Что не так с сюжетом
Что может быть не так с сюжетом, если его слили еще до выхода фильма в трейлерах, постерах, критических статьях, да и попросту в названии фильма («Gemini Man» переводится с англо-латинского как «человек-близнец»)?
Зрители пошли в кино, уже заранее зная, что это фильм про то, как профессиональный суперкиллер Генри решил уйти на пенсию, но вышестоящая организация не согласна с его позицией. Бывших убийц не бывает. Поэтому некая государственная структура организует зачистку 50-летнего сумасброда и посылает на его устранение лучшего агента Джуниора, который является клоном Генри, только моложе на 30 лет.
Трейлер фильма «Гемини» (2019)
Я надеюсь, что никому не стал врагом, рассказав примерный синопсис этого избитого сюжета. Там есть, ближе к концу, небольшой сюрприз, но он просчитывается даже самой невнимательной публикой задолго до развязки. Есть детективные элементы, которые разгадываются на открывающейся же сцене. Создатели же решают поднять занавес в финале, когда уже все понявшая публика потянулась к выходу из зала. Мне становится неуютно, когда я потратил два часа на то, что вряд ли вспомнится впоследствии.
Что не так с Уиллом Смитом
Вот эту загадку мы пытаемся разгадать со времен… ну допустим «Хэнкока», потому что вслед за этим не самым выдающимся хитом понеслась невнятная череда факапов и провалов. То он играет в «фильмах на Оскар» и не выигрывает, то решается на не очень внятную фантастику, вроде «После нашей эры» (о параболах успеха режиссера М. Найт Шьямалана мы тоже как-то рассуждали). В конце концов, когда ему предложили командную, а не лидирующую роль в «Отряде самоубийц», его решение поучаствовать в этом предприятии выглядело как положительный ответ на команду сдаться.
Кадр из фильма «Отряд самоубийц» (2016) / Warner Bros.
Но ведь Уилла Смита со времен Fresh Prince (это его рэперский псевдоним в ранних 1990-х) всегда считали «золотым мальчиком». Начиная со «Дня независимости» он рос в цене и гонорарах как актер, поднимая бокс-офис самых непритязательных лент со своим участием в три, пять, а то и больше по сравнению с бюджетом. Но все прошло. Это драма для любого артиста, перешагнувшего порог в 50 лет: молодые зрители не хотят его видеть, взрослые не понимают. Впрочем, это касается не только Уилла, но и многих его коллег, например, Джонни Деппа (как Брэду Питту все еще удается оставаться на плаву — та еще загадка). Просто сглаз какой-то.
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Зачем «сбитого летчика» Уилла Смита позвали на большой проект «Гемини»? Ответ прост. Здесь был нужен афроамериканец. Вы знаете хоть одного черного артиста, способного в свои-то годы совершать головокружительные трюки, оставаясь таким же обаяшкой и играть, как настоящий серьезный актер, кроме Смита? Я — нет.
Это называется заложник образа. Мне неуютно из-за этой мысли.
Что не так с форматом
Вот здесь надо остановиться, отдышаться и четко аккуратно понять для себя: кино какого качества мы смотрим. Это ловушка, хитро сооруженная режиссером Энгом Ли. «Гемини» вы можете посмотреть в любом формате в зависимости от места жительства. А их, форматов, много: 2D, 3D, IMAX 3D и HFR 3D. Последний авторы «Гемини» переназвали IMAX 3D+ и активно настаивают именно на такой формулировке.
На съемках фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Но как ты это не назови, все равно выходит High Frame Rate, который становится для нас уже обычным форматом. HFR — высокоскоростная съемка (около 120 кадров в секунду), дающая максимально реалистичное изображение на экране.
Энг Ли уже упражнялся с этим форматом на «Долгой прогулке Билли Линна в перерыве футбольного матча», которого как-то неуклюже освистали, но фильм вышел вполне себе ничего, хорошо смотрится и в простом двумерном виде.
На съемках фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Для «Гемини» создатель «Жизни Пи» и «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» выбрал новое название подобной съемки, несмотря на то что между HFR и IMAX 3D+ простой зритель не заметит никаких различий. Кроме одного восхитительного кадра, который я не знаю, как сделан: когда главный герой в рапиде летит сквозь разбитое стекло. Или герои бултыхаются в воде со всеми этими пузырьками и полупрозрачной структурой. Очень круто. Но опять становится неуютно из-за мысли: «Получается, что Энг Ли решил снять этот фильм только из-за двух кадров?»
Что не так со спецэффектами
Здесь все хорошо. Вообще, обсуждать «Гемини» на уровне сценария — это глупости, «Гемини» не про это, он про технологии. Недаром многие СМИ назвали фильм «технологическим прорывом».
Энг Ли поставил задачу: показать в формате HFR, который позволяет рассмотреть тончайшие нюансы при высокой четкости изображения. То есть увидеть настоящего 50-летнего Уилла Смита, ненастоящего 20-летнего и Уилла-подростка, больше похожего на его сына Джейдена. Двое последних, как вы понимаете, «отмоделены».
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Сделано все круто. CGI при такой детализации должен быть ну совсем без швов, без задоринки. Да, «я помню все твои трещинки»: создатели, меняя лица у клонов, должны понимать, что любая халатность в крупностях приведет к жесточайшему провалу. И здесь нет претензий.
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Хотя претензии могли бы быть. Вы когда-нибудь смотрели классику российского кино на 4K-телевизоре? А на 8K? Вылезают расфокусы, тени, грим, парики и прочие небрежности. В «Гемини» этого нет даже в самых «спецэффектных» сценах. И от такой чистоты (или, если хотите, частоты кадра) становится неуютно.
Что не так с актерами
HFR может приготовить еще одну большую подножку. Мы иногда не вглядываемся в актерское мастерство, глядя на экшн-боевик. Но когда мы говорим о высокой четкости изображения, мы должны понимать, что строить брови домиком или отделаться глицериновыми слезами здесь не получится. Тут нужны хорошие актеры, а Энг Ли — большой режиссер с тремя «Оскарами». Очень важно при такой чистейшей детализации, дающей эффект отчасти документального, а не игрового фильма, сделать в некоторых частях концентрацию на крупных планах актеров. И здесь все здорово получилось, при таком-то топорном сюжете.
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Уилл Смит, как живой, так и компьютерный, прекрасен: моргнет — и не заметишь. Клайв Оуэн — замечателен. Мэри Элизабет Уинстед я вообще считаю самой недооцененной актрисой современности. Даже в качестве мебели. Мы знаем, что актеры не любят, когда их игру называют «органичной», потому что это у них профессия такая: работать органично.
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Но что-то не так. Что-то портит все вышеперечисленные достоинства (если не брать в расчет сценарий).
Так что же здесь не так?!
Я не знаю, на чем прогорел прокат «Гемини» в США. Пресса была настроена миролюбива, критика отмечала высокий уровень спецэффектов. И встал фильм в прокат вроде бы в свою нишу. Но, кажется, я знаю почему мне неудобно его смотреть в российском прокате.
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Представьте себе, что вы смотрите Discovery Channel про крокодилов. Вы понимаете, что это отчасти постановка, отчасти реалити-шоу. В «Гемини» из-за HFR мы смотрим самую крутую постановку и реалити сразу и нам нужно поверить в это. Но мы не верим, нам все это кажется обманом, эффект документальности и вовлечения пропадает из-за какой-то мелочи. Какой?
Из-за дубляжа.
Когда ты погружаешься хоть в документальные, хоть в игровые ленты, тебе нужна полная вера в то, что происходит на экране. Станиславский с Немировичем-Данченко здесь ни при чем.
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Кино — это аудиовизуальный вид искусства. Как только ты видишь несоответствие «якобы визуальной составляющей» с «якобы звуковой», то происходит банальный рассинхрон.
В 2D это встречается и на телевидении, и в кинотеатрах, и даже не только в России. Никто особо не жалуется, привыкли. Но когда речь идет о картинке высокой четкости, то дубляж выводит из себя, делает просмотр фильма пыткой и жестоким надувательством. Мы смотрим не художественный фильм, а каких-то «Спасателей Малибу» на большом экране.
Нет, ну правда, зачем платить большие деньги за дорогой аттракцион, в котором одна маленькая шестеренка ломает весь кайф? Дело не в незнании языка. Надо просто чаще ходить в кино.
Обложка: кадр из фильма «Гемини» (2019) / Paramount Pictures