими кандидатурами были Питер Джексон, Дэнни Бойл и Брайан Сингер. Первые двое оказались заняты другими проектами, а третий даже не удосужился прочитать книгу. Так что продюсерам пришлось пойти на уступки, чтобы привлечь Финчера была заключена договоренность об относительном невмешательстве продюсеров в процесс производства и работа в рамках среднего бюджета.

На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Далее был решен вопрос кастинга. Главную роль рассказчика могли исполнить Мэтт Дэймон и Шон Пенн, однако Финчер оказался так впечатлен работой Эдварда Нортона в фильме Оливера Стоуна «Народ против Ларри Флинта», что настоял на его кандидатуре. В роли Тайлера Дердена продюсеры видели Рассела Кроу, но когда проектом заинтересовался Брэд Питт, вопрос решился сам собой, потому что столь крупная звезда фильму была очень кстати. Также плюсом было то, что Финчер и Питт уже ранее сработались на «Семи».

Наконец третья крупная роль фильма досталась Хелене Бонем Картер. Интересно, что в ее случае режиссер сделал выбор на контрасте. За Бонем Картер на тот момент закрепился образ дамы из костюмных драм, вроде «Крыльев голубки», так что мрачная роль femme fatale с проблемами с головой стала новым (и удачным) развитием амплуа. Помимо нее рассматривались Кортни Лав и Вайнона Райдер, но режиссер посчитал, что их выбор на такую роль был бы не столь интересным из-за своей очевидности.

Драматургия: закадровый голос, «маленький человек» и романтическая комедия

На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Сценарий фильма неоднократно перерабатывался, в общей сложности «пережив» не менее восьми драфтов. По-началу экранной адаптацией книги Паланика занимался один Улс, затем в работу включился Финчер, а также к шлифовке текста были приглашены Эдвин Кевин Уолкер (сценарист «Семи») и Брэд Питт с Эдвардом Нортоном. Финальный вариант текста был готов к концу 1997 года. Стоит отметить, что Паланик, прочитав сценарий, нашел его даже более удачным в плане раскрытия сюжета и характеров, чем его собственная книга. Редкий случай.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Одним из камней преткновения во время работы над сценарием стал закадровый голос рассказчика. Продюсеры не хотели прибегать к этому приему, так как считали его слишком старомодным. Финчер же полагал (справедливо), что именно закадр добавляет повествованию необходимую долю юмора и иронии, тогда как без него повествование получается слишком «мрачным и жалким». Кроме того, комментарий рассказчика помогает зрителю проникнуться чувством симпатии к герою и глубже понять происходящие в его сознании экстремальные события.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Один из центральных мотивов фильма — двойничество. В этом смысле «Бойцовский клуб» продолжает линию «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда», «Психо» Альфреда Хичкока, «Партнера» Бернардо Бертолуччи и многих других книг и картин, но с поправкой на 1990-е годы. Главным героем становится типичный «маленький человек», который находит в вымышленном двойнике способ возвыситься до ницшеанского сверхчеловека.

Чтобы подчеркнуть универсальность своей истории, авторы лишили главного героя имени и не стали называть конкретное место действия.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Хотя фильму в целом свойственна мрачная интонация, Улс характеризует его не иначе как романтическую комедию. Дело в том, что по его мнению, история не только полна юмора, пусть и специфического, но прежде всего посвящена отношениям, а одним из элементов сюжета является характерный для ромкома любовный треугольник.

Съемки: 200 объектов, 70 декораций и работа с весом

Хотя по сценарию действие фильма разворачивается в городе Вилмингтон, штат Делавер, который является столицей американского кредитного мира, работать там группа не смогла, так как для съемок требовалось слишком больше количество согласований с местной администрацией. Чтобы не тратить время и силы, от прямых отсылок к Вилингтону отказались, а всю картину решили снять почти целиком в Лос-Анджелесе.

На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Всего в фильме фигурирует около двухсот точек по всему городу и в пригородах, а кроме того, на студии и на натуре было сооружено еще семьдесят декораций. Одна из самых масштабных декораций — фасад готического обветшалого дома Дердена. Она была возведена в пригороде Лос-Анджелеса Сан-Педро.

Стоит отметить, что декорации и интерьеры в «Бойцовском клубе» — это образец того, как через пространство фильма можно передавать внутреннее состояние героя. Тот же дом Дердена своими облупившимися стенами и дырами в потолке подчеркивает болезненный душевный раздрай главного героя.

На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Огромное количество объектов стало для Финчера отдельной головной болью. Большую часть съемок ему приходилось проводить, наблюдая за погрузкой и разгрузкой оборудования. При этом группе преходилось мотаться по разным локациям порой лишь ради того, чтобы снять три строчки диалога. Съемки велись с июня по декабрь 1998 года и в общей сложности потребовали довольно длительного времени — 138 смен.

