Как это снято: «Джентльмены удачи»

Сценарий и подготовка к съемкам

Идея фильма принадлежит известному советскому кинодраматургу Валентину Ежову, по чьим сценариям сняли больше 50 фильмов. Он рассказал о своих набросках уже известному на тот момент режиссеру Георгию Данелия и предложил взяться за фильм. Первоначальный вариант Ежова предполагал, что бандитов будет перевоспитывать добрый капитан милиции, но Данелия эта идея не понравилась и в итоге главным героем фильма стал воспитатель детского сада, противостоящий своему антиподу — закоренелому рецидивисту по кличке Доцент.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

Данелия приступил к написанию сценария вместе с писательницей Викторией Токаревой и сам готовился взяться за съемки, но в итоге предложил стать режиссером своему другу Александру Серому.

Серый, учившийся вместе с Данелия на Высших режиссерских курсах, к этому моменту уже несколько лет страдал без работы. Едва окончив учебу, он угодил в тюрьму за нанесение тяжких телесных повреждений едва знакомому сопернику, к которому приревновал свою возлюбленную. Отсидев 4 года, он попытался вернуться в профессию, но руководство «Мосфильма» не доверяло ему самостоятельную работу, и он выступал лишь постановщиком и помощником режиссера на других картинах.

В 1967 году Данелия уже пытался «пробить» своего друга на режиссерское кресло картины «Урок литературы» (также по сценарию Виктории Токаревой), но тогда ему это не удалось. В случае с «Джентльменами удачи» начальство уступило и в итоге Серый был утвержден на должность режиссера картины, а Данелия стал ее художественным руководителем, отвечая за подбор актеров, монтаж и «взаимодействие» с «Госкино».

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

Со сценарием фильма Серый пришел к первому заместителю начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений Илье Голобородько, полагая, что он поддержит идею кино про перевоспитание преступников. Так и произошло — поддержка Голобородько и еще нескольких высоких милицейских чинов помогла убедить «Госкино», что такой фильм будет полезен и нужно немедленно приступать к съемкам.

Кастинг

Первый драфт сценария, утвержденный «Госкино» под названием «Рецидивист» значительно отличался от финального варианта. Персонажи, составлявшие шайку закоренелых уголовников, писались под конкретных актеров: фальшивомонетчика по кличке «Миллиметр» должен был сыграть Ролан Быков, профессионального многоженца-альфонса — Юрий Никулин, Андрей Миронов предполагался на роль угонщика «Пижона», а Савелий Крамаров идеально подходил на роль мелкого карманника по кличке «Косой».

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

С претендентом на главную роль определились сразу — Данелия выбрал Евгения Леонова, с которым уже работал на своих картинах «Тридцать три» (1965) и «Не горюй!» (1969). А вот с остальными персонажами возникли проблемы. Миронов отказался сразу, его плотный график не позволял взяться еще за одну серьезную работу, Никулин был занят на съемках «Стариков-разбойников» (1972), Быкова ждали съемки в супер-блокбастере «Корона Российской Империи» (1971). В итоге в киносценарии остался лишь жулик «Косой», а остальных персонажей переписали, чтобы сделать более универсальными.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

После долгих проб на роль второго соучастника «Доцента» — «Хмыря» взяли Георгия Вицина, а роль Василия Алибабаевича досталась Раднэру Муратову — малоизвестному актеру, снимавшемуся до этого преимущественно в эпизодических ролях. В фильме Серого он также должен был сыграть эпизодическую роль начальника тюрьмы, но звездный Фрунзик Мкртчан, утвержденный на роль Василия Алибабаевича, не смог вовремя явиться к началу съемок, и режиссер Александр Серый «на ходу» заменил его на Муратова.

Съемки

Съемки «Джентльменов удачи» заняли всего три месяца — с декабря 1970-го по апрель 1971 года. Сцены побега снимали в окрестностях Самарканда, а тюремные сцены — в действующем Каттакурганском следственном изоляторе. Женщин из съемочной группы туда не пустили, а актеров и операторов всюду сопровождали сотрудники милиции.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

Съемки в Узбекистане изобиловали сложностями. Своенравный верблюд по кличке Алмаз, снимавшийся в стартовых сценах фильма, оказался очень капризным актером. Алмаз, проживший всю жизнь в самаркандском зоопарке, не привык ходить в поводу и все время норовил скинуть наездников. Большого труда режиссеру стоило уговорить Леонова таки взгромоздиться на верблюда и пройти несколько десятков метров для начальных кадров фильма.

Потом верблюда долго пытались заставить плюнуть в Косого — Крамаров старательно кривлялся перед животным, чтобы его спровоцировать, но ничего не получалось. В конце концов операторы поймали кадр с жующим Алмазом и затем смонтировали врезку с Крамаровым, облитым пеной для бритья — получилось очень реалистично.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

Одной из самых проблемных сцен стали съемки побега в цементовозе. Внутренний «интерьер» снимали в мосфильмовском павильоне и долго не могли подобрать подходящий состав, который бы достоверно имитировал жидкий цемент. В итоге кто-то подсказал использовать хлебную закваску, ее подкрасили луковой эссенцией, и она стала выглядеть точь-в-точь как надо.

Когда съемки эпизода закончили, оказалось, что Вицин не торопится вылезать из цистерны — кто-то в шутку сказал ему, что хлебная закваска полезна для кожи и продлевает молодость, так что он стремился сполна использовать предоставившуюся возможность оздоровиться.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

Если внимательно посмотреть кадры, на которых троица вылезает из цементовоза, остановившегося у чайханы, можно заметить, что они перебиты нелогичной вставкой с жующим верблюдом. Серому пришлось прибегнуть к такому приему, потому что Крамаров, страдавший клаустрофобией, наотрез отказался залезать в настоящую цистерну, и нужно было скрыть его отсутствие в кадре.

К съемкам московских сцен приступили в феврале, но, как назло, в столице стояла нетипично теплая погода и Серому никак не удавалось получить яркие зимние кадры. Вместо пушистых белых сугробов и легкого морозца, зима 1971 года могла обеспечить только ветер с холодным дождем. Тогда съемочная группа уехала в Самарканд, чтобы отснять эпизоды побега, как вдруг в конце марта из Москвы приходит срочная телеграмма «Выпал снег, срочно приезжайте!».

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

Логистика в мосфильмовской команде была отстроена отлично — в течение недели вся аппаратура и персонал оказались в Москве и за пару недель хорошей погоды Серому удалось переснять часть важных сцен — как «беглецы» проводят время на профессорской даче (это, кстати, был дом одного из членов съемочной группы) и как Доцент извлекает шлем Александра Македонского из проруби.

Одна из самых ярких сцен фильма родилась благодаря недисциплинированности актеров. Раднэр Муратов опоздал на съемки зимней зарядки во дворе «профессорской дачи» и был не в курсе, что Леонов, Вицин и Крамаров договорились не раздеваться на морозе в -17 градусов.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм» 

Как только Серый скомандовал «Мотор!», Муратов скинул с себя рубашку и вбежал в кадр, остальным ничего не осталось, кроме как последовать его примеру. Тогда Крамаров схватил пригоршню снега и принялся тереть Муратова в отместку за его фокусы, Вицин не растерялся и проделал то же самое с самим Крамаровым. В итоге Серому это так понравилось, что сцену пересняли с репликой Леонова о водных процедурах.

Впечатляющую сцену с пожаром в заброшенном доме, служившим укрытием бандитам, снимали без всяких спецэффектов. Когда Василий Алибабаевич готовит ужин для троицы сообщников, ходивших на встречу с гардеробщиком концертного зала, керосинка взрывается и весь дом оказывается охвачен пожаром. «Мосфильм» договорился с московскими властями о выделении для съемок готовящегося к сносу дома на пересечении Старопименовского и Воротниковского переулков в районе метро Маяковская, и для эффектного кадра его подожгли по-настоящему.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

Директор картины Александра Демидова вспоминает, что операторы настолько увлеклись съемкой эпичной сцены (еще бы, не каждый день выпадает возможность снимать настоящий масштабный пожар), что их буквально за шиворот пришлось оттаскивать от огня.

Цензура

«Джентльмены удачи» казались многим чересчур смелым фильмом для своего времени. Так живо и трогательно уголовников в советском кино еще не показывали, и многие чиновники опасались, что выход картины будет способствовать «романтизации» криминала.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

В «Госкино», которое должно было одобрить сценарий перед началом съемок, криминальную комедию сочли весьма дерзкой и «рискованной». Чтобы перестраховаться попросили нескольких генералов из МВД прочитать сценарий и дать свои комментарии. Милиционерам задумка понравилась, однако цензоры убедительно попросили сократить количество блатного жаргона, то и дело проскакивающего в диалогах героев.

В итоге Георгию Данелия вместе со своей коллегой Викторией Токаревой пришлось придумывать квази-жаргон, заменяя реально существующие выражения суррогатами, так появились «редиска», «петух гамбругский» и «Навуходоносор». Удивительно, но свежеизобретенные жаргонизмы после выхода фильма прочно вошли в обиход советских граждан и превратились в отличную замену по-настоящему оскорбительных слов, ничуть не хуже передавая их смысл.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм» 

С другой стороны, некоторые милиционеры указали создателям киноленты, что они недостаточно точно отображают жизнь «за колючей проволокой». Один из консультантов фильма Илья Голобородько посоветовал Александру Серому: «Вы лучше сделаете фильм, если сами похлебаете баланды в зоне и переночуете там недельку-другую. Вот вам командировка от нашего управления, поезжайте в колонию».

Тогда он еще не знал о тюремном опыте Серого, а сам режиссер побоялся отказать высокопоставленному консультанту и покорно уехал в «командировку». В колонии режиссер появился дважды лишь для того, чтобы поставить отметки в командировочном удостоверении. С блатным миром и его спецификой он и так был знаком не понаслышке.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм» 

Несмотря на «причесывание» сценария и снижение общей остроты сюжета, перед выходом на большие экраны перестраховщики из «Госкино» решили показать «Джентльменов» всемогущему министру МВД Николаю Щелокову. По воспоминаниям свидетелей он так хохотал, что порой заглушал реплики актеров, и осторожные киночиновники поняли, что с его одобрением проблем не возникнет.

Окончательную путевку на экраны фильму «выписал» сам Леонид Брежнев. Его зять, служивший заместителем начальника по пропаганде политуправления внутренних войск, привез кино на дачу и показал своему тестю. Брежневу фильм понравился, а на замечание о блатном жаргоне, то и дело все же проскакивавшем в диалогах, ответил: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает». После такой рецензии копии фильма разлетелись по всем кинотеатрам Союза.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

Мало кто знает, что много лет спустя фильм снова едва не угодил «на полку». Савелий Крамаров, исполнивший роль Косого, в 1981 году эмигрировал в США и принципиальные киночиновники, вполне в духе того времени, решили запретить прокат «Джентльменов удачи» по телевидению. Данелия, едва узнав об этом, попытался переубедить начальство: «Я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актер Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили все как было».

Премьерный показ фильма состоялся 13 декабря 1971 года в московском кинотеатре «Россия», а уже на следующий день перед кассами выстроилась очередь длинной в несколько сот метров.

В следующем, 1972 году «Джентльменов удачи» посмотрели больше 65 миллионов зрителей, а сборы составили больше 300 миллионов рублей при съемочном бюджете в 400 тысяч. Но больше всего на фильме обогатились спекулянты, они скупали билеты по 20 копеек, а продавали их по цене в 3 рубля и больше, что по тем временам было весьма значительной суммой даже для хорошо зарабатывавших горожан.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

Успех фильма в значительной мере был обусловлен не столько прекрасной работой тандема Серого и Данелия, великолепной актерской игрой и качественными съемками, сколько самой темой фильма. Сработал эффект сладкого запретного плода. В Советском Союзе, культивировавшем позитивную эстетику и воспитательный соцреализм, вдруг вышло кино, рассказывающее о тюремной «эстетике» и темной стороне общества, стремящегося к коммунизму.

До выхода «Джентльменов» преступники могли быть главными героями только в фильмах про «заграницу». Они уместно смотрелись в советских вестернах про Дикий Запад или картинах про загнивающую Европу, «Джентльмены удачи» стали, пожалуй, первым фильмом, где своих «родных» уголовников показали с неожиданной доброй стороны.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

Это была одна из немногих комедий, где в центре сюжета находилась не любовная линия, а дружба между взрослыми людьми, о чем честно предупреждает приписка «нелирическая комедия» в начальных титрах. «Джентльмены удачи» гармонично сочетали в себе традиционный для советского кино мотив перевоспитания «плохих» в «хороших» и эксцентричность западного комедийного кино.

Плотность шуток зашкаливала — тут и классические положения с двойниками, и переодевания в женскую одежду, падения, нелепые ситуации и в то же время «Джентльмены» вполне претендовали на статус полноценного экшна — побег из тюрьмы, погони, драки и даже убийство.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / Фото: «Мосфильм»

«Джентльмены удачи» 1971 года стали прорывным фильмом в советском кинематографе и практически открыли дорогу «преступникам» на киноэкран не только в роли злодеев и фоновых персонажей, но наделили их человеческими качествами, переживаниями и правом высказаться.


Обложка: кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971) / «Мосфильм»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *