Разработка: от комикса до запуска
25 лет назад издательство Dark Horse выпустило первый комикс Майка Миньолы про парня из пекла, и совсем недавно это историческое событие фанаты графических романов про Красного широко отмечали как «День Хеллбоя». Среди них и один из главных режиссеров-визионеров нашего времени Гильермо дель Торо, который проникся творчеством Миньолы еще в середине 90-х.
В «Хеллбое» он нашел мотивы так близкие собственному сердцу: сложного протагониста, чье адское происхождение борется с добрым нравом, китчевых злодеев, религиозные аллюзии и благородных изгоев со сверхспособностями, вынужденных скрываться от мира в силу своей инаковости и кажущейся чудовищности. Воплотить все это на экране дель Торо был готов еще в 1998-м, но тогда особого энтузиазма у студийных боссов не вызывал ни постановщик, ни комикс Миньолы.
Фрагмент комикса «Хеллбой» / Иллюстрация: Dark Horse
Успех вышедших в 2000 году «Людей Икс» переменил настроения в киноиндустрии, и на «Хеллбоя» обратили внимание. Среди возможных режиссеров экранизации рассматривались Питер Хайамс, Дэвид С. Гойер и Жан-Пьер Жене (снимал Перлмана в «Городе потерянных детей», но это к делу не относится), у которого после «Амели» были совсем другие планы, вылившиеся в «Долгую помолвку». Дель Торо же был готов отказаться ради любимого комикса даже от таких заманчивых предложений, как «Гарри Поттер и узник Азкабана», и Columbia Pictures капитулировала перед его азартом и заработанным благодаря «Блэйду II» авторитетом.
Однако это не значит, что студия безоговорочно соглашалась со всеми решениями режиссера. Так, ему удалось отстоять канонический демонический образ Красного, из которого продюсеры хотели сделать обычного парня, сатанеющего лишь в состоянии ярости, но в некоторых вопросах всё же пришлось пойти на уступки. В частности, дель Торо отказался от вставок с интервью якобы реальных свидетелей подвигов Хеллбоя — студия не поняла сценарную находку, придуманную автором еще в 1997-м.
На съемках фильма «Хеллбой: Герой из пекла» (2004) / Фото: Columbia Pictures
Впрочем, реализовать идею, что «герой из пекла» вполне себе народный, удалось с помощью вступительной заставки с газетными заголовками, введения в киноповествование телерепортажей и эпизода с мальчиком на крыше, который узнает демоническую знаменитость. Кроме этих вольностей, в сценарий, основанный на серии «Семя разрушения», дель Торо добавил любовную линию, которой у Миньолы не было в помине. Тем самым режиссер-сценарист еще раз подчеркнул нежную сущность Красного — шестидесятилетнего подростка, робеющего перед девушкой мечты.
Сцена из фильма «Хеллбой: Герой из пекла» (2004)
Стоит признать, фанаты комикса остались не в восторге от умильной версии Хеллбоя, но у дель Торо были свои причины сделать его таким — он любит снимать про детей или неиспорченных героев с чистой детской душой и, как истинный автор, адаптировал персонажей Миньолы к собственной киновселенной. Художник в обиде не остался, ведь режиссер сделал его полноправным участником съемок и прислушивался к его мнению на всех этапах создания фильма. Надо ли говорить, что Гильермо дель Торо и Майк Миньола стали лучшими друзьями и соратниками.
Кастинг: от Перлмана до камео
Рон Перлман успел подружиться с дель Торо задолго до «Хеллбоя». Харизматичный актер с брутальным голосом снимался у него в дебютном «Хроносе» и в прорывном «Блэйде II». У режиссера не было даже мысли, что кто-то другой может сыграть парня из пекла. Да и Миньола после знакомства с Перлманом подтвердил, что это и есть Хеллбой. Однако продюсеры не были так уверены: они хотели видеть в заглавной роли кого-то более молодого и известного. В частности, назывались кандидатуры Вина Дизеля, Дуэйна Джонсона и Николаса Кейджа.
К счастью для зрителей, дель Торо удалось отстоять Перлмана, и он продемонстрировал, что готов совершать подвиги, как и его герой. 54-летний актер самостоятельно выполнял все трюки и даже сломал ребро во время съемок сцены в метро. Несколько дублей подряд Перлману приходилось запрыгивать на поезд, двигавшийся со скоростью 45 миль/час, и однажды он не рассчитал момент прыжка.
Актер Рон Перлман / Фото: AP/TASS
Самое поразительное, что после этого актер продолжил работать на камеру, пока один из членов группы не заметил слезы в его глазах и не сообщил дель Торо, который сразу прекратил съемки. Перлман же, с истинно хеллбоевской невозмутимостью, заключил, что у него сломалось лишь одно ребро, а остальные — целы и невредимы.
Стоит ли удивляться, что этот героический человек совершенно спокойно переносил преображение в Красного, которое занимало порядка четырех часов. К слову, отвечал за грим Перлмана Джейк Гарбер, использовавший для создания образа латекс, пенопласт и другие материалы.
Не менее героически проявил себя маэстро трансформаций Даг Джонс, который проводил по 5-7 часов в кресле гримера, чтобы перевоплотиться в Эйба Сапиена с его скульптурными мускулами, политыми голубой краской из баллончика. Этим подвиги «любимого монстра дель Торо» не исчерпываются — эпизод, ради которого бывший гимнаст 20 часов висел вверх ногами, снимался в его день рождения.
Во время подготовки к съемкам фильма «Хеллбой: Герой из пекла» (2004) / Фото: Spectral Motion
Немного обидно, что усилия Джонса не в полной мере оценили продюсеры, которые настояли, чтобы Эйба Сапиена озвучивал более известный актер Дэвид Хайд Пирс. К чести Пирса, он понимал, что его вклад в роль Сапиенса несоизмерим с работой Джонса, и попросил убрать свое имя из финальных титров. В сиквеле справедливость восторжествовала, и Эйб заговорил голосом Джонса.
Во время подготовки к съемкам фильма «Хеллбой: Герой из пекла» (2004) / Фото: Mike Elizalde / Spectral Motion
Любопытно, что в озвучивании некоторых персонажей «Хеллбоя» принимал участие и сам Гильермо дель Торо. Так визги, стоны и другие необычные звуки, издаваемые новорожденным Красным, Иваном, Кроненом и Саммаэлем — исходили из уст режиссера. Неудивительно, что при такой вовлеченности во все аспекты создания собственного кинодетища дель Торо появился и в камео, причем на пару с Миньолой. В эпизоде нападения Сэмми на толпу ряженых, среди них можно заметить первого в костюме дракона и второго в рыцарских доспехах.
Локации: от Нью-Йорка до Праги
По фабуле у картины довольно обширная география — действие разворачивается в Молдавии, Волоколамске, Ньюарке и Нью-Йорке, но фактически всё это было снято в Праге. Столицу Чехии давно облюбовали кинематографисты всего мира, тот же дель Торо снимал там второго «Блэйда».
Сцена из фильма «Хеллбой: Герой из пекла» (2004)
В «Хеллбое», например, очень убедительно смотрится нью-йоркское метро, где Красный борется с Саммаэлем. Подземка была воссоздана внутри старого пражского склада, а массовку нарядили в соответствии со стилем жителей Нью-Йорка.
Визуальное решение: от спецэффектов до символизма
Над визуальными эффектами для фильма трудился десяток компаний, включая Spectral Motion. По словам ее президента Майка Элизальде, Гильермо дель Торо старался не злоупотреблять компьютерной графикой, предпочитая ей аниматронику, бутафорию, марионеток и пластический грим. Причин для этого было минимум три.
Во-первых, физические эффекты выглядят более осязаемыми, а взаимодействие актера с куклой-аниматроником получается более эмоциональным и реалистичным, чем с воображаемым партнером, которого дорисуют на постпродакшне. Второй немаловажный момент — экономия. Бюджет «Хеллбоя» составлял 60 миллионов долларов, что для кинокомикса не такая уж большая сумма. Для сравнения — вышедший годом позже «Бэтмен: Начало» Кристофера Нолана обошелся создателям в 150 миллионов. Ну а третья причина лежит на поверхности и связана с личностью дель Торо, который обожает олдскульное кино с рукотворными монстрами и сам начинал карьеру как специалист по гриму.
Во время подготовки к съемкам фильма «Хеллбой: Герой из пекла» (2004) / Фото: Columbia Pictures
В визуальном стиле «Хеллбоя» много и другого истинно дельторовского. Редкий фильм режиссера, чья католическая бабушка порицала его бесовскую страсть к фильмам ужасов, обходится без религиозной символики — как следствие, распятие в прологе картины. Воскрешение Распутина происходит в лабиринте — за «Хеллбоем» последует «Лабиринт Фавна» (2006). Битва с Сэмми в подземке перекликается с «Мутантами», где метро показано очень опасным местом, а волоколамские эпизоды изобилуют разнообразными механизмами и шестеренками, к которым у дель Торо особый интерес.
Сцена из фильма «Хеллбой: Герой из пекла» (2004)
Цветовое решение фильма также весьма традиционно для картин режиссера, снятых в содружестве с оператором Гильермо Наварро. Зло орудует в холодном синеватом или почти монохромном антураже, как в прологе, а сказка и романтика имеют теплые тона — недаром городские эпизоды с участием Лиз происходят золотой осенью. Впрочем, любимую дель Торо янтарную гамму можно заметить и в фантазийной, похожей на полотно художника, сцене превращения Красного в Анунга Ун Раму.
Сцена из фильма «Хеллбой: Герой из пекла» (2004)
Символично, что на протяжении всей ленты Хеллбой балансирует между небом и преисподней. Камера Наварро то фиксирует героя, который стоит на крыше, возвышаясь над всеми, то ловит его в моменты эпичных падений.
Саундтрек: от Белтрами до Эла Грина
Саундтрек к фильму «Хеллбой: Герой из пекла» (2004)
Саундтрек также строится на контрасте высокого и низкого — симфоническая музыка Марко Белтрами перемежается популярными мелодиями самых разных жанров и эпох. 1930-е представлены джазовым стандартом Easy Come Easy Go и главной love song Второй Мировой We’ll Meet Again. Продолжают любовное настроение классический соул Let’s Stay Together Эла Грина и актуальная для нулевых инди-баллада Breathe In команды Paloalto, а контрастируют с этой romantic collection брутальный алко-блюз Тома Уэйтса Heartattack and Vine и кавер Пита Йорна на инфернальную Red Right Hand Ника Кейва. Композиция The Bad Seeds полностью отвечает концепции фильма — она отсылает к поэме Мильтона про карающую руку Бога («Потерянный рай»), но намекает скорее на дьявола — и станет идеальным завершением рассказа про него.
Обложка: кадр из фильма «Хеллбой: Герой из пекла» (2004) / Columbia Pictures