Стоит отметить некоторые не вполне стандартные вещи, которые понадобились актерам для воплощения своих ролей. Эдвард Нортон и Брэд Питт брали уроки бокса, тхэквондо, универсальной борьбы, а также мыловарения. В ходе съемок Нортон сбрасывал вес, чтобы в финальных сценах выглядеть болезненно худым и изможденным. Это было тем более актуально, что перед «Бойцовским клубом» актер снимался в «Американской истории Икс», для которой набрал почти 14 килограммов мышечной массы. Питт же наоборот должен был крепчать параллельно съемкам, как бы питаясь своим двойником и все больше и больше становясь воплощением стереотипного мужского эталона.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Музыкант Мит Лоуф, сыгравший второстепенную роль ракового больного все съемки носил 40-килограмовые накладки, создававшие видимость ожирения и большой груди. Также, чтобы визуально казаться больше Нортона, Лоуф ходил на 20-сантиметровых платформах.

Визуальное решение

В «Бойцовском клубе», как и в «Семи», Финчер с помощью визуального ряда превосходно выразил свое мрачное видение мира. Фильм снят в гранжевой стилистике, как бы полемизирующей с прилизанным глянцем и гламуром, торжествующем в мире консьюмеризма.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Кадр выполнен в характерной для режиссера грязной желто-зелено-коричневой палитре, с гнетущим контрастным освещением и обилием глубоких черных теней. Значительная часть съемок проходила в вечернее и ночное время суток, а для дневных сцен подбирались затененные локации.

Референсами при этом авторы называют «Американские граффити» Джорджа Лукаса, где тоже значительная часть действия разворачивается ночью, а также «Крестного отца», где оператор Гордон Уиллис эффектно работал с полумраком.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Оператором картины выступил еще один дебютант — Джефф Кроненвет. До этого он был у Финчера оператором второго юнита на «Семи» (в том числе снимал кадры для знаменитых вступительных титров фильма) и делал подсъемки для «Игры». Также он является сыном Джордана Кроненвет, снимавшего «Бегущего по лезвию», сотрудничавшего с Финчером на рекламе и клипах и начинавшего с ним «Чужого 3».

Кроненвет и художник-постановщик Алекс МакДоувелл договорились по возможности опираться на существующие источники света, будь то естественный свет или от внутрикадровых приборов. Это было особенно важно при выборе городских локаций, например, двора бара, где происходят первые драки, или подпольного места сбора клуба. В последнем случае авторы использовали для создания особой атмосферы сцены зафактуренные 60-ваттные бытовые лампочки из обычного магазина для ремонта.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

В качестве световых приборов часто использовались флуоресцентные источники света, которые крепились к потолку декорации или поднимались на натуре с помощью крана. Верхний свет оказался удачным решением еще и с учетом пластического грима, поскольку позволял грамотно подчеркивать раны, шрамы, синяки и порезы персонажей. Кстати, сам Кроненвет отмечает, что работа с гримом была отдельной большой задачей на подготовке. Двое главных героев меняли больше тридцати трех различных схем грима и каждая требовала своего подхода к съемке: правильного выбора пленки, света, контраста, процесса проявки. При освещении актеров в сценах собраний клуба авторы хотели добиться ощущения боксерского ринга, а сложная задача заключалась в отделении людей от фона, но с сохранением сумрачности. Лица старались не засвечивать, для чего снимали их в недодержке до двух стопов в зависимости от сцены. На линии глаза могли работать панели Kinoflo или светильники Obie для получения драматичного отражения.

На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Съемки велись в формате Super 35, который нравился Финчеру за универсальность и возможность выжать максимум в условиях слабой освещенности. Кроненвет использовал камеры Panavision Platinum и объективы Primo Prime. Чтобы нужным образом сфокусировать внимание зрителя, оператор старался свести глубину кадра к минимуму. «Основным стопом большей части фильма» он называет диафрагму T2.3, но иногда приходилось открываться и до T1.9.

На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Эпизоды фильма без Тайлера Дердена и с его появлением авторы визуально разграничили. В первом случае изображение должно было быть физически реалистичным. Вмешательство же в сознание главного героя двойника делало кадр, по определению Финчера, «гиперреалистичным». Одним из способов этого добиться стали чуть перенасыщенные цвета.

В характерном для Финчера духе камера в фильме чаще всего выполняет роль стороннего наблюдателя — она или статична, или ее движения подчеркнуто механичны. Тем не менее, по мере нарастания напряжения, камера становится все более динамичной. Особенно четко это прослеживается в сценах боев. По-началу они снимаются статичной камерой, а ближе к концу все чаще используется ручная.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

Для сцен поединков, как правило, задействовали две камеры одновременно. Вообще, стремясь к передаче помутненного состояния сознания главного героя, Финчер и Кроненвет использовали богатый набор самых разных визуальных техник и приемов: ракурсы, субъективную камеру, рапид и так далее. И не случайно критики отмечают, что в визуальном плане «Бойцовский клуб» стал самым ярким в фильмографии Финчера отражением его опыта клипмейкера.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox

И еще одна фирменная техника Финчера (прежде она встречалась, например, в кульминации «Семи») — неожиданная вставка постороннего кадра. Вводя в повествование Тайлера Дердена, авторы четырежды вставляют его в кадр на долю секунды — на заднем плане и не в фокусе. Словами Финчера, так он хотел показать постепенное появление двойника «где-то не периферии сознания рассказчика».

Спецэффектам «Бойцовского клуба» мы посвящали отдельную статью.


Обложка: кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / 20th Century Fox

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *