Драматургия: «больше, чем комедия» с нелинейной композицией и без четвертой стены
Первый совет, который обычно дают мастера начинающим сценаристам, звучит так: «Пишите о себе». В 1977 году известный комик и режиссер самобытных кинопародий Вуди Аллен едва ли не впервые пошел по этому пути. Да, его многочисленные недотепы-очкарики, вечно влипающие в истории, по масштабу несоизмеримые с ними самими, были в какой-то степени альтер-эго самого Аллена. Тем не менее они служили исключительно двигателем одиозных комических сюжетов. Лишь в «Энни Холл» режиссер впервые решился рассказать подлинную человеческую историю.
Центральный персонаж фильма, телевизионный автор-юморист Элви Сингер, не только близок Аллену по роду деятельности, но и имеет общие с ним личные биографические моменты, а также выражает многие алленовские размышления о любви, отношениях и смысле жизни. Собственно, сам режиссер в одном из интервью заявил: «Идея фильма состояла в том, чтобы без особого сюжета показать, что происходит у героя в голове. Но во время монтажа стало ясно, что лента — больше, чем комедия». Рискнем предположить, что, отсматривая материал для «Энни Холл», Вуди Аллен и его соавтор Маршалл Брикмен обнаружили нечто гораздо более весомое, чем привычный набор реприз — цельную историю живых людей, которой невозможно не сопереживать.
Вуди Аллен и Маршалл Брикман
Чтобы итоговый вариант картины получился именно таким, сценаристам пришлось изрядно потрудиться над первой версией, сокращенной со 140 минут до полутора часов. Ряд эпизодов удалили, а композиция стала более нелинейной. Например, сцену знакомства Элви и Энни во время теннисного матча, первоначально открывавшую историю, отправили на 24-ю минуту, а ее место занял монолог Сингера, который он произносит уже спустя год после их расставания. Таким образом, импровизация на постпродакшне придала ленте новаторское звучание — четвертая стена и хронология рушатся с самого начала. В дальнейшем фильм выстраивается одновременно как постоянный диалог героя-рассказчика со зрителем и его же беспрерывный поток сознания, в котором воспоминания из разных времен наслаиваются друг на друга и соседствуют с актуальными переживаниями.
Кастинг: Китон, фрики, дебюты и камео
Кадры из фильма «Энни Холл»
Конечно, импровизационный юмор — лишь часть комедийного арсенала ленты. Другая его составляющая — колоритные второстепенные персонажи-фрики с выразительной внешностью. Их сыграли такие актеры, как Кэрол Кейн (первая жена Элви — Эллисон Пучник), звезда «Сияния» Шелли Дювалл (журналистка Rolling Stone), Рик Петручелли (брутальный поклонник Сингера у кинотеатра), игравший, как и Китон, в «Крестном отце», и Кристофер Уокен (брат Энни).
Кадры из фильма «Энни Холл»
Отдельная изюминка картины — два остроумных камео. Первое принадлежит Маршаллу Маклюэну, который приходит на помощь персонажу Аллена в споре с псевдоинтеллектуалом в очереди в кинотеатре. Известно, что вместо философа медиа режиссер хотел видеть в данном эпизоде маэстро Федерико Феллини, но того было значительно сложнее выписать из Италии, чем Маклюэна — из Канады. Второе камео еще комичнее, ведь в нем подлинный автор «Завтрака у Тиффани» гуляет в Центральном парке в образе «победителя конкурса двойников Трумена Капоте».
Локации: Нью-Йорк против Лос-Анджелеса, выход в город против павильона
Вуди Аллен
Закрылся в 2002 году и теннисный клуб Уолл-Стрит, где впервые встречаются персонажи Вуди Аллена и Дайан Китон. Нет больше и двух любимых кинотеатров режиссера, показанных в ленте: The Beekman Cinema в Ист-Сайде, куда герои опаздывают на «Лицом к лицу» Бергмана, и The Thalia Cinema в Верхнем Вест-Сайде, где они дважды за фильм смотрят французскую «Скорбь и жалость». Саут-Стрит-Сипорт, в окрестностях которого снимался канонический поцелуй на закате с видом на Бруклинский мост, также изменился до неузнаваемости после урагана Сэнди.
А вот заведение на бульваре Сансет в ненавистном Аллену и его протагонисту Лос-Анджелесе (солнечный город с расслабленными жителями — ад для рефлексирующего интеллектуала), где снималась кульминационная сцена диалога Сингера и Холл, все еще функционирует. Правда, теперь это не вегетарианский ресторан, где можно полакомиться суслом, а мексиканская закусочная.
Визуальное решение: длинный кадр, субъективная камера, псевдополиэкран, двойная экспозиция и мизанабим
Вуди Аллен и Гордон Уиллис
В первой совместной работе с Вуди Алленом главной задачей Уиллиса было достигнуть жизнеподобия и максимально вовлечь зрителя в происходящее на экране. На это работают длинные кадры, подчеркивающие непрерывность течения жизни, и общие планы, позволяющие увидеть окружающую героев реальность во всей полноте и в то же время с несколько отдаленного, «наблюдательского» расстояния.
Там же, где создатели хотят показать действительность так, как ее видят персонажи, используется субъективная камера. В эпизоде, где Элви выступает на сцене, мы наблюдаем за ним «глазами Эллисон Пучник», стоящей за кулисами. А, например, во время пляжной прогулки персонажей Аллена и Китон нам показывают природу с их точки зрения, фиксируя камеры на живописном предзакатном пейзаже. Причем догадаться, что в данный момент за природой наблюдают не только зрители, но и Элви с Энни, помогает закадровый диалог влюбленных.
Кадр из фильма «Энни Холл»
Еще один любопытный пример взаимодействия реплик/мыслей героев с визуальным рядом — сцена на балконе, в которой слова, произносимые собеседниками, сопровождаются субтитрами, сообщающими зрителю, что Холл и Сингер думают друг о друге на самом деле. Столкновение женского и мужского взглядов на отношения реализуется также в эпизоде, где Энни во время близости с Элви выходит из своего тела, наблюдает за происходящим со стороны и комментирует свое поведение. Душа героини в данном случае изображена с помощью двойной экспозиции.
Псевдополиэкран. Кадр из фильма «Энни Холл»
Вообще, в «Энни Холл» Аллен по полной использует возможности кинематографа расширять границы реальности, демонстрируя ее с разных точек зрения и давая героям шанс посмотреть на себя со стороны, причем не только в настоящем, но и в прошлом. Ярчайшие примеры — взрослый Элви переносится на 30 лет назад в свой школьный класс; Энни оказывается на прошлогодней вечеринке и видит себя тогдашнюю во время знакомства с экс-бойфрендом-актером; Сингер в компании друзей погружается в его воспоминание о семейных сборищах времен детства.
Саундтрек: джаз, ностальгия и «Касабланка»