Как это снято: «Деликатесы»

Сценарий: замысел и сториборд

 

Фрагмент сториборда к фильму «Деликатесы»Фрагмент сториборда к фильму «Деликатесы»

Рождение шедевров и гениальных открытий часто объясняется банальными причинами, вроде желания сэкономить. Замысел «Деликатесов» сложился на фоне невозможности получить средства на постановку масштабного дорогостоящего проекта «Город потерянных детей». О нем в 80-е грезил тандем Жан-Пьера Жёне и Марка Каро, который успел стать культовым благодаря авангардным короткометражкам. Сюжет более бюджетного полного метра подсказала сама жизнь – в то время Жёне, будущий автор «Амели», снимал со своей пассией квартиру аккурат над мясной лавкой. «Каждое утро в семь часов, – вспоминает он в одном из интервью, – раздавался стук топора, и моя девушка как-то сказала: «Пора переезжать. Они режут наших соседей, и через неделю придет наша очередь». Я подумал: «Вот! Отличная идея!»»

Воплотить эту идею можно было без кинозвезд и массовых сцен в условиях единственной локации (ею стал заброшенный дом на окраине Парижа и примыкавшая к нему канализация). Но даже при таких скромных запросах продюсеру Клоди Оссар понадобился год, чтобы получить деньги на сюрреалистическую картину, никак не вписывавшуюся в стандарты французского кинопроизводства, все еще жившего по законам «новой волны» (по крайней мере, так считал Жёне).

Одним из аргументов в пользу постановки стал подробнейший сториборд, созданный Марком Каро, и буквально кричавший о том, что в воображении авторов фильм полностью готов, а значит, съемки не займут много времени и не повлекут дополнительных расходов.

 

Структура: коллаж и кода

Кадр из фильма «Деликатесы»Кадр из фильма «Деликатесы»

Сториборд в «Деликатесах» был важен еще и потому, что фабула, придуманная Каро и Жёне, как и диалоги, написанные Жилем Адриеном, играют в этой истории отнюдь не главную роль. Лента следует не литературным, а комиксным традициям и представляет собой динамичный коллаж из многочисленных аттракционов. Несмотря на нарочитую невнятность, повествование все-таки имеет четкую структуру, построенную по законам музыкального произведения. В качестве прелюдии выступает зарисовка из жизни «мрачного дома», предваряющая вступительные титры. Ближе к середине фильма авторы располагают своеобразную сценку-проигрыш (в ней изобретатель с женой обсуждают свои интимные проблемы) и отводят ей функцию интерлюдии, помещая для полной ясности в кадр телевизор с титром interlude.

Кодой служит лирический эпизод на крыше, который снимает напряжение после зубодробительного финала и привносит в черную комедию светлое настроение.
 

Постмодернизм: оммаж, ирония и мизанабим

Музыкальная композиция – лишь один из признаков постмодернистского характера кинопроизведения Жёне и Каро. Ироничные эстеты попытались совместить в своем полнометражном дебюте все, что когда-либо будоражило их богатое воображение. Чаплинский Бродяга (посмотрите на ботинки Доминика Пинона), похожий на утрированную версию Жан-Поля Бельмондо (посмотрите на самого Доминика Пинона), встречается с «Уродцами» Тода Браунинга (отсюда – цирковая тема, мелодраматическая коллизия и дегенеративная природа персонажей). Антураж напоминает как поэтический реализм Марселя Карне и Рене Клера, так и «антиутопический сюрреализм» Терри Гиллиама («Бразилия»). 

Вообще антиутопия – ключевое определение для понимания картины Жёне и Каро. Конец человечества они изображают как жизнь в условиях оккупации (что заложено уже в названии фильма, немецком слове Delicatessen), где блокадный голод делает каннибализм приемлемым для милых чудаковатых обитателей одинокого дома где-то на «закате Европы». Критикуя и высмеивая тоталитарное общество, авторы не менее гротескно показывают и фронт сопротивления, название которого – «Троглодиты» – говорит само за себя. Ирония, распространяемая абсолютно на все, в том числе и на религиозные темы, явный признак постмодернизма и творческого почерка тандема. Финальные гром, молния и лопнувшие трубы заставляют вспомнить о всемирном потопе, а смертельный номер Луисона (Доминик Пинон) с «прорубленной» головой отсылает к образу обезглавленного Иоанна Крестителя. 

До краев наполняя пространство фильма различными кодами и цитатами, авторы закономерно используют и мизанабим, а именно его разновидность «экран в экране». У большинства героев в комнате имеется телевизор (разумеется, винтажный и черно-белый), а то, что он транслирует, напрямую соотносится с увлечениями и устремлениями персонажей. Так, местная femme fatale мадемуазель Плюсс (Карин Виар), натура романтичная и ветреная, постоянно смотрит старые мюзиклы и демонстрирует свою любовь к танцам, песням и любовным приключениям. Невезучего клоуна Луисона интересует собственное цирковое прошлое, о чем напоминает и экран его телевизора. Бабушка «божий одуванчик» (Эдит Керр) предпочитает высокое искусство и трансляции симфонических оркестров. А в моменты появления беспринципного предприимчивого мясника Клапе (Жан-Клод Дрейфус) по ТВ, как правило, идет реклама. Лобовое и незатейливое использование приема само по себе подчеркивает карикатурный характер всех колоритных обитателей мрачного мирка Каро и Жёне. Загадки и глубины в них нет, зато эксцентрики и архетипичности хоть отбавляй. 
 

Кадр из фильма  «Деликатесы»

Кадр из фильма «Деликатесы»

Кадр из фильма  «Деликатесы»

Кадр из фильма «Деликатесы»

Кадр из фильма  «Деликатесы»

Кадр из фильма «Деликатесы»

Символизм: звуки, механизмы, скрытая эротика

Помимо цитатности и эмблематичности, для эстетики постмодернизма важна дихотомия «живое–неживое». Исходя из этого, последний уцелевший после апокалипсиса дом, где разворачивается действие «Деликатесов», представляется как некий единый организм-механизм с лестницей-позвоночником (именно поэтому в кадре она появляется так настойчиво). Подобно тому, как сообщаются в нем водопроводные трубы и телефонные провода, намертво связанными оказываются и жильцы, а каннибализм – конечная и гипертрофированная форма этой близости и взаимной зависимости. Одной из иллюстраций неотделимости обитателей от «дома-людоеда» и друг от друга является знаменитая эротическая сцена, в которой пульсация общей жизни соотносится с механистическими движениями и звуками.

Звукоизвлечение и любовь шагают в картине рука об руку. Поэтому символическое значение приобретает и музыкально-романтический дуэт виолончелистки Жюли (Мари-Лор Дуньяк) и лицедея Луисона, играющего на пиле. Виолончель здесь ассоциируется с женским телом, пила – с мужским началом, а ноктюрн, не бог весть как исполняемый парой незадачливых чудаков, становится своеобразной песней их любви или же метафорой любовного акта – кому как больше нравится.

Кадр из фильма «Деликатесы»Кадр из фильма «Деликатесы»

Указанная дихотомия подчеркивается в фильме профессиями героев. Изобретатели и фокусники по роду занятий постоянно придают неживым предметам свойства живых (заводные обезьянки, порхающие мыльные пузыри, дополнительная пара ног из папье-маше у Луисона и тому подобное). Палач-мясник, напротив, занимается умерщвлением живого. Стоит отметить, что представителями фауны, населяющими причудливый механизм-организм, оказываются лягушки и улитки, существа хоть и живые, но хладнокровные.

 

Визуальное решение: аттракционы, титры, bleach bypass


Сцена с пузырями

Можно сколько угодно рассуждать о символизме и философии кинематографа французских визионеров, но прежде всего, это пиршество для глаз. «Деликатесы» вполне тянут на пособие по тому, как в замкнутом пространстве единственной локации снять до такой степени визуально перенасыщенный и динамичный фильм, что голова идет кругом. Эффект достигается с помощью постоянной смены ракурсов, переходами от «взгляда Бога» до съемок с крайней нижней точки, переворотами камеры, энергичным чередованием планов по крупности и не менее напористым межкадровым монтажом. Многокомпонентная организация внутри кадра не дает расслабиться зрителям ни на секунду. Создавалось все это великолепие до тотального проникновения в кино компьютерной графики, поэтому все аттракционы, вроде пронзающей небо молнии, поцелуя под водой и летающих мыльных пузырей, делались, что называется, вручную. Изобретательность команды оператора Дариуса Хонджи можно оценить, посмотрев видео со съемок фильма или поверив Жан-Пьеру Жёне на слово: «В день, когда мы снимали сцену с пузырями, было очень жарко. У нас ничего не получалось, поэтому пришлось расставить на площадке множество вентиляторов с огромными кусками льда, чтобы хоть немного охладить воздух. Нам удалось начать съемки лишь к концу дня, и этот эпизод мы сняли за 35 минут». 

Кадры из фильма «Деликатесы»Кадры из фильма «Деликатесы»

Виртуозное владение камерой и недюжинная смекалка – отнюдь не самое главное из достижений Хонджи в работе над «Деликатесами», где будущий оператор фильма «Семь» также применил технологию bleach bypass (в данном случае – ENR от Technicolor). При обработке пленки ему удалось придать изображению эффект старой выцветшей фотографии, что было особенно важно для Жёне и Каро, называвших одним из главных источников вдохновения для своего дебюта именно ретро-фото.

Своеобразной вишенкой на многоэтажном торте визуального решения картины выступают открывающие титры и закрывающая заставка с представлением актеров. Первые погружают зрителя в мир эстетского, сплошь сотканного из «говорящих» деталей кинематографа Жёне и Каро.

Закрывающая заставка фильма  «Деликатесы»

Закрывающая заставка фильма «Деликатесы»

Закрывающая заставка фильма  «Деликатесы»

Закрывающая заставка фильма «Деликатесы»

Закрывающая заставка фильма  «Деликатесы»

Закрывающая заставка фильма «Деликатесы»

Закрывающая заставка фильма  «Деликатесы»

Закрывающая заставка фильма «Деликатесы»

Закрывающая заставка фильма  «Деликатесы»

Закрывающая заставка фильма «Деликатесы»

Вторая, благодаря стоп-кадрам самых «сочных» сцен и лиц, делает только что совершенное путешествие незабываемым и намекает, что познакомившись с обитателями апартаментов над мясной лавкой Delicatessen, вы непременно захотите встретиться с ними снова.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *